Поведение фирмы в различных рыночных структурах

Занятие 7

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Семинар

Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем…

Отвечаем:

1. Считается, что совершенная конкуренция – это крайний случай рыночной структуры. Если это так, почему важно понимать действия совершенно конкурентных рынков?

2. Почему цена продукта, продаваемого на полностью конкурентном рынке, в конечном счете, равна минимально возможным средним издержкам его производства?

3. Объясните, почему кривая спроса на продукт конкурентной фирмы – горизонтальная линия.

4. Объясните, почему конкурентная фирма скорее «ценополучатель», чем «ценопроизводитель».

5. Объясните, почему долгосрочная кривая предложения совершенно конкурентной фирмы более эластична, чем краткосрочная кривая предложения.

Обсуждаем и дискутируем:

1. В чем разница между такими понятиями, как соперничество и конкуренция?

2. Предположим, вы производите услуги ксерокопирования и продаете их на совершенно конкурентном рынке. Цена, которую вы платите за бумагу, выросла. Объясните, как это затронет цену за ваши услуги, вашу прибыль и ваш выпуск, если конкурирующие фирмы не понесут аналогичных издержек. Каков будет ваш ответ, если все фирмы отрасли понесут издержки на подорожавшую бумагу? Как повлияет неожиданное увеличение арендной платы на вашу прибыль и на объем услуг, которые вы готовы предложить в краткосрочном плане?

3. Кривая валового дохода фирмы представлена уравнением TR = aQ – 2Q 2. Является ли эта фирма конкурирующей? Поясните свой ответ.

4. Фирма, работающая в условиях совершенной конкуренции, продает продукцию по цене, равной 10 ден. ед., и в настоящее время производит такой объем продукции, при котором МС = 10 ден. ед. на устремляющейся вверх части кривой краткосрочных предельных издержек. Ее долговременные МС равны 12, а краткосрочные средние переменные издержки – 8 ден. ед. Минимальная точка на ее кривой долговременных средних издержек равна 20. Получит ли эта фирма экономическую прибыль на краткосрочном этапе? Должен ли измениться уровень ее производства в краткосрочном периоде? Что должна предпринять эта фирма на долговременном этапе?

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем:

Выберите правильный ответ

1. Все описанное характеризует совершенно конкурентный рынок, кроме того, что

а) каждый продавец относительно связан с рынком;

б) фирмы вольны входить в отрасль и покидать ее;

в) каждый продавец устанавливает цену, максимизирующую его прибыль;

г) покупатели хорошо информированы о цене продавцов.

2. Если рыночная цена ниже A VC , то типичная фирма в конкурентной отрасли

а) имеет сверхприбыль;

б) работает безубыточно;

в) закрывается и, возможно, покидает отрасль;

г) сокращает выпуск и повышает цену продукции.

3. Когда говорят, что совершенно конкурентная фирма является «ценополучателем», имеется в виду, что

а) фирма получит максимальную прибыль или минимальный убыток, если скорректирует объем выпуска производства, а не цену;

б) фирма будет корректировать объем выпуска и не будет заботиться об издержках производимой продукции;

в) фирма будет решать, надо ли производить и сколько только на основании издержек производства дополнительной единицы продукции;

г) рыночная цена продукта никак не влияет на решение фирмы о производстве.

4. Долгосрочным предельным условием конкурентной фирмы является такой оптимальный выпуск, когда

а) прибыль можно увеличить путем увеличения выпуска на одну единицу;

б) цена и LMC равны;

в) долгосрочные AFC равны цене;

г) невозвратные издержки и FC минимальны.

Выберите вопросы с ответом «Да»:

1. В долгосрочном периоде совершенно конкурентная фирма достигнет равновесного объема выпуска при наименьших издержках на единицу производства.

2. Конкурентная фирма должна определить объем выпуска и цену продажи продукции.

3. Фирма не будет действовать в краткосрочном периоде, пока цена ее продукта не будет выше краткосрочных АТС.

4. Улучшение технологии, которое повышает производительность на конкурентном рынке, сдвинет кривую предложения отрасли вверх и вправо.

5. Для совершенно конкурентной отрасли участок кривой МС отрасли, который лежит выше кривой минимальных A VC отрасли, является кривой предложения отрасли.

Разберитесь в ситуации:

1. На рис. 7.1 представлена совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде.

а) Цена прекращения выпуска, с которой встретилась данная фирма, _________ для любой цены ниже ________________ издержек, превышает _______________ издержки и фирма производит ноль единиц продукции.

б) Если рыночная цена 0S 3, то фирма имеет валовой доход, показанный прямоугольником _______________, совокупные издержки, показанные прямоугольником _________________, и совокупную прибыль, показанную прямоугольником ________________.

в) Если рыночная цена 0S 1 и 0S 2, фирма (будет / не будет) ___________ работать, так как (все / некоторые/ ни одна) ________ VC и (ни одна/ некоторые/ все) __________ FC покрыты. Если фирма действует в диапазоне цен от 0S 1 до 0S 2, она получает (прибыль /убыток) ___________.

г) Кривая предложения фирмы дана отрезком кривой МС выше точки ___________.

Рис. 7.1

2. Предположим, вы – собственник фирмы в совершенно конкурентной отрасли; в ней есть сотни других фирм, таких же, как ваша. Ваша фирма действует в краткосрочном периоде, и вам следует решить – продолжать функционировать или закрыться. Ваше решение будет зависеть от условий рынка. Таблица 7.1 – это «таблица решения». В ней показано несколько ситуаций, с которыми может столкнуться ваша фирма. В связи с каждой ситуацией надо принять определенное решение. Обозначьте + правильное, по вашему мнению, решение. Возможно, что для некоторых ситуаций нельзя будет принять решение на основе данной информации.

Таблица 7.1

Решите задачу:

7.1. Найти функцию предложения в коротком периоде для предприятия, находящегося в условиях совершенной конкуренции, если функция общих затрат имеет вид: TC = 0,1Q 3 – 2Q 2 + 10Q + 10.

7.2. Производственная функция фирмы имеет вид

. Ставка заработной платы 2 ден. ед. в час, ставка арендной платы за оборудование 1,5 ден. ед. в час.

Определить функцию предложения фирмы в коротком периоде, если фирма располагает капиталом 36 ед. Найти объем выпуска при цене на продукцию фирмы 3 ден. ед. и прибыль фирмы.

7.3. Фирма находится в условиях совершенной конкуренции. Функция общих затрат имеет вид: ТС = 9Q 3 + 200Q + 30. Какой объем выберет фирма, если цена товара 308 ден. ед. Определите прибыль фирмы.

7.4. В условиях совершенной конкуренции цена на данный товар установилась на уровне 5 ден. ед. Фирма производит 2500 единиц продукции. Средние общие затраты 5,5 ден. ед. Постоянные затраты составляют 800 ден. ед. Предельные затраты 5 ден. ед.

Получает ли фирма максимальную прибыль? Определить величину прибыли или убытка. Будет ли фирма прекращать производство в коротком периоде? Определить размер убытка, получаемого при закрытии.

7.5. В отрасли с совершенной конкуренцией работает 100 одинаковых фирм. Функция общих затрат каждой имеет вид ТС = Q 2.

Определить: а) функцию предложения фирмы;

б) функцию предложения отрасли;

в) равновесные значения цены и объема, если отраслевой спрос имеет вид: Q d = 200 – 50Р .

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Совершенная конкуренция и «невидимая рука»

2. Достоинства и недостатки совершенной конкуренции.

3. Малый бизнес в России и совершенная конкуренция.

Дайте свой комментарий к статье Стиглер Дж. Дж. «Совершенная конкуренция: исторический ракурс //Вехи экономической мысли. Т.2. Теория фирмы. – С. 299–328.

Сочините экономическое эссе на любую из тем:

1. У всякого портного свой взгляд на искусство.

2. Легче держать вожжи, чем бразды правления.

3. Начинай от низшего уровня, чтобы дойти до высшего; другими словами: не чеши затылок, а чеши пятки.

Сочинения Козьмы Пруткова. – М., 1976.

Занятие 8

Ценообразование в условиях монополии

Семинар

Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем…

Отвечаем:

1. Почему нельзя вывести кривую предложения для монопольной фирмы?

2. При каких обстоятельствах монополия будет заниматься ценовой дискриминацией?

3. Почему монополию следует рассматривать скорее в относительном, чем в абсолютном смысле? Объясните ответ.

Обсуждаем и дискутируем:

1. Основные правила регулирования деятельности естественных монополий гласят:

– цены должны быть максимально приближены к МС;

– прибыли должны обеспечивать только нормальную норму прибыли;

– производство должно быть эффективным.

Обсудите каждое из этих правил.

2. Каково различие между ценой и выпуском в конкурентной отрасли и ценой и выпуском у монополиста? Считаете ли вы наличие монополии на рынке нежелательным явлением в экономике? Объясните ответ.

3. Допустим, что руководитель вашей монопольной фирмы ставит перед вами задачу определения прибыльности ценовой дискриминации на рынке продукции данной фирмы. Какие характеристики рынка вы должны узнать? Объясните ответ.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем:

Выберите правильный ответ

1. В каком случае имеет место ценовая дискриминация:

а) продавец на рынке продал респектабельной даме апельсины по 50 руб. за килограмм, а скромно одетой старушке – по 30 руб. за килограмм;

б) пшеничный хлеб стоит больше ржаного;

в) индийский чай продается по более высокой цене, чем грузинский.

2. Все перечисленное ниже – основные направления регулирования компании коммунального обслуживания, кроме

а) установления амплитуды приемлемых избыточных прибылей;

б) поддержки эффективного производства продукции;

в) установления цен, с тем чтобы коммунальная компания получала нормальный доход на свой капитал;

г) попыток держаться как можно ближе к принципам ценообразования, ориентирующегося на МС.

3. Что из нижеследующего верно:

а) по сравнению с конкурентной отраслью при долгосрочном равновесии монополист производит продукцию и использует ресурсы более эффективно;

б) при одинаковых спросе и издержках выпуск монополиста и цена его продукции выше, чем в конкурентной отрасли, в условиях долгосрочного равновесия;

в) при одинаковых спросе и издержках конкурентная отрасль в условиях долгосрочного равновесия производит продукции больше и по более низкой цене, чем монополист;

г) ничто.

4. Что означает ценовая дискриминация III степени?

а) Это ценовая политика, позволяющая монополисту присваивать себе всю ренту покупателя;

б) группировка в партии по разным ценам выпускаемого монополией продукта;

в) установление на каждую продаваемую единицу продукции цены, соответствующей спросу;

г) сегментирование рынка покупателей в соответствии с эластичностью спроса.

5. Все перечисленное ниже характеризует естественные монополии, кроме того, что они:

а) работают для максимального удовлетворения интересов общества;

б) дают существенную экономию в производстве и распределении товаров и услуг;

в) подлежат регулированию только тогда, когда есть уверенность в том, что они получают монопольную прибыль;

г) не могут обеспечивать оптимальный для общества уровень производства, если в отрасли есть конкуренты.

Решите задачу:

8.1. Предположим, что ценовая эластичность спроса на билеты в кино составляет (-5) для пожилых людей и (-2) для молодежи. Предположим, что в равновесии монополия, занимающаяся ценовой дискриминацией, несет предельные издержки в 3 ден. ед. на одно посещение кинотеатра. Определите цену за билет, назначаемую пожилым людям, и цену, назначаемую для молодежи.

8.2. Функция общих затрат монополии ТС = 60 + 20Q . Функция спроса на двух сегментах рынка: Р 1 = 60 – Q 1; Р 2 = = 50 – Q 2.

Определить цены и объем продаж, если монополия будет осуществлять ценовую дискриминацию на сегментированных рынках и общую прибыль фирмы.

8.3. Монополия максимизирует выручку при целевой прибыли не ниже 1500 ден. ед. Известны функции спроса Р = 304 – 2Q и общих затрат ТС = 500 + 4Q + 8Q 2.

Определить оптимальный объем выпуска и цену. Каким был бы оптимальный объем выпуска и цена, если бы монополия преследовала цель максимизации прибыли?

8.4. Функция общих затрат монополии имеет вид: ТС = = 30 000 + 50Q . Цена на ее продукцию меняется по формуле: Р = 100 – 0,1Q .

Определить цену, при которой фирма получит максимум прибыли, если она должна будет уплачивать налог в размере 10 ден. ед. с каждой реализованной единицы продукции.

Разберитесь в ситуации:

1. Если ценовая эластичность спроса на продукцию монополиста равна (-1) при текущем уровне выпуска продукции, то может ли монополист увеличить свой доход, продавая больше или меньше товара?

2. Предположим, вы – независимый частный консультант по проблемам монополий. Вашими советами постоянно пользуются 5 фирм, и хотя информация, которую они вам предоставляют, является неполной, ваши знания эксперта позволяют вам давать определенные рекомендации в каждом случае. Выберите одну из следующих рекомендаций для каждой фирмы, позволяющей ей максимизировать прибыль:

а) сохранить выпуск на прежнем уровне;

б) увеличить выпуск продукции;

в) сократить выпуск продукции;

г) прекратить производство;

д) заново выполнить ваши расчеты, поскольку предоставленные вами данные, вероятно, неправильны.

Таблица 8.1

3. На рис. 8.1. показана монополия с уменьшающимися издержками.

Рис. 8.1

а) Нерегулируемый монополист производит _________ ед. продукции и установит цену в ___________ ден. ед. Монополист реализует товар на сумму _________ ден. ед., несет общие издержки в сумме ___________ ден. ед. и, таким образом, получает максимальную прибыль с размере _________ ден. ед.

б) Если регулирующий орган попытается запретить монополисту получение избыточной прибыли и разрешает только «справедливую» норму дохода, то этот орган устанавливает максимальную цену в размере ___________ ден. ед. и монополист при этом производит __________ ед. продукции. При данных цене и выпуске совокупный доход и совокупные издержки (равны / не равны) _________ и монопольная прибыль составляет ___________ ден. ед.

в) Если регулирующий орган заставит монополиста произвести общественно оптимальное количество продукции, то будет произведено __________ ед. продукции и регулируемая цена составит __________ ден. ед. Однако при данном уровне выпуска совокупный доход составит ___________ ден. ед., а совокупные издержки ___________ ден. ед. Монополист, таким образом, (получает/ теряет) __________ ден. ед. Если производство находится на общественно оптимальном уровне выпуска, то государство должно выплатить монополисту ___________ в размере ______________ ден. ед. за единицу продукции.

4. Система метрополитена стала убыточной, и было решено поднять цену за проезд, чтобы попытаться увеличить доходы и уменьшить потери метрополитена. Что определяет, является ли этот шаг верным?

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему:

1. Антимонопольная политика правительства России.

2. Ценовая дискриминация второй степени.

3. Реструктуризация российских естественных монополий: шансы и риски.

Попробуйте ответить на вопрос с точки зрения мэра города:

1. Каким бы вы предпочли видеть рынок коммунальных услуг (водопровод, канализация, газоснабжение) вашего города – монопольным, конкурентным или каким-либо другим?

2. Возможна ли ценовая дискриминация на следующие товары и услуги, реализуемые в вашем городе: железнодорожные билеты; индивидуальный пошив одежды; чистка обуви; школьное образование; парикмахерские услуги, телефонные переговоры?

Докажите, что заявления некоторых экономистов, подобные следующему: «Доставшиеся России в наследство от СССР предприятия-гиганты – это динозавры, не способствующие росту экономики», – есть скорее политическая публицистика, чем научный экономический анализ.

Оцените два высказывания:

а) В монополистической фирме «любое увеличение прибылей не будет носить временный характер; барьеры для вступления в отрасль защищают монополиста от посягательств на прибыль конкурентов. Короче, технические усовершенствования выгодны монополисту и, следовательно, будут приняты».

б) «Научно-исследовательская работа и технические нововведения могут быть одним из монополистических барьеров для вступления в отрасль».

Какой из аргументов, на ваш взгляд, наиболее верно отражает отношение монополии к НТП?

Дайте свой комментарий к статье Хикс Дж. Р. «Годовой обзор экономической теории: теория монополии //Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы. – СПб., 1999. – С. 329–353.

Занятие 9

Ценообразование в условиях монополистической конкуренции и олигополии

Семинар

Учебная лаборатория: отвечаем, обсуждаем и дискутируем…

Отвечаем:

1. Почему в интересах фирм – собраться и установить фиксированные цены?

2. Модель ломаной кривой спроса доказывает, что цены олигополии стабильны и не изменяются слишком часто. Есть ли этому доказательство? Почему происходит излом? Почему кривая MR приобретает специфическую форму?

3. Назовите две силы, которые толкают олигополистов в противоположных направлениях, когда дело касается ценообразования?

4. Почему фирмы на рынках с монополистической конкуренцией осуществляют выпуск, который не достигает уровня, соответствующего минимуму LAC ? Каковы последствия избыточной мощности?

Обсуждаем и дискутируем:

1. Согласны ли вы с тем, что входные барьеры в ресторанном бизнесе ниже, чем в сфере авиабизнеса, потому что рестораны требуют всего только несколько работников и несколько тысяч долларов капитала в то время как маленькая авиакомпания требует много работников и миллионы долларов капитала.

2. Как вы думаете, к какой рыночной структуре относится рынок высшего образования? Какие факторы влияют на структуру рынка высшего образования? Насколько важна экономия на масштабах? Насколько важны входные и выходные барьеры? Что можно сказать о роли случайных факторов?

3. Каждая фирма в олигополистической отрасли сталкивается в определенном смысле с дилеммой олигополистов: «Что сделают мои конкуренты, если я подниму цены? Должен ли я кооперироваться с моими соперниками или не должен? Следует ли мне за мой продукт взимать высокую или низкую цену?» Для каких рынков эта дилемма может стать неразрешимой для производителей?

4. Время от времени в определенных отраслях начинаются войны цен. Сталелитейная, алюминиевая промышленность и система снабжения бензином испытали периоды резкого снижения цен. Как можно объяснить войны цен с точки зрения принципов олигополии и монополистической конкуренции? Возможна ли война цен в отраслях с высокой конкуренцией или монополией? Объясните ответ.

5. В чем разница между ограничивающим и хищническим ценообразованием? Одинаковы ли их цели? Объясните ответ.

Аналитическая лаборатория: размышляем, считаем…

Размышляем:

Выберите правильный ответ

1. Что из нижеследующего может быть лучше всего охарактеризовано как олигополистическая отрасль:

а) кинотеатры;

б) телефонная связь;

в) автомобильная промышленность;

г) розничная торговля продуктами питания.

2. Ценовым лидером в олигополии могут быть:

а) доминирующая фирма отрасли;

б) фирма, признанная конкурентами ценовым лидером;

в) фирма с наименьшими издержками производства;

г) фирма, которая точно может предсказать время и величину изменения цены;

д) все вышеперечисленные фирмы.

3. Модель ломаной кривой спроса является примером

а) поведения олигополии, не расположенной к сотрудничеству;

б) сговора;

в) монополистической конкуренции;

г) картеля.

4. Ценовая война – это линия поведения, свойственная

а) совершенной конкуренции;

б) дуополии;

в) монополии;

г) монополистической конкуренции.

5. Если картель полностью контролирует цену и объем выпуска, то он будет вести себя как

а) монополия;

б) совершенная конкуренция;

в) отрасль;

г) ценовой лидер.

Разберитесь в ситуации:

Предположим, что отрасль состоит только из 2 фирм: Альфа и Зет. Эти фирмы производят сходные продукты, и каждая может устанавливать свою цену на продукт. На рис. 9.1 изображена матрица прибыли для фирм. Она также показывает, что прибыль каждой фирмы зависит от цены, устанавливаемой другой фирмой.

Рис. 9.1

а) Если обе фирмы сотрудничают и устанавливают цену, чтобы максимизировать прибыли, то каждая из них установит (высокую / низкую) ___________ цену и каждая получит прибыль, равную ____________ ден. ед.

б) Каждая фирма (имеет / не имеет) __________ стимула снижать цену, потому что она может ___________ прибыли за счет других фирм.

в) Если Альфа установит цену ниже уровня цены Зет, то прибыли Альфы (увеличатся / уменьшатся) ___________ до _____________ ден. ед., в то время как прибыли Зет (увеличатся/ уменьшатся) _______________ до ___________ ден. ед. С другой стороны, если Зет установит цену ниже, чем Альфа, то прибыли первой (уменьшатся/ увеличатся) _______________ до _______________ ден. ед., а прибыли Альфа (уменьшатся / увеличатся) _______________ до _______________ ден. ед.

г) Если обе фирмы стараются установить более низкую цену и в результате каждый делает это, то прибыль, получаемая каждой фирмой, составит _______________ ден. ед.

д) Хотя каждая фирма получает больше, если устанавливает (высокую/ низкую) ___________ цену, обе выигрывают, если устанавливают (высокую/ низкую) _____________ цену.

Творческая лаборатория: Господа, попробуйте свои перья!

Напишите реферат на избранную вами тему.

1. Проблемы эффективности олигополистического рынка.

2. Реклама в условиях монополистической конкуренции и олигополии: микроэкономический подход.

3. Картели и сговор.

Дайте свой комментарий к одной из статей

1. Самуэльсон П.Э. Монополистическая конкуренция – революция в теории //Вехи экономической мысли. Т. 2. Теория фирмы. – С. 354–370.

2. Стиглер Дж. Дж. Теория олигополии. Там же. – С. 371–401.

3. Стиглер Дж. Дж. Ломаная кривая спроса олигополиста и жесткие цены. Там же. – С. 402–431.

Сочините экономическое эссе на любую из тем

1. Когда народы между собою дерутся, это называется войной.

2. Двое несчастных, находящихся в дружбе, подобны двум слабым деревцам, которые, одно на другое опершись, легче могут противиться бурям и всяким неистовым ветрам.

3. Не во всякой игре тузы выигрывают.

Сочинения Козьмы Пруткова. – М., 1976.

Глава 11

Рынки факторов производства

Занятие 10

Наши рекомендации