Способ расчёта по сумме чисел лет срока полезного использования
Способ широко применяется в отраслях с высокими темпами морального износа активной части ОПФ, в том числе в дорожном строительстве. При этом способе амортизированные отчисления оп-ределяются исходя из полной первоначальной стоимости основных фондов и соотношения числа лет, оставшихся до конца срока служ-бы объекта, и суммы порядковых чисел, составляющих срок экс-плуатации.
Экономика дорожного строительства
При этом способе расчёта нормативный срок службы ОПФ рас-считывается в условных годах: например, если он равен 10 годам, то условное число лет (Ту) составляет
Ту = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 + 10 = 55.
Норма амортизационных отчислений определяется по одной из следующих формул:
Н | = | Тл.к.с | ; Т | = Т | +1− i ; Н | = | (Тн +1−i) | ; | ||
Т | Т | |||||||||
а | л.к.с | н | а | |||||||
у | у |
На =2(Тн +1+−i), Тн (Тн 1)
где Тл.к.с – число лет, оставшихся до конца срока службы основных фон-дов; Тн – нормативный срок; i – порядковый номер года эксплуатации.
В первый год эксплуатации ОПФ норма амортизации
На = | 10 | 100 = 18,18; | На = | (10 +1−1) | 100 =18,18; |
На = 2(10+1−1)100 =18,18. 10(10 +1)
В третий год эксплуатации ОПФ норма амортизации
На = | 100 = 14,54; | На = | (10 +1 | −3) | 100 =14,55; | ||
На = 2(10+1−3)100 =14,55. 10(10 +1)
В десятый год эксплуатации ОПФ норма амортизации
На = | 100 = 1,82; | На = | (10 +1−10) | 100 =1,82; | ||
На = 2(10+1−10)100 =1,82. 10(10 +1)
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
Износ ОПФ определяется умножением их полной первоначаль-ной стоимости на норму амортизационных отчислений. При этом норма амортизации с каждым годом уменьшается, а стоимость оста-ётся неизменной.
При применении способа списания стоимости по сумме числа лет СПИ используют следующие формулы:
количество условных лет рассчитывается по формуле
Ту = Тн (Т2н +1) ;
норма амортизационных отчислений в i-й год эксплуатации объ-
екта
Наi = | Тн +1− i ; |
Ту |
норма амортизации за n-е количество лет службы объекта
Н а n = | n Tн−∑n ( i −1) | ; | ||||
Т у | ||||||
i =1 | ||||||
амортизационные отчисления за i-й год амортизации
A i =Фп.п Тн +1− i ;
Ту
амортизационные отчисления за n-е количество лет эксплуа-тации
Т | i | Фп.п | n | |||||
A n = Ф п . п ∑ | На , A n = | n Tн− ∑ | ( i −1) | ; | ||||
i =1 | Ту | i =1 | ||||||
доля перенесённой стоимости ОПФ в себестоимость продукции
( Т н + 1 ) Т экс − | Tэкс | |||
dпер = | ∑ | Тi | ||
i=1 | ; | |||
Ту | ||||
Экономика дорожного строительства
остаточная стоимость после n лет службы
Фост = Фп.п (1− dпер ); Фоn = Фп.п − А = Фп.п 1−
nТ | i =n | |||
− ∑ | (i −1) | |||
н | i=1 | |||
. | ||||
Ту | ||||
Задача 1.15. Стоимость оборудования– 200тыс.руб.,норма-тивный срок службы – 10 лет.
Используя способ списания стоимости по сумме чисел срока полезного использования, определить число условных лет службы, норму амортизации оборудования пятого и седьмого года эксплуата-ции, норму амортизации за четыре года службы, амортизационные отчисления за седьмой год эксплуатации, амортизационные отчисле-ния за пять и семь лет, остаточную стоимость после пяти и семи лет службы.
Решение
Определим:
1) количество условных лет эксплуатации:
Ту | = Тн (Тн +1) = 10(10+1) = 55; | |||||||||||||
2) | норму амортизации пятого года эксплуатации: | |||||||||||||
На5 | = | Тн + 1 − i | = | 10+1−5 = | = 0,109; | |||||||||
Ту | ||||||||||||||
3) | норму амортизации седьмого года эксплуатации: | |||||||||||||
На7 | = | Тн. + 1 − i | = | 10+1−7 = | = 0,073; | |||||||||
Ту | ||||||||||||||
4) | норму амортизации за четыре года службы: | |||||||||||||
i = n | ||||||||||||||
Н а1− 4 = | nТн−∑(i −1) | = | [ 4 ⋅ 10 − (1 + 2 + 3) ]= 0,618; | |||||||||||
Т у | ||||||||||||||
Глава 1. Основные фонды и производственные мощности
5) | амортизацию за седьмой год службы, тыс. руб.: | ||||||||||||||||||||||||||
A =Ф | Тн +1−i | = 200 10+1−7 = | =14,6; | ||||||||||||||||||||||||
i | п.п | Ту | |||||||||||||||||||||||||
6) | амортизационные отчисления за 5 лет службы: | ||||||||||||||||||||||||||
10 + | |||||||||||||||||||||||||||
A 1 −5 = | Ф п . п ∑ Нiа | = 200( | + | + | + | ) | = 145,45; | ||||||||||||||||||||
i =1 | |||||||||||||||||||||||||||
7) | амортизационные отчисления за семь лет службы: | ||||||||||||||||||||||||||
A 1−7 = | Фп.п | n Tн−∑i ( i −1)= | 200 [ 7 ⋅ 10 − (1 | + 2 + 3 + 4 + 5 + 6) ]=178,2; | |||||||||||||||||||||||
Ту | |||||||||||||||||||||||||||
8) | остаточную стоимость после пяти лет службы: | ||||||||||||||||||||||||||
i | |||||||||||||||||||||||||||
nТн−∑(i −1) | 5 | ⋅ 10 − (1 + 2 + 3 +4) | |||||||||||||||||||||||||
Фост.1−5 = Фп.п 1 − | = | 200 1 | − | =54,5; | |||||||||||||||||||||||
Ту | |||||||||||||||||||||||||||
9) долю перенесённой стоимости ОПФ в себестоимость продук-ции после пяти лет службы:
( Т | + 1 ) Т | − | Tэкс | Т | ||||||||||
d пер.5 = | н | экс | ∑ | i | = | (10 + 1)5 − (1 + 2 + 3 + 4 + 5) | = | 40 | = 0, 727; | |||||
i =1 | ||||||||||||||
Ту | ||||||||||||||
10) остаточную стоимость после пяти лет службы:
Ф ост.5 = Фп.п (1 − d пер) = 200(1 − 0,727) =54,5;
11) остаточную стоимость после семи лет службы:
i | |||||||||||
nТ−∑(i −1) | |||||||||||
н | 7 ⋅ 10 − (1 + 2 + 3 + 4 + 5 +6) | ||||||||||
Аост.7 | = Фп.п 1 | − | = 200 | 1 | − | =21,8; | |||||
Ту | |||||||||||
Экономика дорожного строительства
12) долю перенесённой стоимости ОПФ в себестоимость про-дукции после семи лет службы:
( Т | + 1) Т | Tэкс | Т | ||||||||||
dпер.7 = | н | экс | − ∑ | i | = | (10 + 1)7 − (1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 +7) | = | 49 | =0,89; | ||||
i=1 | |||||||||||||
Ту | |||||||||||||
13) остаточную стоимость после семи лет службы:
Ф ост.7 = Фп.п (1 − d пер ) = 200(1 − 0,891) = 21,8.