П. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Индивидуальные задания

— Прочитайте предложения.

— Вставьте нужные слова на месте пропусков, используя слова для справок.

... — это части организма, имеющие определенное... и выполняющие .. . Они ... друг от друга и образуют ... человека. ... объединяет органы и единое целое.

Для справок: нервная система, органы, строение, определен­ную работу, организм, зависят.

(Ответ. Органы — это части организма, имеющие определенное строение и выполняющие определенную работу. Они зависят друг от друга и образуют организм человека. Нервная система объ­единяет органы в единое целое.)

— Напишите названия органов, которые совершают следую­щую работу.

• Разжевывают пишу — ... (зубы).

• Воспринимают речь, звуки — ... (уши).

• Различают горькую, сладкую, соленую пищу — ... (язык).

• Обеспечивают дыхание — ... (легкие, нос).

Фронтальный опрос

— Назовите органы чувств.

— Какую роль играет каждый из органов?

— Как надо беречь каждый из органов чувств?

III. Самоопределение к деятельности

— Какую роль как орган чувств выполняет кожа? (Сообщает информацию о том, к чему мы прикасаемся, что нас окружа­ет. Кожей мы ощущаем тепло, холод, ветер, удар.)

Сегодня на уроке мы будем говорить о коже как органе чело­веческого тела.

IV. Работа по теме урока

1. Объяснение учителя Надежная защита организма

Кожа равномерно покрывает все тело. Главная забота Кожи — защита внутренних органов от различных повреждений, от холода и жары, от болезнетворных бактерий.

В коже находятся нервные окончания, которые помогают определить температуру окружающей среды и предметов, К которым мы притрагиваемся. Ты вышел на балкон и сразу почувство­вал, холодно или тепло на улице. Тебе об этом сообщили нервные окончания, находящиеся в коже. И ты решаешь, какую одежду надеть.

Известно, что разные участки тела в разной степени чувстви­тельны к холоду. Вы замечали, что у вас в сильный мороз замерза­ет быстрее всего? Ну конечно, пальцы рук и ног, нос, уши. В них больше нервных окончаний, чувствительных к холоду.

Когда трогаешь предмет, держишь его в руках, ощупываешь, то определяешь его поверхность, форму, температуру. Много ося­зательных нервных окончаний на кончиках пальцев.

Практическая работа

— Посмотрите на кожу на своей руке. Потрогайте ее, потя­ните. Что вы можете о ней сказать? Какая она? (Упругая, тонкая — мы видим сосуды, мягкая, прочная.)

— Какого она цвета? (Бледно-розового.)

— Проведите по лбу пальцем и прижмите палец к стеклу. Что осталось на стекле? (Пятно.)

— Как вы это объясните? (Это пятно жира, который выделяет кожа.)

— Рассмотрите кожу через лупу. Что вы на ней видите? (Ма­ленькие отверстия — поры.)

— Как вы думаете, для чего нужны эти отверстия? (Кожа через них дышит.)

Правильно, а еще через поры выделяется жир и пот. У вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи.

Кожа состоит из трех слоев.

Первый слой— сверху наружная оболочка, которая предохра­няет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.

Второй слой— сама кожа. В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой. Потовые же­лезы расположены по всей поверхности кожи. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота ре­гулирует температуру. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.

Наиболее чувствительна кожа на кончиках пальцев, носа, на середине ладоней и по средней линии спины. На коже растут волосы и ногти. Итак, второй слой — это сама кожа.

Третий слой- это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

(Учитель записывает на доске.)

Кожа

1. Наружная оболочка.

2. Кожа.

3. Подкожный жир.

— Итак, наша кожа состоит из трех слоев. Перечислите Их.

— Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. А что предохраняет кожу от повреждений? (Наружная оболочка.)

— Верно. Кто из вас запомнил, что поддерживает нормальную температуру тела? (Выделение пота.)

— Подумайте, какой слой сохраняет тепло? (Третий. Подкожный жир.)

Кожа - надежная защита. Она водонепроницаема, поэтому человек не «высыхает» в жару и не «тает» во время дождя. Кожа защищает человека от солнечной радиации. Она достаточно прочна, чтобы защитить его от повреждений, и в то же время достаточно мягка и упруга, что позволяет человеку совершать движения.

— Прочитайте текст в учебнике на с. 130.

— Для чего кожа выделяет пот?

— Для чего кожа выделяет жир?

3. Беседа Уход за кожей

С потом из организма человека выделяется большое количество вредных веществ. Когда на коже скапливается много жира и пота, то к ним прилипает пыль. Значит, кожа становится гряз­ной. На коже начинают размножаться микробы. На 1 ф2 кожи находится до 40 000 микробов. Если не следить за чистотой кожи, то могут возникнуть кожные заболевания. Поэтому кожу надо содержать в чистоте.

— Как вы думаете, что главное при уходе за кожей? (Мытье.) Главный способ ухода за кожей — мытье. Тогда с кожи удаля­ются пыль, микробы, жир, пот. Мыть тело надо 1—2 раза в неде­лю. Ученые подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов. Представляете?!

Обязательно каждый день надо мыть лицо, руки, ноги, шею, кожу подмышечных впадин.

— А вы знаете, сколько раз надо мыть руки, чтобы они были чистыми? (Три раза, не меньше.)

— В учебнике на с. 131 прочитайте, как правильно умываться.

— Расскажите правила.

— Какой водой надо умываться? (Ответы учеников.)

Нельзя все время умываться холодной водой, так как сужива­ются сосуды и кожа становится сухой и бледной, дряблой, появля­ются морщины. Нельзя все время умываться очень горячей водой. Горячая вода хорошо очищает кожу, но вызывает расширение со­судов, тогда кожа становится слабой, вялой, на лице появляются покраснения, морщины.

- Как же быть? (Надо умываться то горячей, то холодной водой.) Совершенно верно. После умывания надо тщательно вытирать

лицо. Иначе кожа будет обветриваться и трескаться, шелушиться. (Заранее подготовленный ученик выступает с устным сооб­щением на тему «Давно ли люди моются?». Затем другой ученик рассказывает стихотворение «Кожа», выученное дома.)

- Какими средствами ухода за кожей вы пользуетесь?

Наши рекомендации