Проблемы и перспективы российского рынка акций
Проблемы рынка акций
Рынок акций в России, как и экономика в целом, еще не достаточно развит по сравнению с лидирующими мировыми странами.
Российский рынок акций имеет большое количество проблем, требующих немедленного решения. Среди них, основными можно выделить следующие:
· низкий уровень развития законодательства и экономики Российской Федерации в целом;
· низкая ликвидность акций отдельных отраслей;
· низкая рублевая ликвидность;
· отсутствие серьезных инвесторов - финансовые учреждения неохотно вкладывают денежные средства в акции;[ПРИЛОЖЕНИЕ З]
· не высокий уровень надежных эмитентов.
Для решения этих проблем, необходимо предпринять ряд мер, основными из которых являются:
1. Преодоление негативно влияющих внешних факторов, сдерживающих развитие рынка ценных бумаг в России, в частности высокая социальная и политическая нестабильность, а также инфляция, которая оказывает влияние даже при своем невысоком уровне.
2. Целевая переориентация рынка ценных бумаг. Вместо обслуживания быстро растущих финансовых запросов государства, перераспределения крупных портфелей акций и инвестирование новых торгово-финансовых компаний, рынок ценных бумаг должен быть направлен на выполнение своей главной функции - на преодоление инвестиционного кризиса, аккумуляцию свободных денежных ресурсов для направления их на цели восстановления и последующего роста производства в России.
3. Необходимо срочное создание государственной или полугосударственной системы защиты инвесторов в ценные бумаги от потерь, связанных с банкротством инвестиционных институтов (специализированный фонд на эти цели), а так же необходима защита законных экономических интересов физических и юридических лиц от административных правонарушений.[2, статья 1]
4. Ускоренное создание жесткой регулятивной инфраструктуры рынка и ее правовой базы как способа ограничить риски инвесторов (прежде всего требования к достаточности капитала, качеству активов и ликвидности небанковских инвестиционных институтов, ограничения их собственных операций по рискам, правила этичного ведения операций и полного раскрытия информации при обслуживании клиентов и т.п.);
5. Широкая реализация принципа открытости информации:
· расширение объема публикаций, введение обязательности публикации любых материальных фактов, возникающих в деятельности эмитентов и могущих существенно повлиять на курс ценных бумаг эмитента,
· четкое отделение информации, являющейся коммерческой тайной, от данных, не являющихся таковыми,
· развитие сети специализированных изданий (характеризующих отдельные отрасли как объекты инвестиций),
· Информация, содержащаяся в реестре эмиссионных ценных бумаг и в реестре профессиональных участников рынка ценных бумаг, должна быть открытой и доступной для любого заинтересованного лица.[5, статья 9]
6. Широкая реализация принципа представительства и консолидации интересов:
· создание консультационного органа, объединяющего представителей государственных органов, банков и небанковских инвестиционных институтов, регионов и республики;
· передача части прав по регулированию рынка регионам;
· государственная поддержка саморегулирующихся организаций, обеспечивающая их опережающее развитие, и передача им части функций государства по регламентации рынка ценных бумаг и надзору за ним,
· создание системы экспертной поддержки и научного обслуживания рынка, создание совместных групп российских и иностранных экспертов, разработка и запуск совместной исследовательской программы.
7. Сотрудничество с более развитыми странами и получение крупных размеров международной помощи (в области создания регулятивной, информационной и технологической инфраструктуры рынка)
Современное состояние экономики России обусловило потребность не только совершенствования существующих, но и возрождения и формирования новых экономических отношений. [10, с. 12]
Но в первую очередь, Российская Федерация должна обеспечить свою экономическую стабильность, и защиту финансового положения. Возможность влияния западных стран на экономическое состояние наше государство, безусловно, является отрицательным показателем. Очевидно это и сейчас, когда НАТО пытается диктовать России цены продажи газа и его поставку через Украину. Разумеется, ни один серьезный инвестор не вложит капитал в предприятия государства, находящегося в маргинальном положение.
Для создания развитой системы рыночных финансовых отношений в России требуется не только введение в действие необходимых инструментов и механизмов, но и преодоление сложившегося за долгие годы менталитета и мирового отношения к России. Законодательство должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. А государство в свою очередь должно обеспечивать сотрудничество и взаимодействие с более развитыми в этом плане странами.