Сущность топ-менеджмента: понятие, цели, задачи, виды
Термин «менеджмент» происходит из древнеанглийского слова «manage» (латинское «manus») – что означает «рука». Прямой перевод слова «manage» означает «объезжать лошадей». Так как связано с процессом езды, с «управлением» лошадью, смысл слова внедрился в понятие «управления». Данное слово и определило дальнейшее название целой науки об управлении.
В настоящее время по вопросам управления в литературе отсутствует единое определение понятие «менеджмент». Главная проблема здесь заключена в том, что менеджмент можно рассматривать с разных точек зрения: как процесс, как искусство, как систему, как отрасль научных знаний, как явление, как категорию людей, занятых управленческим трудом или орган управления. Топ – менеджмент (от английского top management) – группа руководителей организаций высшего уровня и иерархии, ежедневно несущие ответственность за эффективное и результативное управление той или иной организации. Данные руководители акционерами или советом директоров или же теми и другими наделены необходимой властью и полномочиями. Топ – менеджмент воплощает в жизнь политику (формирующуюся советом директоров) в цели, бизнес-планы, проекты, стратегии и бюджеты. Топ – менеджер принимает те решения, которые так или иначе влияют на каждого сотрудника компании, а также несут ответственность за неудачи и успехи организации. Менеджмент – это управление организацией, которая функционирует в условиях рыночной экономики. Сущность менеджмента проявляется в его функциях, принципах, задачах и методах.
Менеджер не просто руководитель или управляющий. Из поля зрения выпал тот факт, что менеджер – это управляющий, который не только просто управляет, но и который применяет в своей работе технологию менеджмента (использующий профессиональные знания об управлении). Именно по данной причине различные названия руководителей: начальник, руководитель, приказчик, не дают нам информацию о том, какую технологию управления они используют – профессиональную или доморощную, обкатанную миллионами менеджерами по всему миру. Менеджер не имеет права и не должен произвольно придумывать методы своей работы, он должен их знать заранее и твердо и легко использовать. Иными словами менеджер – это далеко не любой управляющий, а тот который управляет подчиненными ему трудовым коллективом (департаментом, службой, отделом, цехом) или же данным ему в управление ресурсами (персоналом, финансами, другими ресурсами) профессионально, по технологиям менеджмента. Руководители-любители и менеджеры, управляющий по наитию друг от друга отличаются также как в медицине доктор от целителя. Но при этом стоит помнить о том, что бывают плохие врачи и бывают хорошие целители. Менеджеров нужно отличать от супервайзеров (тех кто непосредственно контролируют рядовыми сотрудниками, при этом надзиратели руководствуются четкими инструкциями). Супервайзер не может сам ставить цели своим работникам, он только контролирует исполнение данной цели, поставленных вышестоящими менеджерами. В свою очередь менеджер имеет право ставить такие цели которые он считает нужными. Работник в статусе «менеджер», как правило, в приличной компании получает право на оплату своей организацией обучение на программе MBA в хорошей бизнес школе. Социальный пакет топ – менеджера, кроме всего прочего входит служебный автомобиль, который не ниже бизнес класса, как правило - это Ford Mondeo или Toyota Camry. Организация предлагает такие условия не просто так. Для того, чтобы добраться до должности менеджера даже при огромных стараниях у хорошего сотрудника получится не ранее чем за пять лет усердной работы. Но в жизни, чтобы добиться этого положения уходит гораздо больше времени. Говоря о топ – менеджменте, само это понятие – русский аналог и эквивалент понятия «высший менеджер» или менеджер высшего уровня, на западе их называют С – level. C – level или «си уровень» не значит, что есть менеджеры уровней А и В. Менеджеров этих уровней нет, а С уровень означает уровень «Chief» - лидер, начальник, глава, шеф. Данные слова относятся буквально ко всем первым лицам предприятия chief executive officer «управляющий директор, генеральный директор», chief human resources officer «HR - директор», chief financial officer «финансовый директор», chief commercial officer «коммерческий директор». Топ – менеджеры – это управляющие только крупных организаций, компаний, которые находятся в прямом подчинении генерального директора. Топ – менеджеры в обязательном порядке вносят весьма значительное вложение в итоговый результат работы компании. Решение генерального управляющего влияют на большую часть дохода компании, от десяти до пятнадцати процентов, а иногда и больше. Для достижения поставленной перед ним цели имеет отдельно, специально выделенный для этого бюджет, и который принимает решение на трату этих средств единолично. Практически каждый управляющий приносит своей организации как минимум несколько миллионов долларов прибыли (посчитайте сколько будет десять – пятнадцать процентов дохода крупного бизнеса). Генеральный директор, это всегда – генерал бизнеса. Чтобы лучше это понять нужно разъяснить, что генералов в ротах, полках и батальонах не бывает.
Топ – менеджер, это управляющий, который имеет возможность и право принятие самостоятельного финансового решения, которые затрагивают финансовые средства компании. Топ – менеджером является тот, кто принимает решение о сотрудничестве. Иными словами, управляющий – это не только статус, а роль в организационных отношениях и эта роль включает две важные обязанности:
1.принимать решения о ресурсном обеспечении получаемых заказов;
2. привлекать партнеров или клиентов и самостоятельно согласовать условие финансового сотрудничества.
Если два признака присутствуют в должности конкретного сотрудника, то для этой компании, где работает этот сотрудник, он будет являться топ – менеджером. Естественно, что этому сотруднику возможно не хватит опыта для того, чтобы занимать похожую должность в более крупной организации. Если более крупная организация не хочет раздувать расходы, то кандидатов на замену в разрезе тех же должностей компания ищет именно среди более мелких конкурентов. Так как принципиальный размер и объем обязанностей такой же. Если же сотрудник показал, что умеет принимать решение и принимает их хорошо во блага компании, то получает соответствующие права и тогда объем решений это уже не так важно. Что касается функций топ – менеджеров можно заметить, что большие компании выигрывают за счет того, что их топ – менеджеры занимаются не всеми вопросами сразу. А разделены на специализации и IT – директор и директор по продажам понимают в своей функции больше, чем директор не большой компании. Директор не большой компании, в силу своей безвыходности, занимается сразу всеми вопросами и поэтому не может развивать свою квалификацию в чем-то одном. Но все же это не говорит о том, что менеджер маленькой компании менее ответственен за результаты. Уровень ответственности за результат схожи с уровнем большей компании, что показывает, что он является тем же топ - менеджером. В Казахстане топ – менеджмент крупных компаний оставляет желать лучшего. В отечественных компаниях топ – менеджеры не получают необходимого обучения или же обучение ориентировано на ложную цель. Получается, что топ – менеджеры в компаниях такие же менеджеры среднего и нижнего звена. Основная проблема исследования заключается в том, что казахстанские топ – менеджеры не знают или не готовы исполнять тот набор обязанностей, которые соответствуют уровню принимаемых ими решений. Человек, умеющий принимать решение, в условиях, отличающихся от условий топ – менеджера (маленький кабинет, без машины) создаст вполне успешный бизнес, так как он умеет принимать решения. Если научить этого человека грамотно оценивать свою работу и планировать ее, а также анализировать и предвидеть возможный будущий исход, то из прост хорошего бизнеса он создаст большой и прибыльный бизнес и в дальнейшем будет защищать свою территорию в роли генерала, а не в роли полевого командира.
Топ – менеджмент представляет собой особую разновидность профессиональной деятельности, направленную на достижение организацией действующей в рыночных условиях оптимальных результатов на основе применения разнообразных методов, функций, принципов социально-экономического механизма менеджмента. Менеджмент также означает определенную сферу деятельности, которая связана с организацией работы людей в организациях различного рода. В это же время – это область знаний в рамках которого изучаются возможности для эффективного управления компанией. Менеджмент как управление в рыночных условиях гарантирует ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка на спрос конкретных потребителей, на создание тех видов продукции, которые имеют больший спрос и могут принести фирме огромную прибыль. По своей сущности менеджмент является очень сложным экономически-социальным, организационно-техническим и информационным явлением, который представляет собой науку и процесс деятельности, имеющий дело с непрерывно изменяющимися условиями функционирования объекта управления, с изменением его обстоятельств и качеств. В следствии этого менеджмент как наука имеет определенные цели с вытекающими задачами и принципы.
Основной целью менеджмента – является планирование, прогнозирование и достижение намеченных целей предприятий. Стратегические и общие цели предприятия выявляют концепцию развития в целом и определяет перспективы. Общие цели менеджмента разбиваются на специфические цели, которые разрабатывают основные виды деятельности предприятия. Целью менеджмента является также рациональное использование трудовых, материальных, финансовых ресурсов и предполагает достижение цели при максимальной эффективности и минимальных затратах. Достигается это все совместными усилиями сотрудников предприятия, направленное на достижение общей цели.
Конечная цель менеджмента состоит в достижении прибыльности компании и экономического целесообразного функционирования той или иной компании. Это может быть достигнуто в следствии создания в условии рационального организационно-производственного процесса. Именно благодаря менеджменту происходит управление организацией, усовершенствование научно-технологической базы, повышение квалификации, эффективное использование кадрового потенциала.
Главная цель состоит в управлении, ориентированная на успешность деятельности компании, которая характерна каждому отдельно взятому человеку и организации. Ясно, что для разных организаций и разных людей успех интерпретируется по-разному. Практика показывает, что размер компании и ее прибыльность не всегда могут считаться критерием успеха. Потому, как правило, любая организация осуществляет свою деятельность для воплощения в жизнь определенных целей. И если огромные размеры компании не являются ее целью, то тогда предприятие малого бизнеса может считаться такой же успешной, как и крупная. То есть, организацию можно считать успешной, если она достигает своей цели, а успех по сути и является целью менеджмента. Не менее важней целью менеджмента является выживание компании, сохранение своего места в рыночных условиях в течение долгого времени. Менеджер определяет какой должна быть цель в области увеличения производительности, результативности и эффективности предприятия, методы и способы получения продукции, принятия решения о том какая форма стимулирования будет применяться в организации для того, чтобы заинтересовать сотрудников в увеличении производительности труда. Руководитель организации через личный пример задает в тон в деятельности предприятия по средством разработанной политики организации, а также определяет, будет ли организация ориентирована на качество и на потребителей или же станет к ним равнодушным. Достижение намеченных результатов и обеспечение определенного уровня прибыли является важной целью менеджмента. Максимальная прибыль компании следствие эффективной, производственно сбытовой деятельности, которая достигается по средством минимальных затрат на материалы, оплата труда, энергию, сырье и так далее, а также максимум доходов от результатов производства. В это же время менеджмент призван для создания условий, которые необходимы для успешного и результативного функционирования организации, исходя из того, что прибыль не цель существования организации, а результаты ее деятельности, которые в конечном итоге определяется рынком. Прибыльность компании создает определенные условия для дальнейшей деятельности предприятия, так как только доходы и накопления в виде различных фондов сокращают вероятность рисков, связанное с реализацией товаров, и с неустойчивой внешней средой. Рыночные условия постоянно изменяются и колеблются, от чего и появляется постоянная вероятность риска. Из этого следует, что целью менеджмента в данных условиях – это непрерывное борьба с рисками или рисковыми ситуациями, не только в настоящем, но и в будущем. Для этого требуются определенные запасы денежных средств и предоставление менеджерам в определенной степени свободу и самостоятельность в хозяйственной деятельности в целях своевременного и быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям.
Некоторые предприятия завершают свою деятельность после достижения ими ряда намеченных целей. Например, правительственный орган, который был создан для выполнения определенных целей. Но в то же время существуют такие организации, заинтересованные в том, чтобы как можно дольше продержаться на рынке. Следующая иерархическая цель менеджмента – это выживание компании, а также сохранение места в рыночных условиях в течение долгого времени.
Прогнозирование является важнейшим элементом управления предприятием. Если составлен грамотный прогноз развития предприятия, то достижение поставленных целей будет намного быстрее. В прогнозирование входит анализирование внутренних элементов компании и внешних факторов, которые оказывают воздействие на ее деятельность. Целью данного анализа является – выявление возможностей фирмы во внутренне й среде, а также ее слабых мест, определяется возможность направлений воздействия со стороны разных элементов внешней среды, которые могут помочь или помешать организации на пути к достижению ее целей.
В целях прогнозирования возможностей для развития предприятия могут использовать разные методы. Максимально обширное представление о всех факторах внешней и внутренней среды дает SWOT анализ. SWOT анализ- возможность, угроза, слабость, сила- является общеизвестным подходом, которые дают возможность к совместному изучению внешней и внутренней среды. Метод SWOT ставит на первое место выявление слабых и сильных сторон, и выявления возможностей и угроз. На втором месте- установление связующих цепочек для дальнейшего использования и прогнозирования векторов деятельности предприятия.
Прогнозы внешней среды организации могут быть составлены по нижеперечисленным направлениям:
1. Государственная политика в отношении целевой отрасли организации
2. Для экспортных предприятий- прогнозирование курса национальной валюты в отношении к основным мировым валютам
3. Политика национального банка РК в отношении ставки рефинансирования, который является главным для предприятия, в случае если предприятие намеревается прибегнуть к услугам займа и кредитования для финансирования своей деятельности
4. Изменение вкусов и предпочтении потребителей а также поведения потребителей по отношению к продукции этой фирмы
5. Прогнозирование сферы деятельности конкурентов, при возможной разработке ими новых видов продукции, а также представление более широкого круга соответствующих услуг и т.п.- одним словом, попытка конкурентов расширить свою долю на рынке
6. Изучение деятельности партнеров организации и возможностей дальнейшего сотрудничества с этой организацией.
Из поставленных целей вытекают и формулируются задачи менеджмента, которые необходимы для их достижения. Задачами менеджеров являются обеспечение прибыльности и достижение поставленных целей деятельности организации средствами рациональной организации процесса производства, включающая развитие технико-технологической базы, управление производством, а также эффективным использованием кадрового потенциала. В то же время использование кадрового потенциала включает в себя повышение квалификации каждого работника и развитие творческой активности. Одной из важнейших задач менеджмента является производство и предоставление товаров и услуг с учетом спроса и предложений потребителей на базе имеющихся человеческих и материальных ресурсов. При учете всего выше перечисленного, организацией будет обеспечено рентабельность ее деятельности, а также стабильное сохранение его положения на рынке. В условиях рыночной экономики самой актуальной задачей менеджмента является системный поиск и освоение новых источников рынка, и контроль эффективности деятельности компании.
Фундаментальными задачами менеджмента являются:
1. Организация порядка предоставления услуг и производства товаров из имеющихся ресурсов на основе потребительского спроса
2. Переход к высококвалифицированной рабочей силе
3. Повышение условий труда как мера стимулирования сотрудников
4. Установление перечня основных ресурсов и их источников
5. Определение пошаговых мер для достижения поставленных целей
6. Развитие предприятия на стратегическом уровне
7. Определение стратегических целей предприятия для последующего развития
8. Мониторинг эффективного выполнения поставленных задач
Собственный экономический механизм, на котором основано функционирование менеджмента, направлен на разрешение определенных проблем эффективной координации сотрудников предприятия в реализации поставленных задач. Механизм обусловлен работой предприятия в рыночных условиях, при которой весь результат подвергается рыночной оценке. Менеджмент, как концепция рыночного управления, основывается на процессе укрепления и обобществления производства, который позволяет предприятиям оказывать влияние на состояние рынков, механизм и характер экономических взаимоотношений, для дальнейшего их раздела и передела.
Задачи менеджмента формулируются в рамках его целей. Задачами менеджмента являются создание, теоретическая проверка и практическое применение подходов, методов и принципов, гарантирующих надежное, устойчивое и эффективное взаимодействие коллектива в целом, и индивидуума в частности, путем производства товара, способного к конкуренции.
Производство товаров и предоставление услуг, отвечающее потребностям потребителя на базе имеющихся у предприятия человеческих и материальных ресурсов, является одной из самых важных задач менеджмента. Данная задача обеспечивает рентабельность деятельности предприятия, а так же укрепляет и повышает стабильность рыночного положения. Современная рыночная экономика, в свою очередь, актуализирует освоение и систематический поиск новых источников рынка.
Усложнение задач менеджмента растет пропорционально масштабам производства, требующего роста материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Цели и задачи дифференцируются в зависимости от вида менеджмента.
Менеджмент, как практика эффективного управления, преследует конечную цель обеспечения прироста прибыли предприятия путем рационализирования организации процесса производства, включая контроль над производством и развитие технической и технологической базы. В связи с этим, организация процесса производства товаров и предоставления услуг, основанная на потребительском спросе и имеющихся у предприятия ресурсов, является одной из самых главных задач менеджмента.
Теория управления, а так же выработка экономических и математических методов управления способствуют внедрению точных количественных оценок деятельности и предоставляют научный подход к решению определенных задач, когда развитие коммуникационной и вычислительной инфраструктуры качественно повышают уровни развития эффективности управления. Это позволяет предприятию, в функциональном режиме, решать задачи невыполнимые без указанных нововведений
Одной из важных задач менеджмента является обеспечение соединения всех этапов и форм процесса управления, чтобы достичь поставленных организацией целей. Управление с учетом реализации и постановки целей и задач осуществляется с учетом оценки возможностей компании, а также с учетом наличия необходимых ресурсов и преодоления условий борьбы с конкуренцией. Но самая главная задача менеджмента обеспечить существование организации на рынке. Данная задача вполне осуществима, с условием того, что каждое принятое решение в долгой перспективе свидетельствует об экономической пользы организации. В бизнесе это значит, что у организации имеется постоянный и широкий круг потребителей. А для того, чтобы это было именно так руководители компании должны осуществлять рыночные исследования, выявляя настоящее и прогнозировать будущие потребности и спрос потенциальных потребителей. Для того чтобы оставаться на плаву организация должна хорошо знать своих конкурентов, так как именно они задают планку, которую необходимо превзойти. Также важно знать, чего именно ожидает клиент от организации сегодня, и чего будет ожидать завтра. Вся эта работа носит название маркетинг. Рынок непрерывно подвижен и изменчив, от сюда следует, что менеджмент должен быстро реагировать на все рыночные изменения. Следовательно, общая задача менеджмента разбивается на конкретизированные части, одной из которых является обеспечение маркетинга.
Еще одной конкретизированной задачи является обеспечение инноваций. В определенных условиях организация не выживет, существовать она будет тогда, когда будут разрабатываться такие товары и услуги, которые будут соответствовать высокому уровню качества, на более доступных для клиента условиях, чем их конкуренты. Термин «инновация» включает в себя как техническую разработку и исследование, так и все изменения в работе организации в лучшую сторону. В настоящее время в условиях существования глобальных проблем, одна из которых экологическая. Управляющие обязаны уделить особое внимание по уменьшению загрязнения окружающей среды, а также рационально использовать материальные ресурсы. Нужно помнить, что важнейший элемент процесса производства на предприятии являются люди. Отсюда следует задача менеджмента – организовывать работу коллектива, это означает сформировывать кадры, содействовать повышению квалификации персонала, устанавливать систему отношений между подчиненными, повышать результативность труда работников. Если данная задача осуществляется слабо, работники не довольны работой и эффективность труда очень низкая, то это неизбежно будет способствовать ухудшению положения предприятия на рынке. Таким образом, основной задачей менеджмента является воплощение в производственную силу знаний, опыта, информацию, нововведения, что обеспечит успех и существование фирмы в рыночных условиях.
На сегодняшнее время используются несколько подходов к описанию уровней управления – управленческий персонал разделяют на менеджеров низкого (операционных менеджеров), среднего и высшего уровней. Соответствие этого подхода концепции Парсона отображается в его схеме. Менеджеры низкого уровня (операционные менеджеры) относятся к организационному уровню, находящемуся непосредственно над неуправленческим персоналом. Эти руководители контролируют выполнение производственных заданий. Они как правило, отвечают за управление ресурсами, например сырьем и оборудованием. В организациях их могут называть мастерами, бригадирами, сержантами, заведующими, секциями, старшими медсестрами и так далее. Большинство менеджеров работают на этом уровне и большинство людей именно с него начинают карьеру в менеджменте. Исследования показали, что работа менеджера низкого уровня напряжена и разнообразна. Для нее характерны частые переходы от одной задачи к другой. Задачи эти обычно краткосрочные: по результатам исследований на каждый вид деятельности мастер затрачивает в среднем сорок восемь секунд. То же самое относится к функциям принятия решения: почти все их решения реализуются в течение не более чем двух недель. Кроме того исследования показали, что мастера около половины своего рабочего времени затрачивают на общение с подчиненными, с другими мастерами и совсем немного времени с начальством.
Работу менеджеров низкого уровня координируют и контролируют менеджеры среднего уровня. В последние десятилетия численность и значимость этого уровня управления существенно возросли. В крупной организации иногда бывают столько таких менеджеров, что возникает необходимость их разделения. В этом случае формируются два звена: верхняя и низовое звенья среднего уровня управления. Таким образом в компании образуются не три, а четыре основных уровня управления: высший, верхний средний, низший средний и низовой.
Какие либо обобщения относительно деятельности менеджера среднего уровня сделать трудно, поскольку ее характер сильно варьируется в разных организациях и даже в рамках одной организации. В некоторых организациях работники этого уровня наделяются большими полномочиями, что делает их работу похожей на работу менеджеров высшего уровня. Исследования деятельности 190 менеджерами из 8 компаний показало, что руководители среднего уровня являются неотъемлемым элементом процесса принятия решения. Они выявляют проблемы, инициируют дискуссии рекомендуют действия и выдвигают новаторские и творческие предложения. Менеджеры среднего уровня часто возглавляют крупные подразделения организации. При этом характеры их деятельности определяется скорее сутью работы этого подразделения, чем организации в целом. Например, начальник производства промышленной компании в основном занимается координацией и контролем деятельности менеджеров низкого уровня, анализом данных о производительности своего подразделения и контактами с инженерами, разрабатывающими новые продукты. А менеджер по связям с общественностью этой же фирмы основную часть времени «бумажной» работе, чтению, беседам и участию в различных заседаниях.
Но основное назначение среднего звена управления – служит буфером между высшим и низовым уровнем. Менеджеры среднего звена готовят информацию для решений менеджеров высшего звена и доносят эти решения, уже в виде конкретных заданий операционным менеджерам. В основном, они общаются в форме устных бесед с другими менеджерами среднего звена и с менеджерами низового уровня. Исследования деятельности менеджмента среднего звена одной производственной фирмы показало, что 89% их времени занимает устное общений с другими работниками. Другое исследование выявило, что менеджер среднего уровня только 34 % своего времени проводит в одиночесте и большую часть рабочего затрачивает именно на устное общение. Менеджмент среднего звена был группой, на которую экономические и технологические изменения 80 годов оказали особенно сильное влияние. Появление ПК привело к исчезновению одних функций и к изменению других, поскольку благодаря новым технологиям менеджеры высшего уровня могут получать информацию из первоисточника, не фильтруя ее на среднем уровне менеджмента. Кроме того, корпоративные поглощения и общая потребность в повышении эффективности привели в ряде организации к масштабным сокращениям менеджмента среднего звена. Например, в компании Chrysler – на 40%, в Crown Zellenbach и Firestone – на 20 %.
Менеджмент высшего уровня в организации – самый малочисленный. Типичной должности этого управленческого звена в бизнесе – председатель правления, президент, вице-президент и казначей корпорации. Армейские генералы, госсекретари и главы университетов тоже относятся к этой категории. Именно менеджеры высшего уровня принимают все важнейшие для организации решения. Так, если высшее руководство RCA решает начать выпуск компьютеров, не будучи уверенным, что сможет конкурировать с IBM, то менеджеры среднего и низового звеньев вряд ли сумеют помешать компании встать на «скользкий» путь. Менеджеры высшего звена, которые являются сильными личностями, часто определяют облик своих организаций. Например, при каждом новом президенте обычно изменяются как атмосфера в правительстве, так и вся страна. Подумайте о резких различиях между администрациями Кеннеди, Джонсона, Никсона, Форда, Картера и Рейгена. Отличной иллюстрацией влияния сильного руководителя высшего звена могут послужить и серьезные перемены произошедшие в Chrysler под руководством Ли Йакокки. Именно поэтому труд эффективных работников высшего уровня управления крупных организации ценится и очень высоко оплачивается.