Равновесный уровень цен и равновесный объем производства
Совокупный спрос и предложение воздействуют на установленние равновесного общего уровня цен и равновесного объема производства в экономике в целом.
При прочих равных условиях, чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители.
Зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального продукта, на который предъявляется спрос, выражается графиком совокупного спроса, который имеет отрицательный наклон.
На динамику потребления национального продукта влияют ценовые и неценовые факторы. Действие ценовых факторов реализуется через изменение в объеме на товары и услуги и графически выражается движением вдоль кривой от точки к точке . Неценовые факторы вызывают изменение в , сдвигая кривую влево или вправо до или .
Ценовые факторы кроме уровня цен:
§ Эффект процентной ставки. При постоянной денежной массе увеличение уровня цен вызовет увеличение процентной ставки, так как растет потребность в деньгах у потребителей для покупок товаров, у производителей для оплаты ресуров. Но возросшие процентные ставки сократят потребительские расходы и инвестиции, то есть произойдет сокращение на реальный объем национального продукта. Высокая процентная ставка увеличит объемы вкладов населения, тем самым отвлекая деньги от спроса на товары.
§ Эффект богатства (дохода). Рост уровня цен (инфляция) сокращает реальную стоимость, или покупательную способность, финансовых активов (акций, облигаций) с фиксированной стоимостью, которой владеют покупатели. В результате снижаются потребительские расходы и
§ Эффект импортных закупок. При увеличении цен внутри страны на отечественные товары падает спрос на отечественные товары, а на более дешевые импортные увеличивается. Одновременно снижается экспорт товаров за границу. Все это приведет к снижению на отечественные товары. И наоборот, если растут цены на импортные товары, то возрастет спрос на отечественные товары, как это произошло в России после дефолта 1998 года.
Неценовые детерминанты (факторы) влияющие на совокупный спрос:
§ Потребительские расходы, которые зависят от:
§ Благосостояния потребителей. При увеличении благосостояния увеличиваются потребительские расходы, то есть происходит увеличение AD
§ Ожидания потребителей. Если ожидается увеличение реальных доходов, то увеличиваются расходы в текущем периоде, то есть увеличивается AD
§ Задолженности потребителя. Долги снижают текущее потребление и AD
§ Налогов. Высокие налоги снижают совокупный спрос.
§ Инвестиционные расходы, к которым относят:
§ Изменение процентных ставок. Увеличение процентной ставки приведет к снижению инвестиционных расходов и соответственно снижению совокупного спроса.
§ Ожидаемые прибыли от инвестиций. При благоприятном прогнозе увеличивается AD.
§ Налоги с предприятий. При повышении налогов снижается AD.
§ Новые технологии. Обычно приводят к увеличиению инвестиционных расходов и росту совокупного спроса.
§ Избыточные мощности. Используются не полностью, нет стимула к наращиванию дополнительных мощностей, снижаются инвестиционные расходы и падает AD.
§ Государственные расходы
§ Расходы на чистый экспорт
§ Национальный доход других стран. Если национальный доход стран растет, то они увеличивают закупки за границей и тем самым способствуют увеличению совокупного спроса в другой стране.
§ Валютные курсы. Если курс на собственную валюту растет, то страна может больше закупать иностранных товаров, а это ведет к увеличению AD.
Совокупное предложение
Совокупное предложение — реальный объем национального продукта, который может быть произведен при различном (определенном) уровне цен.
Закон совокупного предложения — при более высоком уровне цен у производителей возникают стимулы увеличения объема производства и соответственно увеличивается предложение изготовляемых товаров.
График совокупного предложения имеет положительный наклон и состоит из трех частей:
§ Горизонтальный.
§ Промежуточный (восходящий).
§ Вертикальный.
Неценовые факторы совокупного предложения:
§ Изменение цен на ресурсы:
§ Наличие внутренних ресурсов
§ Цены на импортные ресурсы
§ Господство на рынке
§ Изменение в производительности (объем производства/общие затраты)
§ Изменения правовых норм:
§ Налоги с предприятий и субсидии
§ Государственное регулирование