Найдите нарушения норм управления, исправьте ошибки

Грамматические нормы современного русского литературного языка

Формы рода имён существительных

Задание 1. Определите окончания имён прилагательных:

Солнечн… Сочи, широк… Миссисипи, полноводн… Эри, живописн… Капри, знаменит… Лимпопо, древн… Тбилиси, далёк… Килиманджаро, загазованн… Мехико.

Задание 2. Определите род имён существительных и аббревиатур.

1. Боа, депо, инкогнито, колибри, кофе, кашне, меню, мозоль, рефери, шампунь, тюль, хобби, шоссе, такси, пенальти, визави, евро, аэрозоль, бунгало, кабальеро, кутюрье, кюре, эльдорадо, сабо, сомали, эфенди, кураре, растяпа, алиби, динго, хиппи, люмбаго, алоэ, сулугуни, неженка, кладезь, юноша, лакомка, умишко, маслице, городишко, пепелище, носище, воевода, сапожище.

2. МЧС, МИД, ВГИК, МХТ, ГЭК, ООН, ЮНЕСКО, ВАК, МВФ, АЗС, ОПЕК, ОБСЕ, ФСБ, ФБР, НАСА, ОМОН, ФИДЕ, УЕФА, ИТАР-ТАСС, РАН, ЖЭК, РИА, НХЛ, НДС, УЗИ, СКВ, НИИ, РОЭ.

Образование падежных форм имён существительных

Задание 3. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа.

Бухгалтер, год, брелок, директор, паспорт, профессор, торт, шофер, инженер, договор, библиотекарь, вексель, катер, слесарь, якорь, диспетчер, желоб, кондуктор, свитер, соболь, повар, тренер, фельдшер, шафер, инспектор, инструктор, лагерь, образ, пропуск, тон, корпус, пояс, орден, провод…, счет…., мех, ток, хлеб, отпуск, боров, тормоз, учитель.

Задание 4. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных существительных.

1. Абрикосы, гектары, амперы, вафли, вольты, валенки, килограммы, граммы, джинсы, гранаты, кальмары, макароны, заморозки, мётлы, шпроты, баклажаны, помидоры, носки, консервы, кулоны, рельсы, сумерки, полотенца, сапоги, свечи, туфли, чулки, ясли, кочерги, грабли, блюдца, дно, потёмки, серьги, простыни, няни, будни, кровли, розги, свадьбы, дяди, плаксы, старосты, тёти, невежи, тихони, обои, подмостки, коллеги, горло, вёсла, колени, ружья, свёрла, плечи, жерла, снадобья, сапёры, полыньи, запястья, доли, цапли, комментарии.

2. Грузины, татары, башкиры, белорусы, американцы, монголы, калмыки, венгры, турки, тюрки, киргизы, цыгане, молдаване, узбеки, армяне, швейцарцы, таджики, болгары, якуты, чехи, чуваши.

Задание 5. От предложенных имён существительных образуйте формы именительного и родительного падежа множественного числа.

Кайма, шило, кий.

Задание 6. Определите окончания существительных. Объясните свой выбор.

Сбор виноград…, производство ситц…, продажа керосин…, выпить чайк…, сортировка ча…, килограмм сыр…, принеси немного горох…, чашка сладкого ча…, в лес… много грибов, в «Лес…» А.Н. Островского, чтоб дух… твоего здесь не было, присутствие дух…, выращивание лук…, бутылка хлебного квас…, тарелка суп…, сто граммов лук….

Задание 7. Распределите следующие фамилии и имена по группам: а) изменяемые; б) неизменяемые.

Сидоренко, Снигирёв, лингвист Дитмар Эльяшевич Розенталь, писатель Эрих-Мария Ремарк, актриса Фани Ардан, спортсмен Александр Буре, актриса Софи Марсо, актриса Дарья Мороз, писатель Марсель Пруст, писатель Бальзак, актриса Галина Польских, философ Жан-Жак Руссо, Козловская, Седых, Сергей Коломиец, Телегин, писатель Самуил Яковлевич Маршак, писатель Владимир Галактионович Короленко, Фоминых, лингвист Валентина Даниловна Черняк, писатель Эрнест Теодор Амодей Гофман, композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович, поэт Пабло Неруда, драматург Бернард Шоу, философ Сковорода, писатель Владимир Войнович, писатель Эмиль Золя, писатель Карл Чапек, путешественник Миклухо Маклай, писатель Акутагава, Ким Ир Сен, актриса Джульетта Мазина, путешественник Марко Поло.

Категория числа имён существительных

Задание 8. Определите, какие из приведённых существительных имеют в СРЛЯ форму единственного числа.

Грабли, жмурки, серьги, брызги, хлопоты, Альпы, сумерки, тефтели, сутки, сани, белила, валенки, козни, лесоматериалы, ядохимикаты, хлебопродукты, ставни, именины, ворота, шпроты, крестьяне, лекарства, шахматы, цветы, качели, гантели, сливки, цвета.

Задание 9. Определите, какие из приведённых имён существительных имеют в СРЛЯ формы множественного числа.

Беспорядок, вышина, земляника, тоска, ремесло, бумага, вино, высота, глина, глупость, масло, счастье, золото, калий, зима, опыт, рис, серебро, снег, сталь, холод, чтение, ширина, Марс, шум, горох, солома.

Употребление имён прилагательных

Задание 10. Образуйте простые формы сравнительной степени следующих прилагательных.

Бойкий, вязкий, гадкий, гладкий, горький, гулкий, душный, жалкий, жидкий, здоровый, ловкий, терпкий, тощий, чуткий, робкий, хрупкий, сладкий.

Задание 11. Укажите ошибки, исправьте текст:

1. Студенты первого курса были более активнее. 2. Жизнь детей в России показана ещё более ярче. 3. Её прежняя комната свободная. 4. Младший брат был робчее сестры. 5. Этот студент был равнодушный к художественной самодеятельности. 6. У нас на глазах развертываются самые величайшие события. 7. Комната была пуста и закрытая на ключ. 8. Данная работа более лучшая, чем предыдущая. 9. У меня самая интереснейшая книга. 10. Петров находится в более худшем положении.

Употребление имён числительных

Задание 12. Запишите цифры словами. Где нужно, раскройте скобки, выбрав правильные формы.

  1. Я расплатился 6664 рублями.
  2. Поезд шёл с 3658 пассажирами в 12 вагонах.
  3. Длина реки равна 4798 километрам.
  4. Число участников колеблется между 457 и 589.
  5. К концу 1989 года в мире насчитывалось более 320 трамвайных систем.
  6. На протяжении 1926 метров вышина их колеблется между 11 и 21 метрами.
  7. Приблизительно на 845 языках и диалектах говорят в Индии.
  8. Из 5968 вычесть 387.
  9. Ковёр из 1945223 бельгийских однофранковых монет был выложен в Геле.
  10. В городе жило около 120 тысяч человек, распоряжавшихся 572 десятинами пахотной земли, 257 – сенокосной, 735 – леса, 528 – воды.
  11. Из 4863 лондонских автобусов 4120 – двухэтажные.
  12. Библиотека института ежемесячно пополняется 300-400 книгами.
  13. Вместе с новыми 103 словами учебник немецкого языка будет насчитывать свыше 4,5 тысяч слов.

14.Небольшой старинный город с 4675 жителями, расположенный по (оба – обе) сторонам живописной реки, привлекает много туристов.

15. Можно было вполне обойтись 1,5 тысячами рублей.

16. Трамвайная остановка находится совсем близко, в (полтораста шагов) отсюда.

Задание 13. Просклоняйте письменно следующие словосочетания: 5758 страниц, восьмое марта, двадцать пятое ноября, оба стола, обе книги, столько детей, сколько рублей, 2013 год, восьмеро студентов.

Задание 14. Исправьте ошибки в предложениях:

1. Главная бухгалтерия обслуживает сегодня тридцать два яслей. 2. Двадцать три суток прошло с момента отправки очередной научной экспедиции на станцию «Мир». 3. За день торговый центр продал тридцать трое брюк. 4. В гонках собачьих упряжек участвовало двадцать четыре саней. 5. Коллектив нашего участка обязуется благоустроить подведомственную территорию к январю двухтысячно первого года. 6. Сообщаю, что вчера в ночь между одиннадцати и двадцати четырёх часов я находилась дома, что может быть подтверждено троими соседками. 7. В тысячу девятисот тринадцатом году мы уехали из России. 8. Победителя наградили полторастами тысячами рублей. 9. После проверки выяснилось, что на складе не хватало три тысячи пятьсот сорок две коробки конфет.

Употребление глаголов

Задание 15. Из слов, данных в скобках, выберите те, которые соответствуют контексту и нормам литературной речи.

1. Кот сидит на стуле, смотрит на телевизор и по временам тихонько (мурлычет, мурлыкает) от удовольствия. 2. В синем морозном воздухе (полоскаются, полощутся) флаги всех государств – участников конгресса. 3. Бабушка (полоскает, полощет) в реке бельё. 4. Я высовываюсь из окна, изо всех сил (машу, махаю) руками и громко кричу. 5. Гружёная трёхтонка (брызжет, брызгает) грязью во все стороны. 6. Нами (двигает, движет) чувство патриотизма. 7. Рыба (метает, мечет) икру.

Задание 16. Образуйте (если возможно) форму 1 лица единственного числа настоящего (будущего) времени следующих глаголов:блестеть, жать (руку), жать (пшеницу), жаждать, брести, опостылеть, уступить, ощутить, ездить, гудеть, опротиветь, смутить, убедить, чудить, басить, дерзить, рассветать, колебаться, колыхаться, ткать, колесить, лазить, пронзить, учредить, знобить, обезопасить, форсить, вытереть, нянчить, угораздить, умертвить, хныкать, выздороветь, ютиться, колоситься, мучить, столпиться, шуметь, трусить, висеть, сыпать, будить, тузить, жевать, сквозить, кружить, свистеть, вертеть, грузить, лепить.

Синтаксические нормы

Найдите нарушения норм управления, исправьте ошибки.

  1. В очерке журналист описывает о жизни в деревне.
  2. Результаты опыта подтверждают о наших предположениях.
  3. Депутаты уделяют внимание на проблемы шахтёров.
  4. В своей речи оратор указал об этих недостатках.
  5. Приведённые примеры говорят за возможность применения этого метода.
  6. Лётчик-космонавт был удостоен высокой наградой.
  7. Не приходится доказывать о том, как важно очистить дороги от снега.
  8. Нами уделяется много внимания на развитие производства.
  9. Прошу дать разъяснение о том, положен ли нам отпуск.

Задание 18. Раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже.

I.

  1. Согласно (устав, постановление правительства, указ президента).
  2. Благодаря (помощь, успешное стечение обстоятельств).
  3. Вопреки (ожидание, здравый смысл, советы врача).
  4. Наперекор (судьба, воля отца, обстоятельства).
  5. Рецензия (книга, статья, спектакль).
  6. Отзыв (диссертация, монография, работа).
  7. Точка зрения (события, происходящее).
  8. Анонс (спектакль, гастроли).
  9. Заведующий (кафедра, отдел, детский сад, магазин).

II.

  1. Сбор и обмен (информация).
  2. Объединение и руководство (предприятия малого бизнеса).
  3. Установка и уход (оборудование).
  4. Профилактика и борьба (СПИД).
  5. Познакомить и распространить (текст постановления).
  6. Помогать и заботиться (ветераны завода).

Задание 19. Исправьте предложения.

  1. Требуются деловые люди для организации и руководства бизнеса.
  2. Комитет самостоятельно образует и распоряжается средствами.
  3. Указ регламентировал и вносил порядок во взаимоотношения структур.
  4. Мэр распределяет и управляет имуществом города.
  5. Мы помним и отдаём дань уважения жертвам борьбы с фашизмом.
  6. Избиратели надеются и верят своему депутату.
  7. Завод руководит и координирует деятельность смежных предприятий.

Нормы согласования.

Задание 20. Выберите правильную форму сказуемого.

Наши рекомендации