Глава 3. Направления совершенствования системы менеджмента качества на БМЗ
3.1. Модернизация системы управления качеством на заводе
3.2.Оценка финансовых затрат на разработку и внедрение системы менеджмента качества и устранения брака
3.3.Оценка экономической эффективности и окупаемости разработки и внедрения СМК
Заключение
Список литературы
Приложения
Во введении должны быть отражены следующие вопросы:
• актуальность исследования темы управления качеством продукции на предприятии;
• цель исследования (заключается в раскрытии сущности современных подходов к управлению качеством и внедрению на предприятии системы менеджмента качества на базе международных стандартов ИСО серии 9000);
• объект исследования – производственная деятельность БМЗ;
• предмет исследования – формирование системы управления качеством на БМЗ;
• задачи исследования – раскрыть сущность, значение, функции управления качеством; исследовать показатели качества и методы их оценки, раскрыть состав системы управления качеством и сущность современных концепций управления качеством; выполнить анализ реализации проблем управления качеством на БМЗ, раскрыть назначение, состав и функции системы менеджмента качества как средства управления качеством продукции на стадиях ее жизненного цикла; обосновать комплекс практических мероприятий по внедрению системы менеджмента качества на заводе и дать оценку эффективного внедрения системы на предприятии.
В первой главе выпускной квалификационной работы (объемом 15–20 страниц) необходимо с использованием литературных источников раскрыть понятие качества продукции на предприятии, обратить внимание на трактовку понятия качества разными авторами.
В процессе изучения литературных источников по исследуемой проблеме важно найти сходство и различие точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.
Следует показать различные подходы к пониманию качества в плановой и рыночной экономике. В условиях планового хозяйства качество трактуется с позиций производителя, а в рыночной – с позиций потребителя.
Необходимо проанализировать функции управления качеством, цикличный характер процесса управления качеством, в котором важное место отводится анализу конструкции изделия и предварительному контролю.
Следует рассмотреть показатели качества и методы их оценки. Оценка уровня качества продукции является основой для выработки необходимых управленческих воздействий в системе управления качеством продукции. Требуется привести классификацию показателей качества.
Необходимо раскрыть значение жизненного цикла продукции («петли качества») и требования к его основным этапам. Управление качеством должно охватывать все стадии жизненного цикла продукции. Важно раскрыть понятие цикла Деминга и его роль в формировании системы управления качеством.
Следует дать состав системы управления качеством, структуру и функции органов, обеспечивающих управление качеством, особое внимание обратить на основные элементы механизма управления качеством на предприятии: стандарты; планирование комплекса работ по обеспечению качества; оценку качества продукции методами контроля, испытаний, сертификации; методы и средства управления качеством.
Надо также уделить внимание рассмотрению вопросов реализации современных концепций по управлению качеством продукции на базе международных стандартов ИСО серии 9000. Следует выделить реализацию концепции TQM.
В работе обязательно надо отразить направления решения имеющихся проблем качества, обосновать свои позиции по оценке проблем и их решению.
В заключительной части первой главы необходимо осуществить логичный переход ко второй главе, сделать выводы.
Вторая глава выпускной квалификационной работы (объемом 20–25 страниц) является аналитической. Эта глава целиком строится на материалах БМЗ.
Прежде всего, необходимо привести характеристику организации: когда создана, какую выпускает продукцию, состояние техники, технологии, организации труда, управления, снабжения, сбыта, маркетинга, показатели работы в динамике 3–5 лет; развитие НТП и положение с инвестициями. Детально рассматривается существующая на заводе система менеджмента качества.
Материалами для анализа могут быть планы работы предприятия, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служебная документация. Материалы, служащие базой для анализа и обоснования предложений, должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования.
Далее дается описание этапов формирования на предприятии системы менеджмента качества, которые включают:
1)предварительный анализ деятельности предприятия в области качества, определение видов продукции и модели системы менеджмента качества;
2)обследование и оценку деятельности предприятия по функционированию всех элементов действующей системы качества;
3)разработку программы совершенствования системы качества;
4)проведение работ по совершенствованию системы качества на предприятии;
5)подготовку заявки и необходимых документов для проведения сертификации системы менеджмента качества.
Проводится подробное исследование назначения, состава и функций системы менеджмента качества на предприятии.
По результатам исследования делается вывод, что система менеджмента качества на БМЗ соответствует модели ГОСТ Р ИСО 9001-96 и стандартам РФ СРПП и включает 18 элементов.
Основным документом, описывающим систему менеджмента качества предприятия, является «Руководство по качеству БМЗ».
В ВКР анализируются цели системы менеджмента качества и особенности функционирования элементов системы, выделяются трудности и проблемы качества, подлежащие решению на заводе.
Третья глава посвящена авторским предложениям по решению поставленных проблем управления качеством (объем главы до 20 страниц). На фактическом материале следует показать, какие меры (предложения) необходимы для приведения системы качества предприятия к международному уровню (международным стандартам) и обеспечения условий практического осуществления мер по всем направлениям поставленных задач.
Для приведения действующей системы менеджмента качества в соответствии с требованиями МС ИСО серии 9000 версии 2000 г. должна быть рассмотрена программа проведения работ по адаптации действующих стандартов предприятия к требованиям ГОСТ Р ИСО 9004–2001. Необходимо предусмотреть определенные организационные меры по реализации предложений.
Следует показать, какие изменения в связи с внедрением системы менеджмента качества необходимо внести в действующую систему управления заводом, в процедуры управленческих работ, в положения о структурных изменениях в подразделениях.
Работу желательно дополнить диаграммами причин и результатов (диаграмма Исикавы), диаграммами разброса параметров качества, схемами функционирования отдельных элементов системы качества («Управление проектированием», «Контроль и испытания» и др.), схемами структуры управления заводом с учетом СМК и т.д. Для обработки статистических данных, формирования таблиц, диаграмм, графиков необходимо использовать компьютерные технологии.
БМЗ в результате совершенствования (модернизации) системы менеджмента качества получил определенные преимущества:
• снизились расходы на рекламации;
• снизились расходы на ремонт бракованной продукции и возврат брака изготовителю;
• повысилась ответственность сотрудников и т.д.
Главная задача заключения в выпускной квалификационной работе – раскрыть основные выводы теоретического и предложения практического характера, которые получены в результате исследования. Объем заключения составляет 3–5 страниц. Представляют интерес итоги самостоятельной работы студента, но не общеизвестные сведения. Выводы и предложения излагаются кратко, как правило, без обоснований.
Например, формулировку пунктов заключения можно записать так:
• раскрыто значение... в современных условиях, дана классификация..., выявлены факторы (причины), которые являются основными для предприятия. К ним относятся...;
• всесторонне рассмотрен вопрос о..., проведен анализ. Анализ показал, что прежде всего следует...;
• предложены новые показатели оценки..., отличающиеся от применяемых на предприятии тем, что позволяют...;
• в условиях недостатка... ресурсов большую значимость для предприятия имеет... и, прежде всего, ..., поэтому целесообразно...
В работе освещены вопросы функционирования и модернизации системы управления качеством на Брянском машиностроительном заводе.
Анализ системы качества, проведенный на предприятии, показал, что эффект от финансовых затрат на разработку и внедрение системы менеджмента качества, сертификацию на основе международной системы ИСО 9000 является основополагающим фактором в конкурентной борьбе предприятия на рынке; вложения предприятия в систему контроля качества выпускаемой продукции снижают расходы на рекламации, ремонт бракованной продукции и возврат брака изготовителю.
В соответствии с целью исследования в результате проведенной аналитической работы было изучено внедрение на предприятии системы менеджмента качества международных стандартов ИСО серии 9000. Расчет эффективности от внедрения данной системы показал ее преимущество по сравнению с применявшимися до настоящего времени методами.
Выявлено, что основные сложности при внедрении системы связаны с недостаточным вниманием к психологической стороне проблемы. Работники, осуществляющие переход на данную систему качества, не доверяют ее эффективности и тем самым тормозят процесс модернизации.
Анализируя положения, можно рекомендовать мероприятия по работе с коллективом, целью которых явилось бы разъяснение преимуществ новой системы, а также по повышению квалификации сотрудников-исполнителей.
Как показал анализ, методика внедрения МС ИСО серии 9000 не громоздка, не требует специальных навыков в применении, обладает невысоким уровнем сложности.
Можно сделать вывод, что там, где придается значение качеству продукции, при введении системы менеджмента качества можно получить большие выгоды для предприятия.