Исследование возможности оптимизации расходов оао «ржд» на оплату за пребывание вагонов иностранных железных дорог на ржд
Иванова Е.А., к.т.н.
Таянов Д.В.
Аннотация
В статье рассмотрена проблема регулирования движения грузовых вагонов в международном железнодорожном сообщении, и анализ времени, на которое приходятся основные операции по грузовой работе на территории Калининградской железной дороги. На основе проведенного исследования автором сформированы общие рекомендации по возможной оптимизации расходов компании ОАО «РЖД» в сфере международных перевозок.
Ключевые слова
Оптимизация издержек, простой грузовых вагонов, международные перевозки, железнодорожный транспорт, эффективность функционирования.
Железнодорожный транспорт в России является ведущей транспортной отраслью – на его долю приходится около 37% грузооборота и 40% пассажирооборота, поэтому железнодорожные перевозки оказывают существенное влияние на состояние российской экономики и ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. В настоящее время компания ОАО «РЖД» нацелена на повышение эффективности всей системы функционирования российских железных дорог [1]. Именно повышение эффективности и сокращение издержек являются ключевыми факторами дальнейшего стратегического развития [2] Данная стратегия должна формироваться и реализовываться комплексно, налаживая конструктивный диалог между всеми участниками рынка, исследуя пути и преследуя цели повышения экономической безопасности и конкурентоспособности компании [3].
Всем известно, что время – это деньги, и это выражение приобретает прямой смысл, когда речь идет о международном железнодорожном сообщении между странами Организации сотрудничества железных дорог. ОАО «РЖД» проводит расчеты за пользование вагонами приписки иностранных государств на своей территории и время нахождения вагона на территории РФ тождественно плате за его пользование в соответствии с действующими ставками и нормативными документами. В целях поиска путей оптимизации соответствующих затрат автором проведено исследование состава и времени выполнения операций с грузовыми вагонами, выполняемых на территории пограничного перехода [4].
В качестве примера можно взять польские грузовые вагоны, курсирующие на Калининградской железной дороге через пограничный переход Бранево – Мамоново. На данном участке достаточно благоприятная инфраструктура с наличием двойной колеи, предполагающая хорошую пропускную способность, но в то же время имеющую трудности с точки зрения регулирования вагонопотоков. Центром «Желдоррасчет», структурным подразделением ОАО «РЖД», проводился анализ нахождения вагонов ПКП на РЖД, в ходе которого были определены преобладающие операции, на которые уходит время в течение этапа нахождения этих вагонов на территории РФ. В итоге было выявлено, что на операции в обратном направлении движения вагонов, после приема с мест выгрузки на станцию Дзержинская-Новая (Калининградская магистраль) для отправления и до сдачи на ПКП приходится 33,5% от общего времени пребывания. Т.е. вагоны простаивают и несвоевременно принимаются польской стороной.
На всех участках нужно применять меры воздействия на вагонопотоки, исходя из имеющихся объемов выполняемых работ по грузоперевозкам, перераспределять по параллельным ходам и регулировать локомотивный парк, соблюдая, ко всему остальному, финансовые интересы компании. Излишки вагонного парка всегда снижают качество эксплуатационной работы. Но регулировать нужно не только вагонопотоки на своей территории, «регулировать» нужно и коммуникации с иностранными железными дорогами. Пограничные совещания проходят регулярно и вопросы по взаимодействию можно считать ключевыми на встречах представителей железнодорожных администраций, но это не отменяет необходимости акцентировать внимание на неурегулированных вопросах, и в первую очередь это касается постоянной деятельности по оптимизации и улучшению работы подвижного состава, курсирующего по двустороннему международному направлению.
Простои вагонов российских собственников на территории РЖД также не способствуют повышению привлекательности железнодорожного рынка для грузоотправителей [5]. Работать на каждом участке железной дороги нужно с пользой для движения и экономики страны, рационально подходя к решению возникающих задач. Так формируются корпоративные принципы предоставления качественного транспортного продукта в соответствии с маркетинговым подходом, соблюдая единые нормы эффективности и безопасности перевозочного процесса.
Список использованной литературы
1. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. для вузов железнодорожного транспорта / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, М.Ф. Трихунков; Под ред. Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса, М.Ф. Трихункова. – М.: УМЦ ЖДТ, 2011. – 487 с.
2. Иванова Е.А., Шлеин В.А. Оценка экономической эффективности управленческой деятельности транспортной компании./ Экономика железных дорог, 2012. № 10. – с. 36-39.
3. Иванова Е.А., Микляева Е.И. Обоснование направлений повышения экономической безопасности транспортной компании путем оценки показателей ее деловой активности./ Труды XIV Научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». – М.: МГУПС (МИИТ), 2013, VIII-78.
4. Галабурда В.Г., Иванова Е.А., Соколов Ю.И. Основы маркетинга на транспорте. Учебное пособие. – М.: МИИТ, 2011. – 268 с.
5. Транспортный маркетинг. Учебник для вузов / Галабурда В.Г., Бубнова Г.В., Иванова Е.А. / Под общей редакцией доктора экономических наук, проф. В.Г. Галабурды М.: УМЦ «Маршрут», 2011. – 456 с.
УДК 378:371.4