Менеджмента и тенденции его развития за рубежом
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ
СИСТЕМА
ДИСТАНЦИОННОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И УПРАВЛЕНИЯ
ИСТОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие для студентов очной, очно-заочной
и заочной форм обучения (дистанционное образование) по специальности
061100 – «Менеджмент»
Москва
Издательство МГОУ
В учебном пособии рассмотрены основные проблемы и ключевые вопросы истории менеджмента. Основными элементами рассмотрения являются понятия «менеджмент» и «управление», школы менеджмента, подходы в менеджменте, его развитие и национальные особенности в США, Японии, Швеции и Германии, а также обзор управленческой мысли и основ реформирования экономики выдающимися представителями России и современной эпохи.
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения с использованием технологий дистанционного образования, а также преподавателей и специалистов в области истории менеджмента.
© МГОУ
Содержание
Введение
Раздел I. Менеджмент: характеристика школ менеджмента
и тенденции его развития за рубежом
1. Менеджмент – управление в условиях рыночной экономики
2. Происхождение школы менеджмент и подходы в менеджменте
3. Развитие и особенности американского менеджмента
4. Основные черты японского менеджмента
5. Особенности менеджмента некоторых стран Западной Европы
Раздел II. Развитие управленческой мысли в России
1. Реформы Петра I: управленческие аспекты. Экономические
взгляды А.Л. Ордин-Нащокина и И.Т. Посошкова
2. Управленческие идеи А.П. Волынского, В.Н. Татищева,
М.В. Ломоносова, Екатерины II, Д.А. Голицина и А.Н. Радищева
3. Преобразования Александра I, реформы М.М. Сперанского и
Н.С. Мордвинова
4. Реформа Александра II (1861 г.). Введение земства (1864 г.) и
городского самоуправления (1870 г.)
5. Реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина
6. Управленческая мысль в 1920-1930 гг. в СССР
7. Управление экономикой в 1946-1964 гг.
8. Сущность реформ 1965 г. и 1979 г. Критика затратных методов
хозяйствования в 1970-1980 гг.
9. Управление экономикой в период перестройки и перехода к
Рыночному регулированию
Темы рефератов
Экзаменационные вопросы
Литература
ВВЕДЕНИЕ
На основании действующих государственных требований по подготовке специалистов в области менеджмента по специальности 061100 введен курс "История менеджмента". Основная цель учебного курса "История менеджмента" направлена на освоение знаний, необходимых будущему специалисту с определенным научным и практическим статусом в области истории менеджмента.
Методика преподавания курса основана на сочетании лекций с активными формами обучения и самостоятельной работой студентов на первом курсе во втором семестре очной, очно-заочной и заочной форм обучения. Предусмотрено написание контрольной работы и реферата. Контроль знаний осуществляют на основе экзамена по окончании курса.
Изучение курса начинают с ознакомления с тематикой и подбора соответствующей литературы. К выполнению контрольных работ и рефератов приступают после изучения соответствующих разделов курса и специальной литературы.
Изучение курса "История менеджмента" основывается на том, что всякая деятельность зарождается как насущная потребность человека, производства и общества, затем развивается, претерпевая существенные изменения, предстает как элемент настоящего и уходит в будущее. Знать прошлое - значит понимать настоящее и иметь возможность заглянуть в будущее. Без прошлого нет будущего, без понимания прошлого невозможно предвидеть будущее.
Размышление об истории имеет актуальное значение для истории управления, в том числе истории менеджмента.
Когда возникло управление? И как оно развивалось в дальнейшем, какие в нем происходили изменения? Как это влияло на развитие самого человека, его производственной деятельности и общества в целом?
Знание этих вопросов определяет многие возможности их эффективного совершенствования.
Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства от ветственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.
В учебниках по основам менеджмента и истории менеджмента уделяется недостаточное внимание - чаще всего в них приводится лишь описание фрагментов развития управленческих идей на основе работ западных специалистов; об истории развития управления в России упоминается мало.
Развитие менеджмента в западных странах - наиболее разработанная часть истории менеджмента. Но она не отражает всех тенденций развития управления и не является законченным вариантом его исторического осмысления. Менеджменту присущи как общие черты, так и национальные особенности; он непосредственно связан с культурой, уровнем экономического развития, природными и этническими особенностями существования человека.
При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.
Сегодня исторические процессы менеджмента чаще всего структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени и дополняющие друг друга новыми содержательными аспектами понимания управления.
Раздел 1.Менеджмент: характеристика школ
менеджмента и тенденции его развития за рубежом.