Экономические и социальные аспекты эффективности природоохранных мероприятий
Укрепление экологической безопасности страны требует значительных затрат на проведение мероприятий по охране природы. В программе «Структурная перестройка и экономический рост в 1997—2000 гг.» намечалось израсходовать на реализацию природоохранных мероприятий примерно 45—50 млрд руб. и сократить на 8—10% объем выбросов в атмосферу и сброс загрязненных сточных вод.
Проблемы оценки экономической и социальной эффективности инвестиций в природоохранную сферу еще недостаточно разработаны. Поэтому приходится пользоваться временной типовой методикой определения эффективности затрат на мероприятия по охране окружающей среды, разработанной на основе типовой методики определения экономической эффективности капитальных вложений, с учетом особенностей методов измерения эффективности инвестиций природоохранных мероприятий. В самом общем виде эти особенности могут быть сформулированы следующим образом.
1. Эффективность затрат на охрану окружающей среды выражается в виде предотвращенных потерь и затрат, возникающих в результате загрязнения окружающей среды.
2. Эффект от природоохранных мероприятий имеет четко выраженный региональный характер.
3. Социальный эффект (улучшение условий труда и отдыха населения, снижение заболеваемости и др.) не всегда поддается стоимостной оценке, т.е. не может быть измерен.
При расчетах эффективности затрат мероприятий по охране окружающей среды учитывают как социальный, так и экономический эффект.
Социальный эффектотражает уровень физического развития населения и сокращения заболеваемости, рост продолжительности жизни и периода активной деятельности, улучшение условий труда и отдыха, поддержание экологического равновесия. Большое значение с социальной точки зрения имеют сохранение эстетической ценности природных ланд шафтов, памятников природы, заповедных зон и других охраняемых территорий, создание благоприятных условий для роста творческого потенциала личности и развития культуры, совершенствования нравственного сознания человека.
Социальная эффективность мероприятий по охране окружающей среды измеряется отношением натуральных показателей, отражающих социальный результат, к затратам, требующимся для его достижения. Сам социальный эффект определяется разностью показателей, характеризующих изменение в социальной сфере в результате осуществления мероприятий по охране природы.
Экономический эффект— это экономия или предотвращение потерь живого и овеществленного труда. В реальном секторе экономики он выражается в приросте объемов чистой продукции или прибыли; в отдельных отраслях и на предприятиях — в снижении себестоимости; в сфере услуг — в экономии затрат на производство работ и оказание услуг; в сфере личного потребления — в сокращении расходов из личных средств населения, зависящих от загрязнения окружающей среды.,
Экономическая эффективность затрат на охрану природы определяется путем отнесения величины первичных эффектов к вызвавшим их затратам. В свою очередь первичные эффекты рассчитываются по разности показателей отрицательного воздействия на окружающую среду и по разности показателей состояния окружающей среды до и после проведения мероприятий.
Экономическая эффективность затрат на охрану природы устанавливается путем соизмерения экономических результатов и самих затрат. Величина экономического эффекта определяется разностью между экономическими результатами в реальном секторе национальной экономики, затратами в социальной сфере и расходами из государственного бюджета и личных средств населения.
При расчете экономического эффекта отдельных видов природных ресурсов используются экономические оценки земельных, водных, лесных и минеральных сырьевых ресурсов. В случае отсутствия оценок по какому-либо виду ресурсов экономический эффект определяется с помощью показателей чистой продукции, прибыли и снижения себестоимости.
В процессе расчетов эффективности учитывают показатели общей (абсолютной) и сравнительной экономической эффективности мероприятий по охране окружающей среды.
Показателем общей (абсолютной) экономической эффективности всех затрат на охрану окружающей среды (ЭЗ) является отношение годового объема полного экономического эффекта к сумме эксплуатационных расходов и капитальных вложений, вызвавших этот эффект и приведенных к одинаковой размерности в соответствии с нормативом эффективности:
ЭЗ = ij / (СИ + ЕН*КИ),
где Эij — экономический эффект i-го вида (i = 1, 2, 3, ..., п) от предотвращения (уменьшения) потерь на j-м объекте (j = 1, 2, 3, ..., т), находящемся в зоне улучшенного состояния окружающей среды;
Си — годовые эксплуатационные расходы на обслуживание и содержание основных фондов, вызвавшие полный экономический эффект;
ЕН — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений, предназначенных для защиты окружающей среды (»0,16);
КИ — капитальные вложения в строительство объекта (или группы объектов), предназначенного для охраны окружающей среды. Показателем экономической эффективности сравниваемых вариантов является минимальная сумма совокупных эксплуатационных расходов и капитальных вложений, приведенная к годовой размерности с учетом фактора времени. При проведении кратко- и долгосрочных мероприятий с примерно равными величинами годовых эксплуатационных расходов и капитальных вложений за определенный год расчетного периода выбирается вариант, обеспечивающий минимальную величину приведенных к годовой размерности затрат (3пр). Последние определяются по формуле
Зпр = Си + Ен- Ки -> min.
Приведенные затраты могут быть также исчислены по следующей' формуле:
Зпр = Ки + Тн*Си -> min,
где Тн — нормативный срок окупаемости капитальных вложений (величина, обратная Ен). При проведении мероприятий, реализация которых или достижение эффекта по которым требует длительных сроков (например, восстановление лесных насаждений, рекультивация горных выработок, восстановление рыбных популяций и др.), а эксплуатационные расходы и капитальные вложения изменяются во времени, полные затраты, приведенные к началу расчетного периода, определяются по формуле
S = (Кп + Кtg+ CtИ) / (1 + Енп)t -> min,
где Кп — первоначальные капитальные вложения в средозащитные мероприятия; Кtg — дополнительные капитальные вложения, необходимые для обеспечения нормальной работы средозащитных объектов в t-й год их эксплуатации (t= 1,2,3,..., Г);
CtИ — эксплуатационные расходы t-ro года на обслуживание и содержание основных фондов;
Енп — нормативный коэффициент приведения разновременных затрат. Он составляет 0,08 для обычных затрат; 0,1 — для затрат на новую технику; 0,03 — для затрат на восстановление лесных насаждений.
При выборе того или иного варианта решения проблемы проектировщики должны обеспечить их сопоставимость по следующим параметрам:
• по количеству населения, на которое распространяется действие мероприятий по охране окружающей среды;
• по размерам территории (зоны распределения результатов осуществления средозащитных мероприятий), величине и составу подвергающихся воздействию основных фондов;
• по продолжительности функционирования средозащитных объектов и комплексов с момента пуска в эксплуатацию объектов первой очереди строительства и до окончания расчетного срока (горизонта прогноза).
При расчете общего экономического эффекта учитывают, например, социальный эффект, сокращение заболеваемости населения (с частичной или полной утратой трудоспособности) вследствие предотвращения или уменьшения загрязнения окружающей среды. Общий экономический эффект складывается из трех видов эффекта:
1) предотвращения потерь чистой продукции (ЭЧП) за время болезни трудящихся, занятых в реальном секторе национальной экономики:
Эчп = Пч • Б • (Р2 – Р1,),
где Пч — средняя величина чистой продукции, приходящейся на один отработанный человеко-день;
Б — количество трудящихся, перенесших заболевание либо отвлеченных из производства по уходу за больными членами семьи по причинам, вызванным загрязнением окружающей среды, в течение года;
Р1, Р2— среднегодовое количество человеко-дней работы одного трудящегося соответственно до и после проведения средозащитных мероприятий;
2) сокращения суммы выплат населению из фонда социального страхования (Эсс) за период временной и постоянной нетрудоспособности заболевших по причинам, вызванным загрязнением среды:
Эсс = Бн • Вн • (Р2 – Р1),
где Бн — количество населения, получающего пособиявследствие заболеваний, вызванных ухудшением состояния среды, с временной и постоянной утратой трудоспособности, в течение года;
Вн — средний размер пособия по временной нетрудоспособности, приходящегося на один день болезни;
3) сокращения затрат в области здравоохранения на лечение трудящихся от болезней, вызванных загрязнением среды (Э3):
ЭЗ = (За • Ба * Да) + (Зс • Бс • Дс),
где За, Зс — средние затраты в сфере здравоохранения, приходящиеся на один день болезни соответственно в амбулаторных условиях и стационаре;
Ба , Бс — количество больных, лечившихся от заболеваний, вызванных загрязнением среды, в тех же условиях;
Да , Дс — среднее количество дней болезни одного больного в тех же условиях. При расчетах затрат и эффекта в планах на длительную перспективу большое внимание уделяется факторам, которые могут оказать влияние на их изменение. К числу важнейших относятся:
• изменение состояния окружающей среды, вызываемое ростом производства, проведением (или отказом от проведения) комплекса мероприятий по охране природы, а также изменением численности населения, проживающего на данной территории;
• повышение требований к качеству окружающей среды;
• дальнейшее увеличение количества крупных городов и городских агломераций, рост численности населения;
• изменение стоимости строительно-монтажных работ и оборудования;
• развитие науки и создание новой техники и технологий, уменьшающих отрицательное воздействие производственной деятельности на окружающую среду;
• рост объема чистой продукции и других показателей объема продукции, по которому исчисляется производительность труда;
• увеличение относительных размеров средств, выделяемых на здравоохранение, социальное страхование и социальное обеспечение;
• повышение продуктивности сельскохозяйственных и лесных угодий, изменение рыбных запасов;
• повышение ценности минерально-сырьевых ресурсов в связи с необходимостью вовлечения в эксплуатацию менее эффективных месторождений.
ГЛАВА 6
РЕГУЛИРОВАНИЕ
И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ПРОГРЕССА