Тема 3. организация и управления туристской деятельностью
План лекции
1. Туристская политика, ее содержание и направления
2. Органы управления туризмом
3. Основы стандартизации и сертификации в туризме
1. Туристская политика, ее содержание и направления
Возникнув в недрах частного бизнеса, туризм может устойчиво развиваться только в том случае, если государство обеспечит для этого необходимые правовые, экономические, политические и прочие условия. Государство должно предусматривать меры, сдерживающие стихийное развитие туризма и направляющие его в цивилизованное русло с целью «его развития в гармоничном соответствии с обеспечением других основных потребностей и видов деятельности общества».
Система методов, мер и мероприятий социально-экономического, правового, внешнеполитического, культурного и иного характера, которая осуществляется парламентами, правительствами, государственными и частными организациями, ассоциациями и учреждениями в целях создания условий для развития туристской индустрии, рационального использования туристских ресурсов, повышения эффективности функционирования системы туризма – это туристская политика.
Туристская политика формируется и реализуется на различных уровнях: государственном, региональном, отдельного предприятия по влиянием ряда факторов. Цели туристской политики связаны с конкретными экономическими и историческими условиями развития страны и степенью зрелости самой туристской индустрии. В большинстве стран, стремящихся к развитию туристского рынка, цели формируются следующим образом: эффективное использование имеющегося туристского потенциала; улучшение оснащения объектов туристкой индустрии; гармонизация развития туризма с учетом особенностей природных условий; повышение надежности и рентабельности сети туристских транспортных парков; повышение процента занятых мест; увеличение рентабельности функционирования предприятий туристкой индустрии в «мертвые» сезоны; обеспечение оптимального соотношения между ценами и результатами; привлечение клиентуры путем предоставления разнообразных товаров и услуг; постоянная адаптация предложения к изменениям вкусов потребителей; поощрение сотрудничества между организациями, занимающимися туризмом; интенсивное и действенное развитие сферы рекламы.
В рамках формирования и реализации туристской политики государство выполняет ряд функций, обеспечивающих общественные интересы и жизнедеятельность системы туризма в целом. К таковым в широком смысле слова относятся: координация; планирование; регулирование; маркетинг национального туристского продукта; стимулирование; социальный туризм; защита интересов.
Планирование как функция туристской политики проявляется в большом многообразий форм (развитие, инфраструктура, маркетинг и т.д.), структур, вовлеченных в этот процесс (министерства экономики, финансов, статистики, транспорта, торговли, образования, государственные и местные органы управления туризмом и др.), а также масштабов (международное, общенациональное, региональное, местное и отраслевое). Свое конкретное выражение функция планирования находит прежде всего в программах развития туризма (национальных, региональных, местных).
Регулирование выступает как наиболее яркое проявление туристской политики государства. Основными целями государственного регулирования туризма являются: обеспечение прав граждан на отдых, свободу передвижения и иных прав совершения путешествий; охрана окружающей среды; создание условий для деятельности, направленной на воспитание, образование и оздоровление туристов; развитие туристской индустрии, создание новых рабочих мест, увеличение доходов государства и его граждан, развитие международных контактов, сохранение объектов туристского интереса, рациональное использование туристских ресурсов. Важнейшими средствами регулирования туризма являются лицензирование, стандартизация и сертификация.
Маркетинг национального туристского продукта направлен на формирование, продвижение и позитивное развитие туристского имиджа (ведущего туристского образа) страны, что является неотъемлемым условием привлечения иностранных туристов.
Функция стимулирования призвана предоставлять государству рычаги воздействия на систему туризма, что достигается одним из трех способов (или их сочетанием): предоставлением финансовых стимулов; поддержкой исследований и инноваций; применением маркетинга с целью привлечения туристов. Функция стимулирования направлена на выделение государственных субсидий для реализации отдельных туристских проектов предоставление предприятиям туристской индустрии кредитов по льготным процентам, государственное поручительство в отношении займов и субсидий, выделенных коммерческими банками на развитие туризма; предоставление налоговых льгот.
Поддержка развития социального туризма, обеспечение его доступности социально незащищенным слоям населения.
Функция защиты интересов может принимать самые разные выражения. Реализуя ее, государство выступает в роли защитника различных общественно важных интересов: потребителей, национальных производителей отдельных секторов туризма, регионов, туристских центров и т.д.
Туристскую политику принято рассматривать в двух аспектах: как национальную и международную. Содержание первой характеризуется мероприятиями, носящими локальный характер и определяемыми государством самостоятельно. Международная туристская политика включает так называемые конвенциональные воздействия и мероприятия, которые страна осуществляет согласованно с одним или несколькими государствами.
2. Органы управления туризмом
Для реализации национальной туристской политики и координации усилий по достижению общественно значимых целей государство создает органы управления туризмом — национальные туристские администрации (НТА). С определенной долей условности можно говорить о трех моделях государственного управления туризмом.
Первая модель предполагает отсутствие НТА: все вопросы решаются на местах на основе принципов рыночной «самоорганизации». Вторая модель государственного управления туризмом предусматривает наличие сильного и авторитетного министерства, концентрирующего в своих руках значительный контроль над этой сферой. Третья модель государственного управления туризмом предполагает, что НТА входит в состав одного из многоотраслевых министерств, чаще всего с «экономическим уклоном».
К основным функциям органа государственного управления в сфере туризма относятся:
· формирование и обеспечение реализации государственной туристской политики и целевых программ развития туризма;
· межотраслевая координация функционирования системы туризма;
· разработка нормативных правовых актов и финансово-экономических параметров развития туризма;
· лицензирование, сертификация и стандартизация в туристской индустрии;
· маркетинг национального туристского продукта;
· создание и обеспечение эффективного функционирования представительств органа государственного управления туризмом за рубежом;
· организация международного сотрудничества в области туризма;
· содействие участию туристов, туроператоров и турагентов и их объединений в международных туристских программах;
· разработка практических мер по привлечению отечественных и иностранных инвестиций в туристскую индустрию;
· разработка механизма инвестиций, вкладываемых государством в развитие приоритетных направлений инфраструктуры туризма;
· организация взаимодействия и делового партнерства с туристским бизнесом, объединениями туроператоров, турагентов и туристов;
· разработка практических мер по поддержанию отечественных производителей туристского продукта;
· содействие внедрению прогрессивных технологий туристского обслуживания;
· оказание консультационной помощи субъектам хозяйствования, осуществляющим туристскую деятельность;
· разработка мероприятий по защите, поддержанию целостности и обеспечению охраны туристских ресурсов;
· содействие возрождению и развитию традиционных центров туризма, освоению новых туристских районов с обширным природным и историко-культурным потенциалом;
· формирование системы информационного обеспечения туристской индустрии;
· создание и обеспечение функционирования единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;
· регламентация профессиональной деятельности в туризме;
· решение вопросов, связанных с научным обеспечением развития туризма.
В структуре управления туризмом важная роль кроме НТА отводится также региональным и местным (отделы туризма, комитеты по туризму и т.п.) органам власти, союзам, объединениям, ассоциациям и другим общественным организациям. Национальные туристские администрации тесно взаимодействуют с местными органами власти и частным бизнесом.
3. Основы стандартизации и сертификации в туризме
Важнейшим инструментом государственного регулирования туристской деятельности и защиты прав потребителей туристских услуг является стандартизация.
Стандартизация — это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение услуг надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.
Цель стандартизации — достижение оптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого и многократного использования установленных положений, требований, норм для решения реально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели стандартизации можно разделить на общие и узкие.
Общие цели связаны с выполнением тех требований стандартов, которые являются обязательными. Узкие (конкретные) цели стандартизации относятся к определенной области деятельности (туризму), сфере услуг в целом, тому или иному туристскому предприятию в отдельности, конкретной туристской услуге и т.д.
Целью стандартизации в сфере туризма, согласно ГОСТ 28681.0—90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания», является нормативное обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристского и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг.
Основными задачами стандартизации в сфере туризма являются:
· установление номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов и методов их контроля;
· установление прогрессивных требований к технологии и типовым технологическим процессам оказания туристских услуг;
· установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, точность и своевременность исполнения услуг, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания;
· установление требований к сертификации туристских услуг;
· обеспечение координации деятельности туристских предприятий с предприятиями других отраслей, участвующих в процессах туристско-экскурсионного обслуживания;
· установление терминов и определений основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.
Объект стандартизации — услуга, процесс обслуживания, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т. п. Область стандартизации — совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Стандартизация осуществляется на различных уровнях. Уровень стандартизации различается в зависимости от того, участники какого географического, экономического, политехнического региона мира принимают стандарт. В зависимости от уровня, на котором осуществляется стандартизация, различают следующие ее виды:
· международная стандартизация — деятельность, открытая для соответствующих органов любой страны;
· региональная стандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одного географического, политического или экономического региона мира;
· национальная стандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. Национальная стандартизация может осуществляться на разных уровнях: государственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики, на уровне ассоциаций, объединений, предприятий.
Стандарт — это нормативный документ, разработанный на основе консенсуса, утвержденный признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.
В сфере туристско-экскурсионного обслуживания используют следующие категории стандартов: межгосударственные (ГОСТ); национальные (ГОСТ Р); предприятий (СТП).
Наряду со стандартами предприятий допускается разработка технологических инструкций, регламентов, карт, технических описаний конкретных услуг.
Основными видами стандартов в сфере услуг являются: основополагающие стандарты; стандарты на услуги; стандарты на процессы (технологические, обеспечивающие, организации, управления); стандарты на методы контроля.
Важным элементом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям является сертификация.
Сертификация продукции(далее — сертификация) — процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требования. Сертификация осуществляется в целях:
· создания условий для деятельности предприятий, учреждений, организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
· содействия потребителям в компетентном выборе продукции;
· защиты потребителя от недобросовестного изготовителя (продавца, исполнителя);
· контроля безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
· подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация может быть как обязательный, так и добровольной. Объектами обязательной сертификации являются туристские услуги и услуги средств размещения, оказываемые организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Наиболее распространенным примером добровольной сертификации в индустрии гостеприимства является сертификация предприятий на соответствие требованиям определенной категории по действующей классификации.