Участие гражданского общества в общественной экспертизе законодательства

Общественная экспертиза является важным инструментом в реализации конституционных прав граждан по непосредственному участию в управлении государством, гарантированных частью 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации. Участие институтов гражданского общества в правотворческом процессе путем осуществления экспертной оценки нормативных правовых актов и последующим обязательным рассмотрением ее результатов органами государственной власти и органами местного самоуправления способствует принятию объективных властных решений во всех сферах правового регулирования.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2013 год отмечается, что «…Ответственность за страну формируется не лозунгами и призывами, а когда люди видят, что власть прозрачна, доступна и сама «вкалывает» во имя страны, города, региона, поселка и каждого гражданина, учитывает общественное мнение. Власть не должна быть изолированной кастой. Только в этом случае создается прочная моральная основа для созидания, для утверждения порядка и свободы, нравственности и гражданской солидарности, правды и справедливости, для национально ориентированного сознания...». Таким образом, подчеркивается важность осуществления общественной экспертизы как выражения мнения граждан по принимаемым органами государственной власти и органами местного самоуправления нормативным правовым актам.

Правовое регулирование общественной экспертизы нормативных правовых актов осуществляется, в основном, на основании Федерального закона от 4 апреля 2005 года № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 09.02.2011 № 167 «Об общественном обсуждении проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов».

Кроме того, участие граждан в принятии органами государственной власти решений, предусмотрено в Градостроительном кодексе Российской Федерации, Бюджетном кодексе Российской Федерации, устанавливающих обязательность проведения публичных слушаний по определенным вопросам, в частности, обсуждения проекта бюджета соответствующего уровня. Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено непосредственное участие граждан при обсуждении программ развития территорий и иным вопросам, затрагивающим интересы и права граждан. Кроме того, Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» предусмотрено создание координационных или совещательных органов в области малого и среднего предпринимательства, в том числе для проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы малого и среднего предпринимательства.

На уровне субъектов Российской Федерации правовое регулирование общественной экспертизы в большинстве случаев определяется законами об общественных палатах субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации об организации экспертной деятельности в различных сферах.

Для проведения общественной экспертизы в соответствии с решением совета Общественной палаты о включении в план проведения общественной экспертизы законопроекта или иного проекта нормативного правового акта комиссия и (или) межкомиссионная рабочая группа Общественной палаты, ответственная за подготовку проекта заключения, обеспечивает создание рабочей группы, состав которой формируется из числа членов Общественной палаты, представителей общественных объединений и иных объединений граждан Российской Федерации и экспертов, предлагаемых членами рабочей группы, членами комиссии, а также Аппаратом Общественной палаты.

Комиссия и (или) межкомиссионная рабочая группа сообщает межкомиссионной рабочей группе по подготовке экспертных заключений Общественной палаты Российской Федерации по проектам нормативных правовых актов и членам Общественной палаты о формировании рабочей группы по проведению общественной экспертизы соответствующего законопроекта или иного нормативного правового акта и фамилию, имя, отчество члена Общественной палаты, направляемого в качестве представителя от Общественной палаты для участия в работе комитетов и комиссий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении законопроектов, являющихся объектом экспертизы.

Состав рабочей группы и фамилию, имя, отчество указанного представителя Общественной палаты утверждается решением совета Общественной палаты.

Председатель комиссии и (или) руководитель межкомиссионной рабочей группы либо по его поручению член комиссии возглавляет рабочую группу и руководит ее работой.

2. Рабочие группы создаются на период проведения общественной экспертизы проектов федеральных конституционных законов и проектов федеральных законов, проектов нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, проектов законов субъектов Российской Федерации и проектов нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, проектов правовых актов органов местного самоуправления.

3. К проведению общественной экспертизы рабочая группа вправе привлекать экспертов.

В качестве экспертов привлекаются:

юридические лица (объединения некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации и относится к сфере их уставной деятельности (далее - организации);

физические лица, обладающие научными и практическими знаниями, необходимыми для проведения экспертизы, удовлетворяющие следующим требованиям:

высшее и (или) послевузовское профессиональное образование, ученую степень по направлению, соответствующему профилю экспертной деятельности;

предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет;

знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области соответствующей экспертной деятельности;

умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.

Физическое лицо представляет в рабочую группу по проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов, проектов нормативных правовых актов:

1) копию документа государственного образца о высшем профессиональном образовании;

2) копию трудовой книжки;

3) копию документов об ученых степенях и ученых званиях (если имеются);

4) информацию о наличии научных трудов в соответствующей сфере регулирования исследуемого проекта нормативного правового документа.

Юридическое лицо представляет в рабочую группу по проведению общественной экспертизы проектов федеральных законов, проектов нормативных правовых актов:

1) копию свидетельства о регистрации общественного объединения;

2) копию свидетельства о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц;

3) копию устава.

Решение о привлечении физического или юридического лица в качестве эксперта принимается руководителем межкомиссионной рабочей группы по подготовке проектов заключений (советом Общественной палаты) по представлению рабочей группы.

4. Эксперты могут быть привлечены к работе, как на общественных началах, так и на основании договора, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование данного вида работ осуществляется на основании поручения совета Общественной палаты за счет средств, выделенных на обеспечение деятельности Общественной палаты, по решению руководителя Аппарата Общественной палаты.

5. В целях обеспечения публичности и привлечения широкого круга институтов гражданского общества участие в проведении общественной экспертизы законопроектов и подготовке проектов заключений по результатам их рассмотрения могут принимать общественные палаты субъектов Российской Федерации, организации.

Организации, изъявившие желание принять участие в проведении общественной экспертизы законопроектов направляют письменные предложения в Рабочую группу, осуществляющую общественную экспертизу.

Аппарат Общественной палаты России организует информирование профильных организаций о проведении общественной экспертизы законопроектов и о формировании рабочих групп, а также осуществляет сбор и обработку предложений экспертов и организаций.

По просьбе организации Аппарат Общественной палаты России представляет все необходимые документы для проведения экспертизы (текст законопроекта, пояснительную записку и данные об этапах прохождения его в органах законодательной власти).

Письменные предложения, направляемые в Рабочую группу, осуществляющую общественную экспертизу, рекомендуется отражать в справках в виде таблицы.

Наши рекомендации