Составление проекта чартера

На основе реквизитов оптимальной оферты, выбранной в предыдущем разделе, составляется проект рейсового чартера, как основного договора морской перевозки грузов морем.

Проект договора составляется на базе существующих типовых проформ чартеров, которые разрабатываются международными организациями судовладельцев и брокеров (универсальных сухогрузных, наливных, зерновых, рудных, лесных, угольных и т.д.).

При этом необходимо сравнить не менее 3 подходящих проформ и выбрать наиболее приемлемые с точки зрения судовладельца статьи.

Обязательным является рассмотрение следующих условий:

· характеристика судна, характеристика груза;

· номинирование портов погрузки и выгрузки;

· условие о приходе судна в порт;

· определение сталийного времени (момент начала отчета стали, порядок расчета ее продолжительности и исключаемые периоды);

· демередж и диспач;

· оплата работ по погрузке и выгрузке груза;

· оплата фрахта;

· оговорка о девиации, военная оговорка;

· оговорка о забастовках;

· общая авария

· арбитраж и др.

Проформу чартера обозначить своим кодовым именем. В преамбуле указать наименование судовладельца, фрахтователя, а также место и дату подписания договора. В первую часть чартера включить исходные данные к курсовому проекту и сведения из оптимальной оферты. Вторая часть договора непосредственно состоит из статей, которые были отобраны в ходе сравнительного анализа типовых проформ.

Чартер составляется на английском языке.

Далее необходимо привести подробное обоснованние выбора той или иной статьи чартера.

Пример.Рассмотрим статью о начале отсчета сталийного времени в танкерных чартерах. Выбор производился на основе следующих типовых проформ: VEGOIL.VOY, ASBATANKVOY, SHELLVOY 5, STB VOY.

Как известно, судовладельцу выгодно, чтобы время отсчета сталии начиналось как можно быстрее после подачи нотиса о готовности и при расчете сталии учитывалось минимальное число исключаемых периодов, а также чтобы сталийное время было минимальным.

Самым оптимальным вариантом в этом случае будет условие чартера VEGOIL.VOY, в котором оговаривается, что сталийное время начнет отсчитываться либо спустя 6 часов после подачи нотиса о готовности независимо от того, стоит судно у причала или нет, с тем лишь изъятием, что любая задержка, возникшая в процессе движения по вине судна и судовладельца, не будет считаться как использованное сталийное время; либо непосредственно по прибытии судна к причалу с подачей нотиса или без, какое из событий наступит раньше.

В других наливных проформах чартеров (ASBATANKVOY, STB VOY) сталийное время также начинает отсчитываться спустя 6 часов после подачи нотиса о готовности, однако задержка на переход от места стоянки к причалу по вине фрахтователя включается в сталию (в оптимальной статье задержка включается в сталию в любой случае, если только она произошла не по вине судовладельца).

Если судно сразу поставят к причалу, то сталийное время начинает засчитываться немедленно, независимо от того, подан нотис о готовности или нет. Такое условие является для судовладельца более выгодным, чем к примеру условие чартера SHELLVOY 5, где указана необходимость истечения 6 часов после постановки к причалу.

Комментарии к чартеру необходимо составить в виде следующей таблицы.

Таблица 6

Условие чартера Типовая проформа чартера №1 Типовая проформа чартера №2 Типовая проформа чартера №3 Оптимальный вариант для судовладельца
1. Описание судна        
2. Описание груза . . и т.д.        

Причем в таблице должен быть приведен не дословный перевод условий типовых проформ рейсового чартера, а трактовка студентом коммерческого смысла того или иного условия. В последнем столбце таблицы 6 студент должен привести наиболее выгодный вариант и пояснить его.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винников В.В. Экономика и эксплуатация морского транспорта. – Одесса. Феникс, 2003.

2. Жихарева В.В. Экономические основы деятельности судоходных компаний. – Одесса. Латстар, 2003.

3. Забелин В.Г. Фрахтовые операции во внешней торговле. – М.: «РосКонсуульт», 2000.

4. Иванова С.Е. Коммерческая работа на морском транспорте (часть I). – Новороссийск: НГМА, 1999.

5. Иванова С.Е. Коммерческая работа на морском транспорте (часть II). – Новороссийск: НГМА, 1999.

6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. – М.: Библиотека «Российской газеты», 1999.

7. Лимонов Э.Л. Внешнеторговые операции морского транспорта и мультимодальные перевозки. – Спб.: Информационные цент «Выбор», 2000.

8. Оферты фрахтователей.

9. Плужников К.И. Транспортное экспедирование. – М.: «РосКонсульт», 1999.

10. Проформы чартеров. Книги I-VIII. – Спб.: ЦНИИМФ, 1994-1998 гг.

11. Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем. – Спб.: «Мир и Семья», 2001.

12. Справочные материалы (методический кабинет кафедры).

Наши рекомендации