Менеджмента и тенденции его развития за рубежом

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

СИСТЕМА

ДИСТАНЦИОННОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ

ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебное пособие для студентов очной, очно-заочной

и заочной форм обучения (дистанционное образование) по специальности

061100 – «Менеджмент»

Москва

Издательство МГОУ

В учебном пособии рассмотрены основные проблемы и ключевые вопросы истории менеджмента. Основными элементами рассмотрения являются понятия «менеджмент» и «управление», школы менеджмента, подходы в менеджменте, его развитие и национальные особенности в США, Японии, Швеции и Германии, а также обзор управленческой мысли и основ реформирования экономики выдающимися представителями России и современной эпохи.

Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения с использованием технологий дистанционного образования, а также преподавателей и специалистов в области истории менеджмента.

© МГОУ

Содержание

Введение

Раздел I. Менеджмент: характеристика школ менеджмента

и тенденции его развития за рубежом

1. Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики

2. Происхождение школы менеджмент и подходы в менеджменте

3. Развитие и особенности американского менеджмента

4. Основные черты японского менеджмента

5. Особенности менеджмента некоторых стран Западной Европы

Раздел II. Развитие управленческой мысли в России

1. Реформы Петра I: управленческие аспекты. Экономические

взгляды А.Л. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова

2. Управленческие идеи А.П. Волынского, В.Н. Татищева,

М.В. Ломоносова, Екатерины II, Д.А. Голицина и А.Н. Радищева

3. Преобразования Александра I, реформы М.М. Сперанского и

Н.С. Мордвинова

4. Реформа Александра II (1861 г.). Введение земства (1864 г.) и

городского самоуправления (1870 г.)

5. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина

6. Управленческая мысль в 1920-1930 гг. в СССР

7. Управление экономикой в 1946-1964 гг.

8. Сущность реформ 1965 г. и 1979 г. Критика затратных методов

хозяйствования в 1970-1980 гг.

9. Управление экономикой в период перестройки и перехода к

Рыночному регулированию

Темы рефератов

Экзаменационные вопросы

Литература

ВВЕДЕНИЕ

На основании действующих государственных требований по подготовке специалистов в области менеджмента по специальности 061100 введен курс "История менеджмента". Основная цель учебного курса "История менеджмента" направлена на освоение знаний, необходимых будущему специалисту с определенным научным и практическим статусом в области истории менеджмента.

Методика преподавания курса основана на сочетании лекций с активными формами обучения и самостоятельной работой студентов на первом курсе во втором семестре очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Предусмотрено написание контрольной работы и реферата. Контроль знаний осуществляют на основе экзамена по окончании курса.

Изучение курса начинают с ознакомления с тематикой и подбора соответствующей литературы. К выполнению контрольных работ и рефератов приступают после изучения соответствующих разделов курса и специаль­ной литературы.

Изучение курса "История менеджмента" основывается на том, что всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как элемент настоящего и уходит в будущее. Знать прошлое - значит понимать настоящее и иметь возможность заглянуть в будущее. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предви­деть будущее.

Размышление об истории имеет актуальное значение для истории управления, в том числе истории менеджмента.

Когда возникло управление? И как оно развивалось в дальнейшем, какие в нем происходили изменения? Как это влияло на развитие самого человека, его производственной деятельности и общества в целом?

Знание этих вопросов определяет многие возможности их эффективного совершенствования.

Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства от ветственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.

В учебниках по основам менеджмента и истории менеджмента уделяется недостаточное внимание - чаще всего в них приводится лишь описание фрагментов развития управленческих идей на основе работ западных специалистов; об истории развития управления в России упоминается мало.

Развитие менеджмента в западных странах - наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.

При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.

Сегодня исторические процессы менеджмента чаще всего структури­руют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.

Раздел 1.Менеджмент: характеристика школ

менеджмента и тенденции его развития за рубежом.

Наши рекомендации