Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка
1. Индекс пороговых долей.Рынок считается конкурентным, если:
На рынке присутствует 10 и более фирм. Доля рынка одной фирмы более 31%, двух – не более 44%, трех – не более 54%, четырех – не более 63%.
2. Индекс концентрации (concentration ratio – CR). Характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке. Например, для трех крупнейших фирм
где ki, – доля i-й фирмы в отрасли в %. Для трех фирм:
Значение индекса менее 45 – нормальный уровень конкуренции, от 45 до 70 – средний уровень концентрации, выше 70 - высокий уровень концетрации
3. Индекс Линда.Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.
Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:
3. Индекс Херфиндаля–Хиршмана.Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей(в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:
где ki – доля i-й фирмы в отрасли в %; п – количество фирм в отрасли
до 1000 – конкурентный рынок; от 1000 до 1800 – умеренная концентрация
свыше 1800 – сильная концентрация
Вопрос 10. Оценка спроса
Величина спроса - количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в конкретный период времени.
Методы вычисления уравнений спроса и предложения и построение графиков.
- табличный метод; Удобен при относительно небольшом количестве данных
-метод графического сглаживания По фактическим данным цены и соответствующего спроса строится график спроса, который может быть представлен в виде ломаной линии. Затем отрезки ломаной линии делятся пополам и середины отрезков соединяются, эти действия выполняются до тех пор, пока спрос в графическом изображении не будет представлен в виде прямой линии.
- аналитический метод по двум точкам с применением линейной функции спроса:
, где
; формулы для решения контрольной, для экзамена учить не надо
Прямая эластичность спроса по цене −чувствительность спроса на товар в зависимости от изменения цены.
Коэффициент эластичности − изменение спроса в % при изменении цены на 1%.
Общая эластичность спроса по ценепоказывает, насколько изменится объем спроса на товар при изменении цены на этот товар.
Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицательный, так как существует обратная связь между объемом спроса и ценой.
Эластичность спроса используется:
1. Для анализа реакции потребителя на изменение цен, определения количественных величин зависимости спроса от цены.
2. Для определения влияния ценовой эластичности спроса на общую выручку.
- При эластичном спросе снижение цены увеличивает спрос, и выручка возрастает;
- При неэластичном спросе происходит уменьшение выручки, т.к. потери от снижения цены не компенсируются приростом спроса.
- При единичной эластичности выручка не изменится.
3.Для определения целесообразности повышения или понижения цен, так как в сочетании с оценкой издержек производства и реализации продукции оценка эластичности позволяет сделать вывод об изменении сумм прибыли, получаемой при разных уровнях цены, объема производства и издержек.
4.Для анализа замещения продукции, производимой предприятием.
5. Для прогнозирования цен на выпускаемую продукцию и используемые ресурсы.
Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар. Минимальная цена определяется издержками.