Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка

1. Индекс пороговых долей.Рынок считается конкурентным, если:

На рынке присутствует 10 и более фирм. Доля рынка одной фирмы более 31%, двух – не более 44%, трех – не более 54%, четырех – не более 63%.

2. Индекс концентрации (concentration ratio – CR). Характеризует долю нескольких крупнейших фирм в общем объеме рынка в процентах. Определяется как сумма рыночных долей крупнейших фирм, действующих на рынке. Например, для трех крупнейших фирм

Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка - student2.ru

где ki, – доля i-й фирмы в отрасли в %. Для трех фирм:

Значение индекса менее 45 – нормальный уровень конкуренции, от 45 до 70 – средний уровень концентрации, выше 70 - высокий уровень концетрации

3. Индекс Линда.Применяется в Европе (в странах ЕС). Этот индекс, как и индекс концентрации, рассчитывается лишь для нескольких крупнейших фирм и, следовательно, также не учитывает ситуации на «окраине» рынка. Однако в отличие от него индекс Линда ориентирован на учет различий в «ядре» рынка.

Для двух крупнейших фирм он равен процентному отношению их рыночных долей:

Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка - student2.ru 3. Индекс Херфиндаля–Хиршмана.Показатель рассчитывается как сумма квадратов рыночных долей(в процентах) всех субъектов рынка в общем его объеме:

Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка - student2.ru

где ki – доля i-й фирмы в отрасли в %; п – количество фирм в отрасли

до 1000 – конкурентный рынок; от 1000 до 1800 – умеренная концентрация

свыше 1800 – сильная концентрация

Вопрос 10. Оценка спроса

Величина спроса - количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в конкретный период времени.

Методы вычисления уравнений спроса и предложения и построение графиков.

- табличный метод; Удобен при относительно небольшом количестве данных

-метод графического сглаживания По фактическим данным цены и соответствующего спроса строится график спроса, который может быть представлен в виде ломаной линии. Затем отрезки ломаной линии делятся пополам и середины отрезков соединяются, эти действия выполняются до тех пор, пока спрос в графическом изображении не будет представлен в виде прямой линии.

- аналитический метод по двум точкам с применением линейной функции спроса:

Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка - student2.ru , где

Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка - student2.ru ; Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка - student2.ru формулы для решения контрольной, для экзамена учить не надо

Прямая эластичность спроса по цене −чувствительность спроса на товар в зависимости от изменения цены.

Коэффициент эластичности − изменение спроса в % при изменении цены на 1%.

Общая эластичность спроса по ценепоказывает, насколько изменится объем спроса на товар при изменении цены на этот товар.

Вопрос 9. Показатели, используемые для исследования отраслевой структуры рынка - student2.ru

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда отрицательный, так как существует обратная связь между объемом спроса и ценой.

Эластичность спроса используется:

1. Для анализа реакции потребителя на изменение цен, определения количественных величин зависимости спроса от цены.

2. Для определения влияния ценовой эластичности спроса на общую выручку.

  • При эластичном спросе снижение цены увеличивает спрос, и выручка возрастает;
  • При неэластичном спросе происходит уменьшение выручки, т.к. потери от снижения цены не компенсируются приростом спроса.
  • При единичной эластичности выручка не изменится.

3.Для определения целесообразности повышения или понижения цен, так как в сочетании с оценкой издержек производства и реализации продукции оценка эластичности позволяет сделать вывод об изменении сумм прибыли, получаемой при разных уровнях цены, объема производства и издержек.

4.Для анализа замещения продукции, производимой предприятием.

5. Для прогнозирования цен на выпускаемую продукцию и используемые ресурсы.

Спрос, как правило, определяет максимальную цену, которую предприятие может запросить за свой товар. Минимальная цена определяется издержками.

Наши рекомендации