Тема 6. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая
политики государства. (2 часа)
Вопросы для подготовки:
1. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие денежного рынка.
2. Банковская система в РФ. Банковский мультипликатор.
3. Кредит: сущность, формы, принципы, экономическая роль.
4. РЦБ и его виды. Фондовая биржа.
5. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, передаточный механизм.
6. Налоги и налоговая система в РФ. Кривая Лаффера.
7. Финансы, финансовые отношения и финансовая система в РФ.
8. Государственный бюджет. Государственный долг.
9. Бюджетно-налоговая политика: цели, виды, инструменты. Особенности и мультипликатор бюджетно-налоговой политики.
Вопросы для обсуждения:
1. Что такое денежная масса и какие агрегаты в нее включаются?
3. Как государство может влиять на объем денежной массы в экономике?
4. Изобразите график предложения денег.
5. Как записать функцию спроса на деньги и изобразить ее графически?
6. В чем сущность денежного мультипликатора? Как и почему он влияет на объем денежной массы в экономике?
7. Нарисуйте график равновесия денежного рынка и объясните условия сохранения этого равновесия.
8. Предположим, что денежный рынок находится в состоянии равновесия. Центральный банк принимает решение сократить предложение денег и проводит это решение в жизнь. Как будут развиваться события на денежном рынке (как изменится процентная ставка, курс облигаций и так далее)?
10. Почему возникли КБ и какие функции они выполняют?
11. Назовите основные задачи Центрального банка России (ЦБР) в условиях трансформации ее экономики. Как вы думаете, перед кем необходимо отчитываться ЦБР за результаты проводимой политики?
12. Дайте определение денежно-кредитной политике. Перечислите ее основные инструменты.
13. Дайте определение понятию "операции на открытом рынке" и объясните, как они влияют на денежную массу в обращении.
14. Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста?
15. Какую из функций кредита вы бы назвали основной?
16. От каких причин может зависеть выбор инструментов кредитно-денежной политики?
Тренировочные задания:
1. Какие формы кредита используются в нижеперечисленных случаях:
а) молодая семья берёт кредит в банке для покупки мебели;
б) государство выпускает облигационный заем для частичного погашения дефицита государственного бюджета;
в) завод по производству автомобильных двигателей поставляет автозаводу партию своего товара с отсрочкой платежа;
г) в целях привлечения дополнительных финансовых средств предприятие выпустило акции, которые приобретаются другими хозяйствующими субъектами, выступающими в данном случае в роли кредиторов?
В случаях (в) и (г) кредитором и должником выступают предприятия. Какое, тем не менее, существует различие между этими двумя формами кредита?
2. Коммерческие банки могут создавать деньги:
а) выплачивая наличные деньги по вкладам;
б) выдавая ссуды заемщикам;
в) если норма обязательных резервов равна 100%.
3. Найдите соответствие между определениями и терминами:
1. ипотечные операции банка; 2. кредит;
3. факторинг; 4. лизинг;
а) передача права на взыскание долга за получение определённого процента с суммы долга;
б) предоставление для аренды машин, оборудования, помещений;
в) получение в банке ссуды под залог недвижимости;
г) предоставление в долг товаров или денег.
4. Активные операции банков заключаются в:
а) предоставлении ссуд;
б) расчётно-кассовом обслуживании клиентов;
в) привлечении средств;
5. Прибыль банка – это разница между:
а) депозитным процентом и учётной ставкой;
б) учётной ставкой и ссудным процентом;
в) ссудным процентом и депозитным процентом.
6. Повышение резервной ставки ведет к:
а) росту доходов населения;
б) снижению кредитных средств коммерческих банков;
в) содействию росту объёма ссуд.
7. Рассмотрите следующие составляющие денежной массы:
а) металлические деньги, находящиеся у Вас в наличии;
б) срочный вклад в сберегательном банке;
в) банкноты у Вас на руках;
г) облигации государственного займа;
д) текущий счёт в банке.
Какие из перечисленных статей входят в денежный агрегат М1, М2?
8. Уравнение Фишера рассчитывается по формуле:
а) ;
б) ;
в) .
9. Если Центральный банк принимает решение сократить предложение денег, то он может:
а) осуществить покупку государственных облигаций на открытом рынке;
б) уменьшить учетную ставку;
в) увеличить норму обязательных резервов;
г) все перечисленное верно.
10. Норма обязательных резервов:
а) вводится прежде всего как средство ограничения объема денежной массы в стране;
б) вводится как средство, предохраняющее банковскую систему от изъятия вкладов;
в) составляет среднюю величину массы денег, необходимой для удовлетворения потребностей населения;
г) вводится для увеличения объёмов средств коммерческих банков.
11. Если ЦБ продает большое количество государственных ценных бумаг, то эта мера ведет:
а) увеличение общей суммы личных накоплений;
б) уменьшению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками;
в) увеличению общей суммы депозитов коммерческих банков;
г) снижению уровня процентных ставок;
д) увеличению количества банкнот в обращении.
12. Определите, какая цель преследуется Правительством при снижении ставки процента:
а) стимулирование сбережений;
б) сокращение денежной массы;
в) сдерживание спроса на ссудный капитал;
г) оживление конъюнктуры рынка.
13. ЦБ стремится увеличить объем ВВП. Определите, какие из приведенных ниже мер может предпринимать:
а) уменьшение нормы обязательных резервов;
б) покупку ценных бумаг на открытом рынке;
в) снижение процентных ставок;
г) все вышеперечисленные меры.
14. Какие из перечисленных ниже налогов относятся к прямы, а какие – к косвенным:
а) индивидуальный подоходный налог;
б) акцизы;
в) таможенные пошлины
г) налог с продаж;
д) налог на прибыль корпораций.
15. Если номинальный объём ВВП равен 30 млрд. рублей, а скорость оборота денежной массы в год равна 5, то какую величину составит спрос на деньги?
16. Норма обязательных резервов равна 20%, Коммерческий банк хранит еще 5% от суммы депозитов в качестве избыточных резервов. Величина депозитов D составляет 10000. Какую максимальную сумму банк может использовать для выдачи ссуд?
17. Депозиты банка составляют 950 тыс. руб., общие резервы банка равны 220 тыс. руб., норма обязательных резервов равна 20%. Какова величина избыточных резервов банка?
18. Собственный капитал (СК) банка – 2 млн. долл., привлеченный – 20 млн. долл., норма процента по ссудам – 5%, по вкладам – 3%. Расходы банка по выполнению кредитных операций – 50 тыс. долл. Определить чистую прибыль банка и норму банковской прибыли, если в ссуду отдается 20 млн. долл.?
19. Норма обязательных резервов равна 12%, избыточные резервы составляют 3% от суммы депозитов. Определить размер депозитов, если общая величина резервов равна 45 млрд. руб.?
Темы докладов, рефератов, выступлений:
1. Государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита.
2. Эволюция типов налогов.
3. Местные налоги и их роль экономике.
4. Эволюция денежного обращения.
5. Кредит и его роль в современной экономике.
Тема 7. Социальная политика государства. Мировая экономика и международные экономические отношения. (3 часа)
Вопросы для подготовки:
1. Доходы населения, дифференциация доходов. Показатели дифференциации доходов.
2. Бедность и ее измерение.
3. Социальная политика и формы ее реализации.
4. Сущность, этапы становления и развития мировой экономики. Глобализация и проблемы интеграции в современной экономике. Интеграционные группировки.
5. Международная торговля, ее масштабы, структура, выгоды. Теории международной торговли. Внешнеторговая политика.
6. Международная валютная система и ее эволюция. Валютный курс. Платежный баланс.
Вопросы для обсуждения:
1. Основными показателями социальной политики государства являются показатели уровня жизни. Назовите эти показатели.
2. Как отразится на конфигурации кривой Лоренца социальная политика государства, направленная на увеличение трансфертов для малообеспеченных семей и повышение ставок налогообложения доходов наиболее обеспеченной группы семей?
3. Сравните и укажите различия во взглядах на организацию внешней торговли у меркантилистов, физиократов, английских классиков, кейнсианцев и современных монетаристов.
4. Почему, на ваш взгляд, среди экономистов и государственных деятелей нет единства взглядов по вопросам организации внешней торговли?
5. Что лучше: свобода торговли или протекционизм? Обоснуйте свой ответ и покажите, в чем различие между свободой торговли и протекционизмом.
6. В каких странах и почему преобладающей формой организации внешнеэкономических связей является протекционизм?
7. Можно ли считать внешнеторговую политику современной России протекционистской?
8. Какие виды политики может использовать государство в целях регулирования внешнеэкономических связей?
9. Перечислите основные инструменты торговой политики.
10. Что такое таможенный тариф? Какие аргументы вы можете привести в защиту таможенных тарифов на импорт, а какие — против них, доказывая необходимость введения импортных квот.
11. Как классифицируются таможенные пошлины?
12. В чем разница между адвалорными и специфическими пошлинами?
13. Объясните, почему при введении импортного тарифа чистый эффект для благосостояния нации будет отрицательным? Проиллюстрируйте это явление на модели какого-нибудь товара.
14. В чем смысл составления платежного баланса по принципу двойной записи всех экономических сделок страны с зарубежным миром?
15. Можно ли утверждать, что превышение экспорта над импортом характеризует рост
мирового спроса на товары данной страны, а значит, улучшение экономической ситуации в стране?
16. В чем назначение баланса текущих операций?
17. Что такое счет движения капитала и что он показывает?
18. Ведет ли бюджетный дефицит к ухудшению баланса текущих операций?
19. Что лучше для страны: когда экспорт товаров и услуг больше импорта или наоборот?
20. Может ли страна иметь дефицит баланса текущих операций и одновременно положительное сальдо платежного баланса?
21. К каким макроэкономическим последствиям ведет снижение курса национальной валюты?
Тренировочные задания:
1. Верны ли следующие утверждения:
а) счет текущих операций отражает все сделки, которые имели место в течение года между резидентами данной страны и других стран;
б) в счете движения капитала фиксируются платежи, обслуживающие экспортно-импортные операции товаров и услуг;
в) счет текущих операций включает торговый баланс;
г) счет движения капитала фиксирует приток и отток капитала, чистый доход от
инвестиций и чистый объем трансфертных платежей;
д) сальдо платежного баланса страны по определению должно быть равно нулю;
е) дефицит счета текущих операций финансируется в основном чистым притоком капитала;
ж) любой отток капитала из страны повышает спрос на иностранную валюту внутри страны?
2. Верны ли следующие утверждения:
а) страна, экономический рост которой обгоняет рост ее ведущих торговых партнеров, может ожидать, что международная стоимость ее валюты возрастет;
б) валюта страны подорожает, если темпы инфляции в ней ниже, чем в остальном мире;
в) когда страна придерживается политики фиксированного обменного курса, то официальные валютные резервы ее ЦБ остаются неизменными;
г) в условиях плавающего валютного курса ЦБ лишен возможности проводить независимую денежно-кредитную политику;
д) поскольку девальвация способствует увеличению экспорта и сокращению импорта, то она при прочих равных условиях повышает благосостояние страны.
3. Экономика описана следующими данными: экспорт товаров составляет 19650 д.е.; импорт товаров – 21758 д. е.; граждане страны получают доход от иностранных инвестиций в виде процентных выплат из-за рубежа в размере 3621 д. е.; страна выплачивает зарубежным инвесторам доход в виде процентов в размере 1394 д. е.; расходы граждан данной страны на туризм составляют 1919 д. е.; доходы данной страны от туризма составляют 1750 д. е.; односторонние трансферты страны – 2388 д. е.; отток капитала из страны составляет 4174 д. е.; приток капитала в страну – 6612 д. е. Используя эти данные, рассчитайте сальдо текущего счета, счета движения капитала и платежного баланса страны.
4. В таблице приведены значения паритета покупательной способности и валютного курса рубля к доллару США.
Показатель | ||||
Паритет покупательной способности, руб. за долл. | 0,52 | 19,38 | 858,79 | 2672,6 |
Валютный курс, руб. за долл. | 0,58 | 192,5 | 2204,0 | 4800,0 |
Каковы отклонения по годам валютного курса от паритета покупательной способности? Какой теоретически должна быть зависимость между этими величинами? Какими причинами может обусловливаться ситуация, отраженная в таблице?
5. Предположим. Что обменный курс валют США и Англии составляет 2 доллара США за 1 фунт стерлингов, темп инфляции В США – 3% в год, а в Англии – 10% в год. В какой из двух валют целесообразнее хранить сбережения? Как интерес вкладчиков может повлиять на изменение спроса и предложения этих валют? Какие тенденции в изменении валютного курса наиболее вероятны в этих условиях? Какими мерами страна с менее выгодной валютой может поддержать интерес вкладчиков и повлиять на изменение в спросе и предложении валют?
6. Допустим, что Россия производит 360 электровозов и 2400 вагонов, а Украина – 160 электровозов и 800 вагонов. Если бы Россия производила только электровозы, то их ежегодный выпуск составил бы 600 штук, а если бы только вагоны, то выпустила бы их 6000 штук. Соответственно, Украина могла бы производить либо 200 электровозов, либо 4000 вагонов. Определите, какая страна обладает абсолютным и сравнительным преимуществом в производстве этих видов продукции; к каким выгодам приводит специализация?
7. Допустим, курс доллара к немецкой марке составляет 1:3, следовательно, один и тот же товар в США стоит, например, 400 долларов, а в Германии – 1200 марок. Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до 1:2? Определите величину дополнительного дохода?
8. На основании следующих данных постройте кривую Лоренца; четко обозначьте точки на кривой Лоренца, через которые Вы ее строили:
Группы людей, по 20% | Доходы, в % |
Низшая | |
Вторая | |
Третья | |
Четвертая | |
Высшая |
Какие мероприятия государства в области социальной политики могли бы приблизить кривою Лоренца к линии абсолютного равенства? К линии абсолютного неравенства?
Темы докладов, рефератов, выступлений:
1. Проблемы формирования среднего класса в России.
2. Структура и уровень доходов населения РФ и РБ.
3. Прожиточный минимум и черта бедности.
4. Место и роль России в мировой экономике.
5. Международные экономические организации.