Тема 6. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая

политики государства. (2 часа)

Вопросы для подготовки:

1. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие денежного рынка.

2. Банковская система в РФ. Банковский мультипликатор.

3. Кредит: сущность, формы, принципы, экономическая роль.

4. РЦБ и его виды. Фондовая биржа.

5. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты, передаточный механизм.

6. Налоги и налоговая система в РФ. Кривая Лаффера.

7. Финансы, финансовые отношения и финансовая система в РФ.

8. Государственный бюджет. Государственный долг.

9. Бюджетно-налоговая политика: цели, виды, инструменты. Особенности и мультипликатор бюджетно-налоговой политики.

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое денежная масса и какие агрегаты в нее включаются?

3. Как государство может влиять на объем денежной массы в экономике?

4. Изобразите график предложения денег.

5. Как записать функцию спроса на деньги и изобразить ее графически?

6. В чем сущность денежного мультипликатора? Как и почему он влияет на объем денежной массы в экономике?

7. Нарисуйте график равновесия денежного рынка и объясните условия сохранения этого равновесия.

8. Предположим, что денежный рынок находится в состоянии равновесия. Центральный банк принимает решение сократить предложение денег и проводит это решение в жизнь. Как будут развиваться события на денежном рынке (как изменится процентная ставка, курс облигаций и так далее)?

10. Почему возникли КБ и какие функции они выполняют?

11. Назовите основные задачи Центрального банка России (ЦБР) в условиях трансформации ее экономики. Как вы думаете, перед кем необходимо отчитываться ЦБР за результаты проводимой политики?

12. Дайте определение денежно-кредитной политике. Перечислите ее основные инструменты.

13. Дайте определение понятию "операции на открытом рынке" и объясните, как они влияют на денежную массу в обращении.

14. Как государство может использовать фискальную политику для увеличения занятости и стимулирования экономического роста?

15. Какую из функций кредита вы бы назвали основной?

16. От каких причин может зависеть выбор инструментов кредитно-денежной политики?

Тренировочные задания:

1. Какие формы кредита используются в нижеперечисленных случаях:

а) молодая семья берёт кредит в банке для покупки мебели;

б) государство выпускает облигационный заем для частичного погашения дефицита государственного бюджета;

в) завод по производству автомобильных двигателей поставляет автозаводу партию своего товара с отсрочкой платежа;

г) в целях привлечения дополнительных финансовых средств предприятие выпустило акции, которые приобретаются другими хозяйствующими субъектами, выступающими в данном случае в роли кредиторов?

В случаях (в) и (г) кредитором и должником выступают предприятия. Какое, тем не менее, существует различие между этими двумя формами кредита?

2. Коммерческие банки могут создавать деньги:

а) выплачивая наличные деньги по вкладам;

б) выдавая ссуды заемщикам;

в) если норма обязательных резервов равна 100%.

3. Найдите соответствие между определениями и терминами:

1. ипотечные операции банка; 2. кредит;

3. факторинг; 4. лизинг;

а) передача права на взыскание долга за получение определённого процента с суммы долга;

б) предоставление для аренды машин, оборудования, помещений;

в) получение в банке ссуды под залог недвижимости;

г) предоставление в долг товаров или денег.

4. Активные операции банков заключаются в:

а) предоставлении ссуд;

б) расчётно-кассовом обслуживании клиентов;

в) привлечении средств;

5. Прибыль банка – это разница между:

а) депозитным процентом и учётной ставкой;

б) учётной ставкой и ссудным процентом;

в) ссудным процентом и депозитным процентом.

6. Повышение резервной ставки ведет к:

а) росту доходов населения;

б) снижению кредитных средств коммерческих банков;

в) содействию росту объёма ссуд.

7. Рассмотрите следующие составляющие денежной массы:

а) металлические деньги, находящиеся у Вас в наличии;

б) срочный вклад в сберегательном банке;

в) банкноты у Вас на руках;

г) облигации государственного займа;

д) текущий счёт в банке.

Какие из перечисленных статей входят в денежный агрегат М1, М2?

8. Уравнение Фишера рассчитывается по формуле:

а) Тема 6. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая - student2.ru ;

б) Тема 6. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая - student2.ru ;

в) Тема 6. Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая - student2.ru .

9. Если Центральный банк принимает решение сократить предложение денег, то он может:

а) осуществить покупку государственных облигаций на открытом рынке;

б) уменьшить учетную ставку;

в) увеличить норму обязательных резервов;

г) все перечисленное верно.

10. Норма обязательных резервов:

а) вводится прежде всего как средство ограничения объема денежной массы в стране;

б) вводится как средство, предохраняющее банковскую систему от изъятия вкладов;

в) составляет среднюю величину массы денег, необходимой для удовлетворения потребностей населения;

г) вводится для увеличения объёмов средств коммерческих банков.

11. Если ЦБ продает большое количество государственных ценных бумаг, то эта мера ведет:

а) увеличение общей суммы личных накоплений;

б) уменьшению объема ссуд, предоставляемых коммерческими банками;

в) увеличению общей суммы депозитов коммерческих банков;

г) снижению уровня процентных ставок;

д) увеличению количества банкнот в обращении.

12. Определите, какая цель преследуется Правительством при снижении ставки процента:

а) стимулирование сбережений;

б) сокращение денежной массы;

в) сдерживание спроса на ссудный капитал;

г) оживление конъюнктуры рынка.

13. ЦБ стремится увеличить объем ВВП. Определите, какие из приведенных ниже мер может предпринимать:

а) уменьшение нормы обязательных резервов;

б) покупку ценных бумаг на открытом рынке;

в) снижение процентных ставок;

г) все вышеперечисленные меры.

14. Какие из перечисленных ниже налогов относятся к прямы, а какие – к косвенным:

а) индивидуальный подоходный налог;

б) акцизы;

в) таможенные пошлины

г) налог с продаж;

д) налог на прибыль корпораций.

15. Если номинальный объём ВВП равен 30 млрд. рублей, а скорость оборота денежной массы в год равна 5, то какую величину составит спрос на деньги?

16. Норма обязательных резервов равна 20%, Коммерческий банк хранит еще 5% от суммы депозитов в качестве избыточных резервов. Величина депозитов D составляет 10000. Какую максимальную сумму банк может использовать для выдачи ссуд?

17. Депозиты банка составляют 950 тыс. руб., общие резервы банка равны 220 тыс. руб., норма обязательных резервов равна 20%. Какова величина избыточных резервов банка?

18. Собственный капитал (СК) банка – 2 млн. долл., привлеченный – 20 млн. долл., норма процента по ссудам – 5%, по вкладам – 3%. Расходы банка по выполнению кредитных операций – 50 тыс. долл. Определить чистую прибыль банка и норму банковской прибыли, если в ссуду отдается 20 млн. долл.?

19. Норма обязательных резервов равна 12%, избыточные резервы составляют 3% от суммы депозитов. Определить размер депозитов, если общая величина резервов равна 45 млрд. руб.?

Темы докладов, рефератов, выступлений:

1. Государственный бюджет и проблемы бюджетного дефицита.

2. Эволюция типов налогов.

3. Местные налоги и их роль экономике.

4. Эволюция денежного обращения.

5. Кредит и его роль в современной экономике.

Тема 7. Социальная политика государства. Мировая экономика и международные экономические отношения. (3 часа)

Вопросы для подготовки:

1. Доходы населения, дифференциация доходов. Показатели дифференциации доходов.

2. Бедность и ее измерение.

3. Социальная политика и формы ее реализации.

4. Сущность, этапы становления и развития мировой экономики. Глобализация и проблемы интеграции в современной экономике. Интеграционные группировки.

5. Международная торговля, ее масштабы, структура, выгоды. Теории международной торговли. Внешнеторговая политика.

6. Международная валютная система и ее эволюция. Валютный курс. Платежный баланс.

Вопросы для обсуждения:

1. Основными показателями социальной политики государства являются показатели уровня жизни. Назовите эти показатели.

2. Как отразится на конфигурации кривой Лоренца социальная политика государства, направленная на увеличение трансфертов для малообеспеченных семей и повышение ставок налогообложения доходов наиболее обеспеченной группы семей?

3. Сравните и укажите различия во взглядах на организацию внешней торговли у меркантилистов, физиократов, английских классиков, кейнсианцев и современных монетаристов.

4. Почему, на ваш взгляд, среди экономистов и государственных деятелей нет единства взглядов по вопросам организации внешней торговли?

5. Что лучше: свобода торговли или протекционизм? Обоснуйте свой ответ и покажите, в чем различие между свободой торговли и протекционизмом.

6. В каких странах и почему преобладающей формой организации внешнеэкономических связей является протекционизм?

7. Можно ли считать внешнеторговую политику современной России протекционистской?

8. Какие виды политики может использовать государство в целях регулирования внешнеэкономических связей?

9. Перечислите основные инструменты торговой политики.

10. Что такое таможенный тариф? Какие аргументы вы можете привести в защиту таможенных тарифов на импорт, а какие — против них, доказывая необходимость введения импортных квот.

11. Как классифицируются таможенные пошлины?

12. В чем разница между адвалорными и специфическими пошлинами?

13. Объясните, почему при введении импортного тарифа чистый эффект для благосостояния нации будет отрицательным? Проиллюстрируйте это явление на модели какого-нибудь товара.

14. В чем смысл составления платежного баланса по принципу двойной записи всех экономических сделок страны с зарубежным миром?

15. Можно ли утверждать, что превышение экспорта над импортом характеризует рост

мирового спроса на товары данной страны, а значит, улучшение экономической ситуации в стране?

16. В чем назначение баланса текущих операций?

17. Что такое счет движения капитала и что он показывает?

18. Ведет ли бюджетный дефицит к ухудшению баланса текущих операций?

19. Что лучше для страны: когда экспорт товаров и услуг больше импорта или наоборот?

20. Может ли страна иметь дефицит баланса текущих операций и одновременно положительное сальдо платежного баланса?

21. К каким макроэкономическим последствиям ведет снижение курса национальной валюты?

Тренировочные задания:

1. Верны ли следующие утверждения:

а) счет текущих операций отражает все сделки, которые имели место в течение года между резидентами данной страны и других стран;

б) в счете движения капитала фиксируются платежи, обслуживающие экспортно-импортные операции товаров и услуг;

в) счет текущих операций включает торговый баланс;

г) счет движения капитала фиксирует приток и отток капитала, чистый доход от

инвестиций и чистый объем трансфертных платежей;

д) сальдо платежного баланса страны по определению должно быть равно нулю;

е) дефицит счета текущих операций финансируется в основном чистым притоком капитала;

ж) любой отток капитала из страны повышает спрос на иностранную валюту внутри страны?

2. Верны ли следующие утверждения:

а) страна, экономический рост которой обгоняет рост ее ведущих торговых партнеров, может ожидать, что международная стоимость ее валюты возрастет;

б) валюта страны подорожает, если темпы инфляции в ней ниже, чем в остальном мире;

в) когда страна придерживается политики фиксированного обменного курса, то официальные валютные резервы ее ЦБ остаются неизменными;

г) в условиях плавающего валютного курса ЦБ лишен возможности проводить независимую денежно-кредитную политику;

д) поскольку девальвация способствует увеличению экспорта и сокращению импорта, то она при прочих равных условиях повышает благосостояние страны.

3. Экономика описана следующими данными: экспорт товаров составляет 19650 д.е.; импорт товаров – 21758 д. е.; граждане страны получают доход от иностранных инвестиций в виде процентных выплат из-за рубежа в размере 3621 д. е.; страна выплачивает зарубежным инвесторам доход в виде процентов в размере 1394 д. е.; расходы граждан данной страны на туризм составляют 1919 д. е.; доходы данной страны от туризма составляют 1750 д. е.; односторонние трансферты страны – 2388 д. е.; отток капитала из страны составляет 4174 д. е.; приток капитала в страну – 6612 д. е. Используя эти данные, рассчитайте сальдо текущего счета, счета движения капитала и платежного баланса страны.

4. В таблице приведены значения паритета покупательной способности и валютного курса рубля к доллару США.

Показатель
Паритет покупательной способности, руб. за долл. 0,52 19,38 858,79 2672,6
Валютный курс, руб. за долл. 0,58 192,5 2204,0 4800,0

Каковы отклонения по годам валютного курса от паритета покупательной способности? Какой теоретически должна быть зависимость между этими величинами? Какими причинами может обусловливаться ситуация, отраженная в таблице?

5. Предположим. Что обменный курс валют США и Англии составляет 2 доллара США за 1 фунт стерлингов, темп инфляции В США – 3% в год, а в Англии – 10% в год. В какой из двух валют целесообразнее хранить сбережения? Как интерес вкладчиков может повлиять на изменение спроса и предложения этих валют? Какие тенденции в изменении валютного курса наиболее вероятны в этих условиях? Какими мерами страна с менее выгодной валютой может поддержать интерес вкладчиков и повлиять на изменение в спросе и предложении валют?

6. Допустим, что Россия производит 360 электровозов и 2400 вагонов, а Украина – 160 электровозов и 800 вагонов. Если бы Россия производила только электровозы, то их ежегодный выпуск составил бы 600 штук, а если бы только вагоны, то выпустила бы их 6000 штук. Соответственно, Украина могла бы производить либо 200 электровозов, либо 4000 вагонов. Определите, какая страна обладает абсолютным и сравнительным преимуществом в производстве этих видов продукции; к каким выгодам приводит специализация?

7. Допустим, курс доллара к немецкой марке составляет 1:3, следовательно, один и тот же товар в США стоит, например, 400 долларов, а в Германии – 1200 марок. Какой экспортер получит дополнительный доход (США или Германия), если курс доллара искусственно понизится до 1:2? Определите величину дополнительного дохода?

8. На основании следующих данных постройте кривую Лоренца; четко обозначьте точки на кривой Лоренца, через которые Вы ее строили:

Группы людей, по 20% Доходы, в %
Низшая
Вторая
Третья
Четвертая
Высшая

Какие мероприятия государства в области социальной политики могли бы приблизить кривою Лоренца к линии абсолютного равенства? К линии абсолютного неравенства?

Темы докладов, рефератов, выступлений:

1. Проблемы формирования среднего класса в России.

2. Структура и уровень доходов населения РФ и РБ.

3. Прожиточный минимум и черта бедности.

4. Место и роль России в мировой экономике.

5. Международные экономические организации.

Наши рекомендации