Кривая спроса на продукцию чистого монополиста
Если фирма хочет продать больший объем продукции, она должна снизить цену.
Оптимальный размер выпуска , когда предельные издержки = предельному доходу.
Условие максимизации прибыли MR<P (в отличии от совершенной конкуренции)
MR = MC
P>AC>(MR=MC)
Объем выпуска и цена монополиста
D- кривая спроса, MR- кривая предельного дохода, С – цена конкурентного рынка (если бы фирма не была монополистом, а реализовала продукцию ну конкурентном рынке)
Рм – цена, которая зависит от платежеспособности спроса покупателей.
Цена на рынке ЧМ определяется т.F (точка пересечения МС и MR) – определяет чистый доход.
Т. В –определяет платежеспособный спрос покупателя на продукцию и фирма будет стремиться установить цену на этом уровне.
Т. Р – цена монополистической фирмы в ЧМ
Т. В – реальный ограничитель цены.
В результате такой политики фирма получит монополистическую прибыль.
Монополистическая прибыль – сверхприбыль, которую получает фирма-монополист, т.к. она обладает монополистической власти на рынке.
Величина монопольной прибыли = Сумма (Рс, Рм, В, А). Эта сумма показывает общую сумму монопол прибыли, от.ю всей проданной продукции Q (т.е. PmPc×Q)
Отрезок ВА – показывает монополист прибыль, которую приносит единица продукции.
Монополистическая прбыль ниже конкурентной прибыли – следовательно монополист недопроизводит продукцию (Qm<Qc).
Если фирма-монополист максимизирует прибыль в краткосрочном периоде, то и в долгосрочном периоде она будет ее максимизировать, т.к. новым фирмам вход в эту отрасль отсуствует.
№18 Чистая монополия и эффективность. Экономические последствия монополии. Регулируемая монополия
1) Чистая монополия не обеспечивает эффективного распределения ресурсов в отличие от рынка чистой конкуренции.
Х – неэффективность фирмы-монополиста
В условиях чистой монополии низкие средние издержки (за счет масштаба производства).
АСм значительно ниже АСс (на конкур. рынке) Фактически, фирма –чистый монополист имеет средние издержки не в точке А, а в точке АСх.
Х-неэффективность – внутренняя неэффективность фирмы, связанная с трудностью организации производства на крупном предприятии
Х-неэффективность означает, что фактические издержки монополиста для любого объема выпуска больше, чем минимально возможные
Х-неэффуктивность представлена точкой АСх для Qм – оъема выпуска
2) Кроме того монополисты перераспредляют в свою пользу часть дохода, созданного обществом
Фирмы-монополисты присваивают значительную часть излищка потребителя. Но не только потребители несут потери, но и общество в целом.
Безвозвратные потери общества от монопольной власти
Цена равна Рм, потребители теряют рыночную стоимость, равную площади фигуры А.
фигура А – присваивает монополист
фигура В – теряется (излишек потребителя)
фигура С – представляет собой безвозвратные потери для общества (потери излишка производителя)
безвозвратные потери=В+С
3)Монополия оказывает противоречивое влияние на НТП. С одной стороны монополист, присваивая значительную часть излишка потребителя , имеет большие возможности для финансирования научно-технических разработок и их внедрения. С другой стороны, обладая монопольной властью, фирма не очень заинтересована во внедрении новых технологий в пр-во.
В некоторых областях нельзя избежать образования монополии – естественная монополия. Гос-во, как правило, осуществляет регулирование дея-ти естественных монополий путем регулирования цен. Устанавливантся цена на уровне средних издержек фирмы-монополиста, такуюцену называют ценой, обеспечивающей справедливую прибыль.
Регулируемая естественная монополия
Рм- цена, кот. установила бы фирма без регулирования гос-вом
Ра- регулируемая цена
Qa меньше, чем тот объем, кот. имел бы место при соверш. конкуркнции, на величину от Qa до Qв
Qa- имеет место при условии, что фирма-монополист устанавливает цену на уровне средних издержек
19 Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.
Ценовая дискриминация имеет место, когда фирма продаёт свой товар разным потребителям по разным ценам. Эти различия не связаны с качеством. Целью дифференциации цен является присвоение излишка потребителя и превращение его в дополнительную прибыль фирмы. Устанавливать дифференцированные цены есть смысл на товары, кот покупатель не может перепродать.
Формы ценовой дискриминации (ЦД):
1) совершенная ЦД
2) ЦД на сегментированных рынках
3) ЦД по объёму продаж
I имеет место, когда монополист каждому покупателю устанавливает разную цену(Врач редкой специализации в частной клинике). В этом случае монополист полностью присваивает излишек потребителя.
II Сегментированный рынок - рынок, на кот можно выделить 2 и более групп покупателей, кот различаются по каким-либо признакам. Речь идёт о покупателях, кот различаются по чувствительности на изменение цены. В этом случае монополист устанавливает разную цену на разных сегментах, в соответствии с эластичностью спроса по цене на товар покупателей соответствующего сегмента.
III ЦД имеет место, при предоставлении покупателям скидок.