Рыночные и регулируемые цены
Наименование цен | Содержание |
1. Рыночные цены товаров (работ, услуг) | Цены между субъектами предпринимательства, складывающиеся на рынке под влиянием спроса и предложения |
а) Свободная цена | Рыночная цена, образующаяся под влиянием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции |
б) Монопольно высокая (низкая) цена | Рыночная цена, складывающаяся в условиях доминирующего положения на рынке одного или нескольких субъектов ценообразования |
в) Демпинговая цена | Рыночная цена, специально заниженная одним или несколькими субъектами ценообразования в сравнении со сложившимся уровнем цен |
2. Регулируемые цены | Цены, складывающиеся на рынке в процессе прямого государственного воздействия |
а) Фиксированная цена | Регулируемая цена твердо установленной величины на определенный отрезок времени |
б) Предельная цена | Регулируемая цена, ограниченная нижним или верхним пределом сбытовых и торговых надбавок, уровнем рентабельности и т. д. |
Дифференциация цен по стадиям ценообразования отражает количественную взаимосвязь цен, складывающихся по мере движения товара (услуги) от производителя к конечному потребителю. Цена на каждой предыдущей стадии движения товара является составным элементом цены последующей стадии. Выделяют оптовые цены изготовителя, отпускные оптовые цены, оптовые цены закупки и розничные цены. Структура конечной цены товара (розничной цены) наглядно иллюстрируется схемой на рис.4.
Элементы цены | ||||
Себестоимость производства и продажи товаров (работ, услуг) | Прибыль производителя | Косвенные налоги (акциз и НДС) | Посредническая надбавка (издержки, прибыль и НДС посредника) | Торговая надбавка (издержки, прибыль и НДС торговли) |
Оптовая цена изготовителя | ||||
Оптовая отпускная цена | ||||
Оптовая цена закупки | ||||
Розничная цена |
Рис.4. Схема формирования рыночных цен
Оптовая цена изготовителя формируется на стадии производства товара (услуги), носит промежуточный характер, призвана компенсировать затраты производителя на производство и реализацию и обеспечить планируемую предприятием прибыль.
Пример. Необходимо определить оптовую цену изготовителя на товар, если себестоимость его выпуска — 8 000 руб. за единицу товара, планируемая производителем прибыль должна составить 20% от затрат.
Решение. Оптовая цена изготовителя составит:
8 000+(8 000´20% : 100%) = 9 600 руб.
Оптовая отпускная цена включает, помимо цен изготовителя, косвенные налоги(акциз и налог на добавленную стоимость).
Пример. Необходимо определить оптовую отпускную цену товара, если оптовая цена изготовителя — 9 600 руб. за единицу, ставка акциза — 20%, ставка налога на добавленную стоимость — 20%.
Решение. Оптовая отпускная цена товара без НДС (но с акцизом) составит:
9 600 : (100% - 20%) ×100% = 12 000 руб.
Оптовая отпускная цена того же товара с налогом на добавленную стоимость равна:
12 000 + (12 000 × 0,2) = 14 400 руб.
Оптовая цена закупки включает посредническую надбавку. Возможны два варианта расчета оптовой цены закупки.
По первому варианту она определяется как разница между ценой реализации продукции посредником потребителю (предприятию-потребителю, другому посреднику, торговой организации) и ценой, по которой товар был куплен у поставщика (изготовителя, другого посредника).
По второму варианту оптовая цена закупки рассчитывается как сумма элементов, ее составляющих.
Пример. Необходимо определить оптовую цену закупки, если оптовая отпускная цена — 14 400 руб., издержки обращения посредника — 1 400 руб. на единицу товара, планируемая посредником прибыль — 30%от его издержек обращения, налог на добавленную стоимость для посредника — 16,5%.
Решение. Сначала определяется прибыль посредника: 1 400 × 0,3 = 420 руб.
Учитывая, что в посреднической надбавке налог на добавленную стоимость составляет 16,5%, а издержки обращения с прибылью соответственно — 83,5% (из 100% вычитаются 16,5%), то величина посреднической надбавки равна:
(1 400+420):83,5× 100% =2 180 руб.
Тогда минимальная оптовая цена закупки составит:
Руб.
Розничная цена формируется в сфере розничной торговли. Помимо оптовой цены закупки она включает торговую надбавку. Розничные цены обеспечивают необходимые условия для прибыльной работы розничной торговли.
Пример. Определить розничную цену товара, если оптовая цена закупки составляет 16 580 руб. за единицу товара, а планируемая магазином торговая надбавка — 25%.
Решение. Розничная цена составит:
16 580 + (16 580×25% : 100%) = 20 725 руб.