Правовое регулирование инвестиций пенсионных фондов
В настоящее время в современном законодательстве РФ установлен порядок инвестирования средств пенсионных накоплений. Нормативно-правовая база состоит из Конституции РФ, ГК РФ, Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"*(178) (далее - Закон об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии), федеральных законов, регулирующих отношения в сфере обязательного пенсионного страхования, других федеральных законов.
Статьей 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных установленных законодательством случаях.
В настоящее время пенсии по старости и по инвалидности могут состоять из следующих частей: базовой, страховой и накопительной.
Порядок финансирования указанных частей трудовых пенсий, а также порядок учета средств на индивидуальном лицевом счете определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"*(179).
Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы и некоторых других категорий граждан"*(180) устанавливает порядок начисления и выплаты пособий по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
Правовое регулирование формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений находится в начальном периоде и, естественно, нуждается в совершенствовании как средство обеспечения защиты пенсионеров и имущественных интересов всех субъектов и участников этих отношений.
Закон об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии является базовым актом по инвестированию средств накопительной части трудовой пенсии. Данный нормативный акт устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.
Субъектами отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений являются Пенсионный фонд РФ, специализированный депозитарий, управляющие компании, застрахованные лица, страхователи.
Пенсионные накопления составляют совокупность средств, включающую в себя суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, которые переданы в доверительное управление управляющим компаниям Пенсионным фондом РФ в соответствии с настоящим федеральным законом.
Инвестирование средств пенсионных накоплений составляет предмет деятельности управляющей компании по управлению средствами пенсионных накоплений, инвестиционный портфель которой составляют активы (денежные средства и ценные бумаги), сформированные за счет средств, переданных Пенсионным фондом РФ в доверительное управление, а также проценты и другие виды доходов от операций по инвестированию средств пенсионных накоплений.
Весь этот процесс осуществляется в интересах застрахованного лица, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование и за которое уплачиваются (уплачивались) страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Деятельность по государственному регулированию в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений осуществляет Минфин России. Специальным органом по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений является ФСФР России.
Необходимо отметить, что основным субъектом данного процесса выступает Пенсионный фонд РФ, для которого законом установлена правовая обязанность по целевому использованию средств пенсионных накоплений. Денежные средства Пенсионного фонда РФ находятся в государственной собственности Российской Федерации.
Фонд обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов за счет страховых взносов работодателей и граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов.
Средства бюджета Пенсионного фонда РФ направляются на выплату трудовых пенсий и социальных пособий, а часть средств в сумме, эквивалентной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, - в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии.
Контроль за использованием средств бюджета Пенсионного фонда РФ осуществляется Счетной палатой Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ.
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии - за счет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
Особенность учета средств пенсионных накоплений в Пенсионном фонде РФ состоит в том, что сумма денежных средств, составляющая страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии, ежегодно отражается в доходной части Пенсионного фонда РФ в порядке, установленном бюджетным законодательством, а в расходной части должно предусматриваться направление на последующее инвестирование*(181).
Каждый гражданин, который уплачивает страховые взносы, выступает в качестве инвестора, вкладывающего свои личные денежные средства в Пенсионный фонд РФ. Доход, который ожидается к получению инвестором, составляет будущая часть накопительной части пенсии. При этом для осуществления контроля за целевым использованием денежных средств граждан открываются отдельные счета депо на каждую управляющую компанию Пенсионным фондом РФ, которые ведет специализированный депозитарий.
Для усиления правовой защиты граждан законом установлено, что в случае нецелевого использования денежных средств, специализированный депозитарий совместно с управляющей компанией, заключившей договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений, несет солидарную ответственность. Также специализированным депозитарием осуществляется учет ценных бумаг, приобретенных в результате инвестирования средств пенсионных накоплений, а также хранение сертификатов ценных бумаг.
Порядок передачи в управление управляющим компаниям средств пенсионных накоплений регламентирован гл. 6 Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии. Управляющая компания обязана вести учет средств пенсионных накоплений, находящихся на отдельном банковском счете (счетах) для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений, и отчитываться перед уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и Пенсионным фондом РФ за их использование. На денежные средства, находящиеся на указанном счете (счетах), не может быть обращено взыскание по обязательствам Пенсионного фонда РФ, специализированного депозитария или управляющей компании, не связанным с финансированием накопительной части трудовой пенсии.
Управляющая компания не вправе осуществлять списание (выдачу) денежных средств с отдельного банковского счета (счетов) для осуществления операций со средствами пенсионных накоплений на другие цели и без предварительного согласия специализированного депозитария.
Средства пенсионных накоплений для передачи управляющим компаниям формируются из поступивших в Пенсионный фонд РФ сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, чистого финансового результата, который получен от их временного размещения Пенсионным фондом РФ.
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2003 г. N 190 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений"*(182) утвержден типовой договор об оказании специализированным депозитарием услуг Пенсионному фонду РФ и типовой договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений между Пенсионным фондом РФ и управляющей компанией, отобранной по конкурсу.
Согласно положениям данного документа фонд передает управляющей компании в доверительное управление средства пенсионных накоплений, а управляющая компания обязуется осуществлять управление ими в целях обеспечения права застрахованных лиц на получение накопительной части трудовой пенсии.
Выгодоприобретателем является Российская Федерация в лице Пенсионного фонда РФ. Передача фондом средств пенсионных накоплений в доверительное управление управляющей компании не влечет перехода к управляющей компании права собственности на средства пенсионных накоплений и активы, в которые они будут инвестированы. Доходы от доверительного управления средствами пенсионных накоплений не являются собственностью управляющей компании, а относятся на прирост средств, переданных в доверительное управление. Управляющая компания обязана инвестировать средства пенсионных накоплений исключительно в интересах застрахованных лиц только в разрешенные федеральным законом объекты в соответствии с инвестиционной декларацией. Управляющая компания обязана в течение 15 дней с даты подписания договора заключить договор об оказании услуг со специализированным депозитарием, с которым Пенсионный фонд РФ уже заключил договор об оказании специализированным депозитарием услуг. Управляющая компания не вправе осуществлять операции со средствами пенсионных накоплений до заключения со специализированным депозитарием договора об оказании специализированным депозитарием услуг.
Согласно Правилам инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 652*(183) установлен порядок направления и инвестирования средств страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в Пенсионный фонд РФ (далее - средства страховых взносов).
Решение об объемах и структуре вложений средств страховых взносов принимается Пенсионным фондом РФ по согласованию с Минфином России и доводится до сведения Банка России в согласованном порядке. Агентом Пенсионного фонда РФ по приобретению и продаже государственных ценных бумаг Российской Федерации выступают Банк России и Внешэкономбанк.
Перечень видов активов, в которые могут быть размещены средства пенсионных накоплений, и принципы формирования состава активов управляющих компаний указываются в инвестиционной декларации, прилагаемой к договору.
Перечень объектов инвестирования носит закрытый характер. Разрешение на инвестирование средств пенсионных накоплений в классы активов, не предусмотренных федеральным законом, устанавливается отдельными федеральными законами.
Данным законом Правительству РФ предоставлено право устанавливать дополнительные ограничения на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов, разрешенные данным федеральным законом. Приказом министра финансов РФ от 5 марта 2002 г. N 27-н установлено, что критериями размещения средств пенсионных накоплений в активы, указанные в ст. 26 Закона об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, является их соответствие дополнительным ограничениям на инвестирование пенсионных накоплений, установленным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2003 г. N 395 "О мерах по организации управления средствами пенсионных накоплений"*(184).
Установлено, что доля государственных ценных бумаг РФ одного выпуска не может составлять более 35% инвестиционного портфеля, максимальная доля государственных ценных бумаг субъектов РФ - 40%.
Необходимо отметить, что на рынке пенсионного обеспечения также функционируют и негосударственные пенсионные фонды, которые осуществляют деятельность и производят выплаты негосударственных пенсий своим участникам, независимо от государственного пенсионного обеспечения населения.
Деятельность негосударственных пенсионных фондов регулируется Федеральным законом от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"*(185). Статья 2 этого закона определяет негосударственный пенсионный фонд как особую организационно-правовую форму некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное пенсионное обеспечение участников фонда на основании договоров о негосударственном пенсионном обеспечении населения с вкладчиками фонда в пользу участников фонда.
Деятельность фонда по негосударственному пенсионному обеспечению населения включает:
- аккумулирование пенсионных взносов;
- размещение пенсионных резервов;
- учет пенсионных обязательств фонда;
- выплату негосударственных пенсий участникам фонда.
В целях обеспечения защиты прав участников и застрахованных лиц совокупный вклад учредителей (вклад учредителя) фонда на день подачи фондом документов в уполномоченный федеральный орган для получения лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, внесенный в фонд денежными средствами, должен составлять с 1 января 2005 г. не менее 30 млн. руб.
Инвестирование средств пенсионных накоплений осуществляются на следующих принципах:
- обеспечения сохранности указанных средств;
- обеспечения доходности, диверсификации и ликвидности инвестиционных портфелей;
- определения инвестиционной стратегии на основе объективных критериев, поддающихся количественной оценке;
- учета надежности ценных бумаг;
- информационной открытости процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для фонда, его вкладчиков, участников и застрахованных лиц;
- прозрачности процесса размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений для органов государственного, общественного надзора и контроля, специализированного депозитария и подконтрольности им;
- профессионального управления инвестиционным процессом.
Средства пенсионных накоплений могут быть инвестированы только в активы, разрешенные для инвестирования средств пенсионных накоплений в соответствии с Законом об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
В отличие от Пенсионного фонда РФ, негосударственные фонды могут осуществлять размещение средств пенсионных резервов самостоятельно, а также через управляющую компанию (управляющие компании).
Застрахованное лицо может воспользоваться правом на переход в фонд не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ. При этом необходимо, чтобы до наступления пенсионного возраста застрахованного лица оставалось не менее пяти лет.
В таком же порядке застрахованное лицо может воспользоваться правом на переход обратно в Пенсионный фонд РФ не чаще одного раза в год путем подачи заявления в Пенсионный фонд РФ. Заявление застрахованного лица о переходе в Пенсионный фонд РФ направляется в Пенсионный фонд РФ не позднее 1 октября текущего года и подлежит рассмотрению Пенсионным фондом РФ и фондом в срок до 1 ноября текущего года. Фонд, с которым застрахованное лицо заключило новый договор об обязательном пенсионном страховании, уведомляет об этом Пенсионный фонд РФ в месячный срок.
Единый реестр застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию ведет Пенсионный фонд РФ. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 798*(186) утверждены Правила уведомления негосударственными пенсионными фондами Министерство труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ о вновь заключенных им договорах об обязательном пенсионном страховании.
В целом порядок правового регулирования формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений трудовой пенсии через Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды в основном одинаков. Следовательно, целесообразно провести кодификацию этого законодательства.