Тема 9. Поведение фирмы в различных рыночных структурах
Тема 1.Экономическая теория и ее роль в современном обществе.
1. Функции экономической теории.
2. Метод экономической теории.
3. Предмет экономической теории и ее структура.
4. Возникновение и развитие экономической теории. Основные направления и школы экономической теории.
Тема 2. Проблема выбора в экономике.
1. Экономические потребности. Экономические ресурсы и их классификация. Проблема выбора в экономике.
2. Внутреннее и угловое решение проблемы потребительского выбора.
Тема 3. Собственность и модели организации экономики.
1. Основные модели организации экономики.
2. Командная экономика: основные черты, достоинства, недостатки.
Тема 4. Рынок: основные понятия.
1. Преимущества и недостатки рынка.
2. Сущность, условия существования и функции рынка. Субъекты рыночного хозяйства и их цели.
3. Структура рынка, виды рынков. Инфраструктура рынка.
Тема 5. Теория спроса и предложения.
1. Единственность и стабильность равновесия. «Паутинообразная» модель рыночного равновесия.
2. Рыночный спрос. Факторы, воздействующие на спрос.
3. Рыночное предложение. Факторы, влияющие на предложение.
4. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие и его изменение.
5. Эластичность спроса по цене. Виды ценовой эластичности. Факторы эластичности спроса.
6. Эластичность спроса по доходу.
7. Эластичность предложения. Факторы эластичности предложения.
8. Эластичность спроса на ресурс и факторы, влияющие на нее.
9. Связь между эластичностью спроса по цене и общей выручкой продавца.
10. Практическое применение эластичности.
11. Воздействие государства на рыночное равновесие: формы и последствия. Излишек потребителя и производителя.
12. Рыночное равновесие по Л. Вальрасу и А. Маршалу.
13. Рыночное предложение. Кратчайший, короткий и длительный периоды.
Тема 6. Теория потребительского поведения.
1. Бюджетная линия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
2. Общая и предельная полезность. Законы Госсена.
3. Теория предельной полезности и построение кривой спроса.
4. Концепция кривых безразличия и предпочтения потребителя. Виды кривых безразличия.
5. Эффект замены и эффект дохода, их воздействие на объем спроса.
6. Построение линии «цена-потребление». Обыкновенные товары и товары Гиффена.
7. Построение линии «доход-потребление». Кривые Энгеля.
8. Ординалитская теория полезности.
Тема 7. Фирма в рыночной экономике.
1. Долгосрочное равновесие конкурентной фирмы.
2. Спрос фирмы на один переменный фактор. Предельная доходность на ресурс и предельные издержки на ресурс.
3. Изокоста и равновесие производителя.
4. Производственный выбор в долгосрочном периоде. Изокванта. Показатель MRTS.
5. Производство и технология. Производственная функция и ее виды.
6. Производственный выбор в краткосрочном периоде. Общий, средний и предельный продукт. Закон убывающей отдачи.
7.
Тема 8. Издержки производства.
1. Издержки производства в краткосрочном периоде.
2. Границы производственных возможностей и закон возрастания альтернативных издержек. Экономический рост.
3. Издержки фирмы в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Минимально эффективный размер фирмы.
4. Понятие и виды издержек. Экономические издержки. Виды прибыли.
5. Нормальная и экономическая прибыль.
6. «Путь развития» и экономия от масштаба.
Тема 9. Поведение фирмы в различных рыночных структурах.
1. Поведение фирмы в условиях монополистической конкуренции.
2. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.
3. Олигополия как рыночная структура. Модели олигополии.
4. Стратегия фирмы в условиях совершенной конкуренции.
5. Монополия и монопольная власть. Источники и показатели монопольной власти.
6. Нескоординированная олигополия: модель ломаной кривой спроса.
7. Виды рыночных структур и их сравнительная характеристика.
8. Ценовая дискриминация: сущность, условия проведения и типы.
9. Понятие монополии как рыночной структуры и условия ее существования.
10. Монополия и общественная эффективность. Антимонопольная политика.
11. Скоординированные стратегии фирм в условиях олигополии.