I 9.2. Факторы звенности товародвижения_____________________________235

♦ Однако фактор несовпадения мест производства и мест потребле-иня сам по себе обусловливает необходимость товародвижения в его простейшей транзитной форме, а необходимость продажи товаров розничным предприятиям вызывает только простейшую, одноактную форму оптовой торговли. Более сложные формы звенности товаро­движения вызываются другими факторами.

Одним из таких факторов является различная степень концентра­ции производства и различная по радиусу зона потребления продук­ции данного производства. Если производственное предприятие небольшое и таких предприятий, вырабатывающих однородную про­дукцию, в данном городе или области относительно немного и они имеют местное значение, то ничто не мешает устанавливать прямые хозяйственные связи этих производственных предприятий с местны­ми розничными предприятиями или организациями. Оптовая торгов­ля будет тогда одноактной, а товародвижение может быть транзит­ным. Например, хлебопекарные заводы продают свою продукцию и доставляют ее в розничные предприятия. Подобные же связи устанав­ливаются по торговле и движению молока и молочнокислых продук­тов, пива, безалкогольных напитков и некоторых других товаров.

При федеральном значении производственных предприятий, напри­мер московских и петербургских кондитерских фабрик, сахарных заводов в свеклосеющих районах, крупных плодоовощеконсервных за­молов юга России, дальневосточных или мурманских предприятий рыбной промышленности и т. п., возникают варианты звенности опто­вой торговли различной экономической эффективности и различной складской звенности товародвижения. Прямые связи таких предпри­ятий целесообразно устанавливать с местными розничными предпри­ятиями и организациями по продукции, предназначаемой для местно­го потребления. По другой продукции целесообразнее формировать связи с оптовыми торговыми предприятиями, находящимися в тех районах потребления, куда вывозится данная продукция. В этом слу­чае привлечение к участию оптового звена укрупняет операции про­дажи и партионность отгрузок товаров, делает возможным непо­средственное товароснабжение розничной сети с местных оптовых предприятий, что сокращает затраты труда и ускоряет оборачиваемость оборотных средств.

Продукцию с однородных производственных предприятий, напри­мер с рыбодобывающих, экономичнее продавать одному сбытовому предприятию и направлять рыбу на холодильники этого предприятия, находящиеся в районе данных рыбных промыслов. Тем самым обеспе-

чивается наиболее быстрый сбыт продукции производственными предприятиями и обусловливаются надлежащие условия ее хранения. Сбытовое предприятие, создавая необходимые товарные запасы продук­ции многих производственных предприятий данного района, с меньши­ми затратами труда и средств обеспечивает продажу и отгрузку товара оптовым предприятиям, в том числе находящимся в других районах.

Эта вторая по порядку оптовая продажа и отгрузка товара оптовым предприятиям другого района более экономична, чем поставка непосред­ственно в розничную сеть. Оптовые предприятия продадут и свое­временно доставят товар розничным предприятиям. Участие в това­рообороте и товародвижении оптовых предприятий, находящихся в районах потребления, диктуется не столько интересами производства, сколько интересами розничной торговли. Розничные предприятия не смогут получить, сохранить и быстро реализовать крупные партии то варов, какими ведется отгрузка от иногородних поставщиков оптовым предприятиям. Отгрузка мелкими партиями каждому розничному предприятию обходится очень дорого и практически неприемлема.

Таким образом, фактор концентрации производства в районах сы­рьевых ресурсов, а также в исторически сложившихся крупных про­мышленных центрах образует обширные зоны сбыта (потребления) Это обусловливает применение однозвенной и даже двухзвенноп форм оптовой торговли, а также аналогичных форм товародвижения с тем, чтобы облегчить первоначальный сбыт и сохранность продуктов, удешевить их транспортировку и ускорить движение, создать условия более совершенного товароснабжения розничной сети товарами ино-районного производства. Под влиянием более равномерного размеще ния в стране вновь строящихся предприятий, в том числе малых пред приятии, создаются предпосылки для уменьшения звенности в оптовой торговле и товародвижении.

Звенность в торговле, как правило, должна совпадать со звенностью в товародвижении. Последняя служит определяющей для первой. Но имеются факторы, обусловливающие звенность в торговле незави­симо от звенности в товародвижении. Имеются также факторы, кото­рые определяют звенность товародвижения, не вызывая аналогичной звенности в оптовой торговле.

Основным фактором звенности в торговле, обусловливающим уча­стие оптовых предприятий в межрегиональном и межобластном това­рообороте, является стремление к облегчению установления хозяйствен­ных связей между розничными и производственными предприятиями, находящимися на больших расстояниях друг от друга; стремление

Наши рекомендации