Международная экономическая деятельность и многократное налогообложение
Устранение многократного международного налогообложения является сложной и многогранной проблемой, убедительным свидетельством чему является вся история усилий большинства государств в поиске ее решений. К числу основных трудностей, специфически присущих процессу устранения международного многократного налогообложения, можно отнести:
- конфликт интересов, проявляющийся как на межгосударственном уровне (каждое государство стремится увеличить налоговые поступления в свой бюджет, а также обеспечить максимальные преимущества для «своих» резидентов за рубежом), так и на уровне взаимоотношений национальной государственной налоговой юрисдикции и налогоплательщика (последний, используя либеральные возможности осуществления международной экономической деятельности, имеет определенную возможность изменения «своей» налоговой юрисдикции, в то время как государство вынуждено одновременно озаботиться и созданием для него приемлемых условий ведения дел, и обеспечить фискальные поступления в свой бюджет);
- ограничение налогового суверенитета государства: признавая исключительное право другого государства на взимание налогов от деятельности на своей территории, первое государство, тем самым, лишает себя возможности от получения соответствующего фискального дохода;
- многоступенчатую процедуру принятия мер.
Участвуя в устранении международного многократного налогообложения, государство первоначально должно разработать приемлемые для своей налоговой системы изменения, затем согласовать их со своими партнерами, и, наконец, вновь на национальном уровне обеспечить их принятие. На практике, естественно, процесс более растянут вследствие сложности организации механизма согласований, и их многократности;
- поиск компромисса между финансовыми и внешнеэкономическими интересами государства. В качестве примера точек такого поиска можно назвать: желательность привлечения иностранного капитала, необходимость для этого устранения двойного налогообложения, следствие - сокращение налогов;
- обоснование целесообразности (необходимости) устранения двойного налогообложения. При этом выгода от такого устранения, как правило, удаленная и просчитываемая только теоретически, в то время как сокращение налоговой базы способно проявить себя почти моментально;
- сложности технического характера, обусловленные чрезвычайной сложностью налоговых систем отдельных государств;
- разница экономического развития у разных государств.
11. Правовая система устранения многократного международного налогообложения
В настоящее время правовое регулирование устранения многократного международного налогообложения можно рассматривать, хотя и с определенными оговорками, как системное комплексное явление. С одной стороны, развитие мировой экономики обуславливает взаимодействие и взаимовлияние национальных хозяйств. Налоговые системы государств также не остаются в стороне от этих процессов и не могут оставаться закрытыми. Динамика развития экономики требует соответствующей модернизации национальных правил налогообложения, а условия тесной экономической
интеграции предопределяют необходимость их взаимной коррекции. При этом одним из наиболее ярких проявлений целенаправленного систематического взаимодействие фискальных систем выступает согласование их действий по предотвращению многократного налогообложения. С другой стороны, данное взаимодействие фискальных систем не структуризировано как организационно единая иерархическая система институтов и отношений.
Разработка и принятие юридических правил, обеспечивающих сокращение и ликвидацию международного многократного налогообложения, может осуществляться как самостоятельно отдельными государствами, т.е. в рамках одной налоговой юрисдикции, так и путем международного сотрудничества. Соответственно, в зависимости от природы и источников таких правил можно выделить следующие уровни (подсистемы) правового регулирования устранения международного многократного налогообложения1:
- внутригосударственное (национальное) законодательство;
- международные соглашения.
В свою очередь последние могут быть двусторонними и многосторонними.
Основными специальными принципами международного налогообложения, развивающегося в русле международной координации и предотвращения (минимизации) негативных последствий его многократности, являются:
- налоговая нейтральность в отношении экспорта капитала. Согласно данному принципу государство посредством своей налоговой системы не должно заставлять налогоплательщика делать определенный выбор между возможностью вкладывания средств внутри данного государства либо их инвестирования в другие страны (экспорта капитала). Следствием воплощения данного принципа является то, что экспортер капитала не может подвергаться дискриминации через усиление налоговой нагрузки на него по сравнению с другими инвесторами;
- налоговая нейтральность в отношении импорта капитала: государство должно устанавливать одинаковый уровень налогообложения доходов, полученных как от вложения капитала на своей территории, так и в другие страны;
- национальная беспристрастность. В соответствии с данным принципом каждая страна вправе взимать налоги с лиц, обязанных в соответствии с ее законодательством их уплачивать, независимо от того, могут или должны быть данные лица привлечены к уплате таких же или иных налогов в любой другой стране (либо они освобождены в ней от налоговых обязательств)
12. Методы устранения международного многократного налогообложения
В современных отечественных и зарубежных исследованиях обычно выделяют следующие методы устранения международного многократного налогообложения:
- освобождения (исключения);
- кредитования (зачета);
- налоговых вычетов;
- понижения налоговых ставок.
Метод освобождения (также называемый метод исключения) предусматривает исключение:
- либо зарубежных (т.е. полученных на территории иных государственных фискальных юрисдикций) доходов (полностью либо частично) из налогооблагаемой базы в стране резидент- ства (в данном случае иногда используется термин «позитивное освобождение» или «позитивный метод освобождения»),
- либо пропорционально общей сумме зарубежных доходов части исчисленного в стране резидентства налога с совокупного дохода)
Используя метод освобождения, государство, основываясь на своем фискальном суверенитете, фактически отказывается от налогообложения «иностранных» доходов своих резидентов, передавая права на взимание налогов с этих доходов другим налоговым юрисдикциям. Поэтому, теоретически рассматривая возможность применения метода налоговых освобождений без каких-либо ограничений, можно увидеть, что оно позволило бы гипотетически решить проблему устранения многократного международного налогообложения доходов, поскольку налоги с последних подлежали бы уплате только в стране их происхождения. Это, безусловно, одно из очевидных преимуществ рассматриваемого метода (правда, на практике государства далеко не всегда не только готовы применять его в такой абсолютной форме, но и нередко отдают предпочтения иным методам). Привлекательность данного метода также проявляется в следующем:
- государство посредством использования этого метода обеспечивает соблюдение принципа нейтральности импорта капитала, способствуя, тем самым, повышению международной конкурентоспособности своих резидентов, осуществляющих коммерческую деятельность за рубежом;
- с точки зрения так называемого налогового администрирования использование данного метода не сопряжено с серьезными организационными проблемами для национальных налоговых органов. Это вполне логично, поскольку метод освобождения основывается на «ограничении» государства в реализации своего права взимания налогов с зарубежных доходов своих резидентов. Поэтому чем больше государство позволяет не уплачивать такие налоги, тем, соответственно, меньше потребность в их администрировании;
- для налогоплательщиков возможность применения данного метода сопряжена с экономической выгодой (уменьшение налогового бремени) и относительной организационной простотой (сокращается объем налоговой отчетности).
Не свободен метод освобождения и от недостатков. Во- первых, серьезной проблемой, стоящей на пути применения данного метода, является сокращение фискальных поступлений в бюджет страны вследствие «отказа» последней от налогов с зарубежных доходов своих резидентов. Во-вторых, эффективность этого метода в устранении многократного налогообложения снижается, если лицо признается резидентом двух или более стран, использующих метод освобождения. В-третьих, применение этого метода поощряет перенесение деятельности на территорию налоговых юрисдикций с низким уровнем налогообложения. В-четвертых, нельзя не отметить, что несомненные выгоды, которые дает применение метода освобождений, могут быть получены лишь теми налогоплательщиками, которые имеют «зарубежные» доходы, освобождаемые от уплаты налогов. Тем самым, можно констатировать, что это, при прочих равных условиях, влечет нарушение принципа равного распределения налогового бремени и справедливости налогообложения: резиденты, не имеющие указанных доходов, потенциально находятся в менее выгодном положении и несут большую налоговую нагрузку в своей стране, по сравнению с имеющими зарубежные доходы. В- пятых, данный метод имеет определенные неудобства и для налогоплательщика, который имеет право его применять, поскольку:
- необходимо вести раздельный учет доходов (расходов) по местам деятельности;
- в случае, если в стране - источнике дохода налоги больше, чем в стране резидентства, за счет уплачиваемых в последней налогов, как правило, нельзя компенсировать сумму разницы, а также уменьшить налоговую базу;
- при наличии убытков в стране-источнике они обычно не могут быть перенесены на прибыль от деятельности в стране резидентства с целью снижения уплачиваемого в ней налога. Порядок применения метода освобождения разными странами неодинаков: различия касаются в основном видов доходов, подпадающих под такие освобождения, и размера последних. Обобщая возможные условия применения рассматриваемого метода, достаточно условно можно выделить следующие его разновидности:
- полное освобождение (все иностранные доходы освобождаются от налогообложения в стране резидентства);
- лимитированное освобождение, при котором из налогооблагаемой базы в стране резидентства допускается исключение зарубежных доходов в установленных количественных пределах;
- сегментированное освобождение, т.е. исключение из налогооблагаемой базы в стране резидентства определенных видов зарубежных доходов;
- прогрессивное освобождение (или позитивное освобождение с прогрессией).
Метод налоговых кредитов (также называемый «методом налоговых зачетов») предусматривает уплату лицом в стране своего резидентства налога с совокупного дохода (то есть суммы его доходов, полученных во всех налоговых юрисдикциях), сумма которого (исчисленного таким образом налога) уменьшается на величину налогов, уплаченных в других государствах по полученным там доходам. В зависимости от величины разрешаемого зачета выделяют два основных вида данного метода, рекомендуемых Типовой конвенцией ОЭСР:
- полный налоговый кредит (зачет). В этом случае в стране резидентства облагается налогом весь совокупный доход, налогоплательщику предоставляется право вычесть из рассчитанной величины всю сумму налогов, которые он уплатил в других государствах с полученных на их территории доходов;
- обыкновенный налоговый кредит.
Условия применения метода налогового кредита:
- налоговый кредит предоставляется, как правило, на фактически заплаченные в других странах налоги;
- если при предоставлении обыкновенного налогового кредита образуется отрицательная разница, то есть сумма налога, уплаченного в зарубежной юрисдикции больше предоставленной величины зачета, то в стране резидентства обычно отрицательное сальдо не компенсируется (редкое исключение: Голландия до 2001 года возмещала своим резидентам- налогоплательщикам такую разницу)
- для осуществления эффективного налогового контроля необходим налаженный межгосударственный информационный обмен и тесное сотрудничество государственных налоговых служб.
Метод налоговых вычетов (так же, как и метод понижения ставок, если последние не близки к нулевому значению) не обеспечивает налоговой нейтральности. Данные методы в настоящее время редко применяются, по крайней мере, как исключительные.