Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий

Укрепление экологической безопасности страны требует значительных затрат на проведение мероприятий по охране природы. В программе «Структурная перестройка и эконо­мический рост в 1997—2000 гг.» намечалось израсходовать на реализацию природоохранных мероприятий примерно 45—50 млрд руб. и сократить на 8—10% объем выбросов в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод.

Проблемы оценки экономической и социальной эффектив­ности инвестиций в природоохранную сферу еще недостаточ­но разработаны. Поэтому приходится пользоваться времен­ной типовой методикой определения эффективности затрат на мероприятия по охране окружающей среды, разработан­ной на основе типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений, с учетом особеннос­тей методов измерения эффективности инвестиций природо­охранных мероприятий. В самом общем виде эти особеннос­ти могут быть сформулированы следующим образом.

1. Эффективность затрат на охрану окружающей среды выражается в виде предотвращенных потерь и затрат, воз­никающих в результате загрязнения окружающей среды.

2. Эффект от природоохранных мероприятий имеет чет­ко выраженный региональный характер.

3. Социальный эффект (улучшение условий труда и от­дыха населения, снижение заболеваемости и др.) не всегда поддается стоимостной оценке, т.е. не может быть измерен.

При расчетах эффективности затрат мероприятий по ох­ране окружающей среды учитывают как социальный, так и экономический эффект.

Социальный эффектотражает уровень физического раз­вития населения и сокращения заболеваемости, рост продол­жительности жизни и периода активной деятельности, улуч­шение условий труда и отдыха, поддержание экологическо­го равновесия. Большое значение с социальной точки зрения имеют сохранение эстетической ценности природных ланд экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий - student2.ru шафтов, памятников природы, заповедных зон и других ох­раняемых территорий, создание благоприятных условий для роста творческого потенциала личности и развития культу­ры, совершенствования нравственного сознания человека.

Социальная эффективность мероприятий по охране окру­жающей среды измеряется отношением натуральных пока­зателей, отражающих социальный результат, к затратам, требующимся для его достижения. Сам социальный эффект определяется разностью показателей, характеризующих из­менение в социальной сфере в результате осуществления мероприятий по охране природы.

Экономический эффект— это экономия или предотвраще­ние потерь живого и овеществленного труда. В реальном сек­торе экономики он выражается в приросте объемов чистой продукции или прибыли; в отдельных отраслях и на предпри­ятиях — в снижении себестоимости; в сфере услуг — в эко­номии затрат на производство работ и оказание услуг; в сфере личного потребления — в сокращении расходов из лич­ных средств населения, зависящих от загрязнения окружаю­щей среды.,

Экономическая эффективность затрат на охрану приро­ды определяется путем отнесения величины первичных эф­фектов к вызвавшим их затратам. В свою очередь первич­ные эффекты рассчитываются по разности показателей от­рицательного воздействия на окружающую среду и по разности показателей состояния окружающей среды до и после проведения мероприятий.

Экономическая эффективность затрат на охрану приро­ды устанавливается путем соизмерения экономических ре­зультатов и самих затрат. Величина экономического эффек­та определяется разностью между экономическими резуль­татами в реальном секторе национальной экономики, затратами в социальной сфере и расходами из государствен­ного бюджета и личных средств населения.

При расчете экономического эффекта отдельных видов природных ресурсов используются экономические оценки земельных, водных, лесных и минеральных сырьевых ресур­сов. В случае отсутствия оценок по какому-либо виду ре­сурсов экономический эффект определяется с помощью показателей чистой продукции, прибыли и снижения себестои­мости.

В процессе расчетов эффективности учитывают показа­тели общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды.

Показателем общей (абсолютной) экономической эффек­тивности всех затрат на охрану окружающей среды (ЭЗ) яв­ляется отношение годового объема полного экономическо­го эффекта к сумме эксплуатационных расходов и капиталь­ных вложений, вызвавших этот эффект и приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативом эф­фективности:

ЭЗ = экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий - student2.ru ij / (СИ + ЕНИ),

где Эij — экономический эффект i-го вида (i = 1, 2, 3, ..., п) от предотвращения (уменьшения) потерь на j-м объекте (j = 1, 2, 3, ..., т), находящемся в зоне улучшенного состояния окружающей среды;

Си — годовые эксплуатационные расходы на обслу­живание и содержание основных фондов, вызвав­шие полный экономический эффект;

ЕН — нормативный коэффициент эффективности ка­питальных вложений, предназначенных для защи­ты окружающей среды (»0,16);

КИ — капитальные вложения в строительство объек­та (или группы объектов), предназначенного для охраны окружающей среды. Показателем экономической эффективности сравнивае­мых вариантов является минимальная сумма совокупных эксплуатационных расходов и капитальных вложений, при­веденная к годовой размерности с учетом фактора времени. При проведении кратко- и долгосрочных мероприятий с примерно равными величинами годовых эксплуатационных расходов и капитальных вложений за определенный год рас­четного периода выбирается вариант, обеспечивающий ми­нимальную величину приведенных к годовой размерности затрат (3пр). Последние определяются по формуле

Зпр = Си + Ен- Ки -> min.

Приведенные затраты могут быть также исчислены по следующей' формуле:

Зпр = Ки + Тни -> min,

где Тн — нормативный срок окупаемости капитальных вло­жений (величина, обратная Ен). При проведении мероприятий, реализация которых или достижение эффекта по которым требует длительных сро­ков (например, восстановление лесных насаждений, рекуль­тивация горных выработок, восстановление рыбных попу­ляций и др.), а эксплуатационные расходы и капитальные вло­жения изменяются во времени, полные затраты, приведенные к началу расчетного периода, определяются по формуле

S = (Кп + Кtg+ CtИ) / (1 + Енп)t -> min,

где Кп — первоначальные капитальные вложения в средозащитные мероприятия; Кtg — дополнительные капитальные вложения, необхо­димые для обеспечения нормальной работы средозащитных объектов в t-й год их эксплуатации (t= 1,2,3,..., Г);

CtИ — эксплуатационные расходы t-ro года на обслу­живание и содержание основных фондов;

Енп — нормативный коэффициент приведения разно­временных затрат. Он составляет 0,08 для обыч­ных затрат; 0,1 — для затрат на новую технику; 0,03 — для затрат на восстановление лесных на­саждений.

При выборе того или иного варианта решения проблемы проектировщики должны обеспечить их сопоставимость по следующим параметрам:

• по количеству населения, на которое распространяет­ся действие мероприятий по охране окружающей среды;

• по размерам территории (зоны распределения результа­тов осуществления средозащитных мероприятий), величине и составу подвергающихся воздействию основных фондов;

• по продолжительности функционирования средозащит­ных объектов и комплексов с момента пуска в эксплуата­цию объектов первой очереди строительства и до окончания расчетного срока (горизонта прогноза).

При расчете общего экономического эффекта учитывают, например, социальный эффект, сокращение заболеваемости населения (с частичной или полной утратой трудоспособно­сти) вследствие предотвращения или уменьшения загрязне­ния окружающей среды. Общий экономический эффект скла­дывается из трех видов эффекта:

1) предотвращения потерь чистой продукции (ЭЧП) за вре­мя болезни трудящихся, занятых в реальном секторе нацио­нальной экономики:

Эчп = Пч • Б • (Р2 – Р1,),

где Пч — средняя величина чистой продукции, приходя­щейся на один отработанный человеко-день;

Б — количество трудящихся, перенесших заболевание либо отвлеченных из производства по уходу за больными членами семьи по причинам, вызван­ным загрязнением окружающей среды, в течение года;

Р1, Р2— среднегодовое количество человеко-дней рабо­ты одного трудящегося соответственно до и пос­ле проведения средозащитных мероприятий;

2) сокращения суммы выплат населению из фонда соци­ального страхования (Эсс) за период временной и постоянной нетрудоспособности заболевших по причинам, вызванным загрязнением среды:

Эсс = Бн • Вн • (Р2 – Р1),

где Бн — количество населения, получающего пособиявследствие заболеваний, вызванных ухудшением состояния среды, с временной и постоянной утра­той трудоспособности, в течение года;

Вн — средний размер пособия по временной нетрудо­способности, приходящегося на один день болезни;

3) сокращения затрат в области здравоохранения на лече­ние трудящихся от болезней, вызванных загрязнением среды (Э3):

ЭЗ = (За • Ба * Да) + (Зс • Бс • Дс),

где За, Зс — средние затраты в сфере здравоохранения, приходящиеся на один день болезни соответствен­но в амбулаторных условиях и стационаре;

Ба , Бс — количество больных, лечившихся от заболе­ваний, вызванных загрязнением среды, в тех же условиях;

Да , Дс — среднее количество дней болезни одного боль­ного в тех же условиях. При расчетах затрат и эффекта в планах на длительную перспективу большое внимание уделяется факторам, кото­рые могут оказать влияние на их изменение. К числу важ­нейших относятся:

• изменение состояния окружающей среды, вызываемое ростом производства, проведением (или отказом от прове­дения) комплекса мероприятий по охране природы, а также изменением численности населения, проживающего на дан­ной территории;

• повышение требований к качеству окружающей среды;

• дальнейшее увеличение количества крупных городов и городских агломераций, рост численности населения;

• изменение стоимости строительно-монтажных работ и оборудования;

• развитие науки и создание новой техники и технологий, уменьшающих отрицательное воздействие производственной деятельности на окружающую среду;

• рост объема чистой продукции и других показателей объема продукции, по которому исчисляется производитель­ность труда;

• увеличение относительных размеров средств, выделя­емых на здравоохранение, социальное страхование и соци­альное обеспечение;

• повышение продуктивности сельскохозяйственных и лесных угодий, изменение рыбных запасов;

• повышение ценности минерально-сырьевых ресурсов в связи с необходимостью вовлечения в эксплуатацию менее эффективных месторождений.

ГЛАВА 6

РЕГУЛИРОВАНИЕ

И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО

ПРОГРЕССА

Наши рекомендации