Наценка издателя или его валовой доход - это доля отпускной цены, устанавливаемая издателем для получения им средств для дальнейшего воспроизводства
Несмотря на общие методические подходы к формированию цены, единой политики ценообразования в условиях рынка нет. Однако, в любом случае, при определении отпускной цены издательство должно знать конъюнктуру рынка.
Схема ценообразования в издательстве:
Цт = Ст + Пн + НДС, где
Цт - отпускная издательская стоимость тиража;
Ст - себестоимость тиража;
Пн - налогооблагаемая прибыль;
НДС - налог на добавленную стоимость.
При формировании цены в издательстве планируется уровень рентабельности (частное от деления прибыли к затратам).
Прибыль и рентабельность
Экономика издательского бизнеса складывается на основе единых для производителей товаров и услуг закономерностей и характеризуется общими для них понятиями. Основным для всякого рода предпринимательской деятельности является понятие прибыли. Прибыль - это превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Прибыль от продажи = разности между выручкой от продажи продукта издательской деятельности и суммой затрат на производство в денежном выражении.
Общая сумма прибыли = прибыль от продажи плюс, минус прочая и внереализационная прибыли, или убытки.
Чистая прибыль – это прибыль после уплаты налогов.
Рентабельность в отличие от прибыли предприятия, показывающей эффект предпринимательской деятельности, более объективно характеризует эффективность этой деятельности. Рентабельность — относительный показатель, отражающий степень доходности предприятия. В рыночной экономике существует система показателей рентабельности. Рентабельность продукции можно рассчитать как по всей реализованной продукции, так и по отдельным ее видам.
Прибыль как финансовый результат выступает в следующих формах: валовая, от продаж, налогооблагаемая, чистая.
Важнейшая роль прибыли определяет необходимость правильного ее исчисления. На практике используется система показателей прибыли: расчетные, аналитические, для целей бухгалтерского и налогового учета.
Для управленческого учета, при планировании деятельности предприятия, оценки инвестиционных проектов прибыль определяется как разность доходов и расходов предприятия.
Например, экономическая прибыль - это разность между доходом предприятия и его экономическими издержками. Экономические издержки включают явные (бухгалтерские), которые отражаются полностью в бухгалтерском учете предприятия, и неявные (имплицитные) издержки, которые характеризуют альтернативные издержки использования ресурсов предприятия, т.е. не оплачиваемые издержки.
Маржинальная прибыль единицы продукции определяется как разность цены продукции (работ, услуг) и переменных затрат на единицу продукции. Расчетная чистая прибыль единицы продукции — это разность между ценой продукции и средними общими затратами (переменные плюс постоянные затраты на единицу продукции). Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разность между выручкой, полученной от продажи товаров, произведенной продукции (работ, услуг) и себестоимостью этой продукции (работ, услуг).
Прибыль, полученная от реализации амортизируемого имущества, определяется как выручка от реализации этого имущества минус остаточная стоимость данного имущества и расходы, связанные с его реализацией. Прибыль от реализации прочего имущества равна разнице между полученным доходом от реализации соответствующего имущества, стоимости приобретения этого имущества и расходов, связанных с реализацией данного имущества.
Прибыль от реализации покупных товаров, предназначенных для последующей продажи, определяется как доход, полученный от реализации данных товаров, минус стоимость приобретенных товаров, определенных в соответствии с учетной политикой предприятия, и расходы, связанные с реализацией, хранением, обслуживанием и транспортировкой данных товаров.
Прибыль от продаж — это результат, полученный от реализации произведенной продукции (работ, услуг), имущества предприятия и товаров, предназначенных для продажи, и т.д. Ее определяют путем вычитания из валовой прибыли коммерческих и управленческих расходов.
Прибыль до налогообложения включает прибыль от продаж и разницу, полученную по операционным доходам и расходам, внереализационным доходам и расходам, чрезвычайным доходам и расходам.
Показатели прибыли могут определяться по различным направлениям деятельности предприятия, видам продукции, отдельным проектам. Сравнение соответствующих показателей прибыли, оценка их динамики позволяют обосновать управленческие решения, выработать стратегию развития предприятия; обосновать расходы на производство и реализацию продукции, производственную программу предприятия.
Для текущего анализа и учета исчисляется прибыль — сводная по бухгалтерской отчетности о деятельности и финансовых результатах предприятия и его филиалов, дочерних предприятий и других самостоятельных подразделений.
Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибыль иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — это полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими представительствами расходов, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Для иностранных организаций прибылью в целях налогообложения признается доход, полученный от источников в Российской Федерации. Доходы определяются в соответствии с Налоговым кодексом РФ.
Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет прибыль характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия и называется чистой прибылью.
Чистая прибыль представляет собой часть балансовой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Ее объем зависит от величины выручки организации, себестоимости продукции, внереализационных и операционных доходов и расходов.
Помните, чистая прибыль является конечным финансовым результатом предприятия. Чистая прибыль определяется как сумма прибыли (убытка) от продаж и прибыли (убытка) от прочих видов деятельности за минусом налога на прибыль и пеней и штрафов за нарушение налогового законодательства, если таковые имеются.
Чистая прибыль формируется из балансовой прибыли, которую вы можете рассчитать как сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли от прочих операций, а также разницы между доходами и расходами от внереализационной деятельности.
Прибыль от реализации составляет большую часть балансовой прибыли. Она определяется как разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью. В величину прибыли от реализации не включается НДС. Если себестоимость превышает величину реализованной продукции, то на предприятии имеет место убыток. Учтите, что выручка от реализации продукции включает суммы, поступившие в оплату продукции, работ, услуг на счета в банках и в кассу организации. Себестоимость продукции – это затраты на ее производство и реализацию. Сюда включается стоимость сырья, расходы на оплату труда рабочих, аренду, содержание управленческого персонала, техническое обслуживание и ремонт.
Прибыль от прочей реализации – это сальдо доходов и расходов от реализации продукции обслуживающих, подсобных и вспомогательных производств, не включаемых в объем реализации продукции от основной деятельности. Кроме того, сюда включаются финансовые результаты от реализации излишних материальных ценностей.
Из балансовой прибыли вы можете сформировать чистую прибыль. Она рассчитывается как разница между балансовой прибылью, подлежащей налогообложению и величиной налогов с учетом полагающихся предприятию льгот. Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и может использоваться на увеличение его активов, выплату дивидендов или реинвестирование.
Добавленная стоимость (НДС) - часть стоимости товаров, услуг, приращенная непосредственно в данном предприятии. Определяется она как разность между выручкой от продажи продукции и услуг, произведенных предприятием, и ее затратами на покупку материалов и полуфабрикатов.
Налог на прибыль - прямой налог, взимаемый с прибыли предприятия. Прибыль для целей данного налога, как правило, определяется как доход от деятельности компании за минусом суммы установленных вычетов и скидок.
Рентабельность всей реализованной продукции можно определить как:
- процентное отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию;
- процентное отношение прибыли от реализации продукции к выручке от реализованной продукции;
- процентное отношение балансовой прибыли к выручке от реализации продукции;
- отношение чистой прибыли к выручке - от реализации продукции.
Эти показатели дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и степени доходности реализуемой продукции.
Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены и полной себестоимости. Она определяется как процентное отношение цены реализации единицы данной продукции за вычетом ее полной себестоимости к полной себестоимости единицы данной продукции.
Рентабельность имущества (активов) предприятия рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к средней величине активов (имущества).
Рентабельность внеоборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к средней величине внеоборотных активов.
Рентабельность оборотных активов определяется как процентное отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости оборотных активов.
Рентабельность инвестиций определяется как процентное отношение валовой прибыли к стоимости имущества предприятия.
Рентабельность собственного капитала рассчитывается как процентное отношение чистой прибыли к величине собственного капитала.
Показатели рентабельности используются в процессе анализа финансово-хозяйственной деятельности, принятия управленческих решений, решений потенциальных инвесторов об участии в финансировании инвестиционных проектов.