Положительные и отрицательные внешние эффекты
1. Отрицательные внешние эффекты. Воздействие может быть отрицательным, если оно выражается в снижении полезности какого-либо потребителя или выпуска какой-либо фирмы. В этом случае говорят об отрицательном внешнем эффекте, а уменьшение полезности или выпуска считают внешними затратами данного вида деятельности.
Наиболее очевидным примером отрицательных эффектов является загрязнение окружающей среды. Если химический завод сбрасывает свои отходы в реку, это приводит к росту заболеваемости людей из-за ухудшения качества воды. Если же потребители хотят очистить воду, это требует расходов. И в том и другом случае происходят увеличение денежных затрат потребителей и (или) уменьшение их уровня полезности.
2. Положительные внешние эффекты. Воздействие может быть положительным, если оно выражается в увеличении полезности стороннего потребителя или выпуска фирмы. В этом случае говорят о положительном внешнем эффекте, а прирост полезности или выпуска считают внешними выгодами данного вида деятельности.
Например, Ленинградское оптико-механическое объединение, территория которого отделена от основных городских магистралей железной дорогой, в свое время построило подземный переход под путями, которыми могли пользоваться все горожане. В результате вырос их уровень полезности.
По направлению действия внешние эффекты могут быть разделены на следующие четыре группы:
1) "Производство - производство". Отрицательный внешний эффект: химзавод спускает в реку свои отходы, которые мешают производству расположенного ниже по течению реки пивоваренного завода. Положительный внешний эффект: расположенные рядом пасека пчеловода и яблоневый сад производителя фруктов оказывают друг на друга благоприятное воздействие (сбор меда зависит от числа яблонь, и наоборот).
2) "Производство - потребление". Отрицательное воздействие: жители прилегающих районов страдают от вредных выбросов в атмосферу промышленных предприятий. Положительное воздействие: завод в маленьком поселке ремонтирует дорогу, по которой "заодно" ездят и местные жители.
3) "Потребление - производство". Отрицательный эффект: в результате семейных пикников возникают лесные пожары, которые вредят лесному хозяйству. Положительный эффект: забор предприятия не нужно охранять, если рядом проходит людная улица и ни один воришка не может перелезть незамеченным.
4) "Потребление - потребление". Отрицательный эффект: полезность индивида уменьшается, если его сосед ночью включает на полную громкость музыку. Положительный эффект: если вы разбили цветник перед домом, то полезность ваших соседей от созерцания красивых цветов будет расти.
Таким образом, одни субъекты хозяйства (фирмы или потребители), преследуя свои цели, могут одновременно наносить ущерб или приносить выгоду другим субъектам.
ПРОБЛЕМА ОТРАСЛЕВОГО РАВНОВЕСИЯОТРАСЛЕВОЕ РАВНОВЕСИЕ - это такая ситуация, когда у фирм не существует тенденции вступать в отрасль, выходить из нее либо изменять свой размер.
Максимальную прибыль фирма извлекает до тех пор, пока объем производства и размер предприятия установлен при цене (Р), равной предельным издержкам, определяемым для долгого периода, - так называемым долгосрочным предельным издержкам (LRMC).
В долгом периоде конкурентные фирмы могут регулировать объем производства посредством строительства предприятий, причем более крупных, вместо того чтобы производить больше благ на уже существующих.
Когда фирмы в немонополизированной отрасли терпят убытки, цены должны повышаться до LRACmin, так как до тех пор, пока Р < LRACmin, фирмы будут выходить из отрасли. Поэтому условиями для равновесия отрасли при совершенной конкуренции будут: Р = LRMC и Р = LRMCmin. Выполнение первого условия предполагает, что ни одна фирма в отрасли не может извлечь большую прибыль, изменяя объем своих операций так, чтобы производить больше или меньше благ. Второе условие предполагает, что функционирующие фирмы не уйдут из отрасли, а новые фирмы не начнут операции в этой отрасли.
Можно предположить, что в долгом периоде новые фирмы, привлеченные экономической прибылью, начнут свои операции в данной немонополизированной отрасли. Функционирующие в отрасли фирмы также увеличат объемы производства посредством строительства новых предприятий. В результате начала операций новых фирм и расширения производства функционирующими в отрасли фирмами увеличится предложение благ, цены на которые понизятся, что вызовет изменения в кривой рыночного предложения в отрасли.
Долгосрочная кривая предложения в отрасли - это взаимосвязь между ценой и количеством предлагаемых благ в точках; где отрасль находится в равновесном состоянии. Для всех точек на кривой предложения конкурентной фирмы в долгом периоде Р = LRMC = LRMCmin. Долгосрочная цена безубыточности - это наименьшая цена, при которой в долгом периоде фирма может только возместить свои издержки.
Кривая рыночного предложения в долгом периоде отражает суммарный объем благ, поставляемый всеми фирмами. Форма долгосрочной кривой рыночного предложения определяется изменением цен на различные виды отраслевых затрат по мере расширения объемов выпускаемой продукции в долгом периоде. Кривая рыночного предложения в долгом периоде может иметь восходящую, горизонтальную, дугообразную и отрицательную форму.
Долгосрочная кривая отраслевого предложения отражает соотношения между ценой и предлагаемым объемом благ для точек, в которых отрасль находится в равновесном состоянии.
Различные отрасли имеют различные кривые предложения.
Отрасль с неизменными издержками - это отрасль, где цены на факторы производства независимы от объема выпуска. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли - горизонтальная линия (рис. 6.1). Поскольку цены на факторы производства и технология стабильны, долгосрочная кривая предложения для такой отрасли при одной рыночной цене совершенно эластична.
Рис. 6.1
Отрасль с возрастающими издержками - это отрасль, где цены на некоторые факторы производства повышаются вследствие увеличения выпуска благ. Долгосрочная кривая предложения для такой отрасли "растет" вверх (рис. 6. 2).
Отрасль с убывающими издержками - это отрасль, где цены на некоторые факторы производства снижаются вследствие расширения отрасли. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь наклон вниз (рис. 6.3).
Отрасль с различной комбинацией процессов. Долгосрочная кривая предложения в такой отрасли будет иметь дугообразную форму (рис. 6.4).
Стабильность равновесия - это способность рынка, выведенного из равновесного состояния, вновь возвратиться к равновесному состоянию под воздействием только внутренних сил. В том случае, когда равновесие имеет свойство стабильности, дополнительное регулирование рынка не обязательно. Когда равновесие не имеет свойства стабильности, то регулирование рынка является обязательным. Если линии спроса и предложения имеют нормальный (соответственно отрицательный и положительный) наклон, то равновесие стабильно.