Положительные и отрицательные внешние эффекты

В Липецкой области прекрасно понимают, что создание высокоэффективных точек экономического роста не может быть успешным без соответствующей готовности к этому самих территорий. В это понятие и администрация, и бизнес-структуры, и главы муниципалитетов вкладывают прежде всего наличие благоприятного инвестиционного климата - с четкими правилами игры, сведенными к минимуму бюрократическими издержками и максимально конкурентной средой. Только при таких условиях можно привлечь к проектам солидных инвесторов, обладателей передовых технологий. Понятно, что их в первую очередь интересует вопрос, насколько издержки резидентов и промышленно-производственной зоны окажутся ниже, чем у аналогичных компаний, действующих в нашей стране вне ОЭЗ. Предварительные расчеты показывают, что в ОЭЗ "Казинка" эти издержки будут меньше процентов на 30. Причем наибольшая часть этой "экономии", примерно третья ее часть, будет достигаться за счет государственных инвестиций в инфраструктуру зоны. Налоговые же льготы, которые привычно называют главным стимулом для резидентов ОЭЗ, составляют 5 процентов из 30-процентного снижения издержек.

Понимают в Липецке и то, что закладка и успешное развитие особой экономической зоны могут принести региону не только выгоды, но и новые проблемы, прежде всего в виде структурных диспропорций. Что имеется в виду? "Льготная" территория ОЭЗ, монополизируя инвестиции, существенную часть бюджетных средств, другие ресурсы, поглотит наиболее квалифицированные кадры региона - прежде всего в силу разницы в оплате труда, и может обречь тем самым остальные районы на стагнацию и прозябание. Нет гарантии того, что зона, обладая узаконенными конкурентными преимуществами, не приведет к банкротству и свертыванию каких-то "внешних" предприятий.

Недавно заместитель главы администрации области Татьяна Глуховкина представила Стратегию экономического и социального развития Липецкой области до 2020 года. В докладе предлагались и пути преодоления возможных диспропорций. Судя по разработанной программе, областные власти намерены не ограничиваться "Казинкой" и, отдавая ей должное, тем не менее не "складывать в одну корзину" все материальные и кадровые ресурсы, а создавать параллельно другие "точки роста". У этих "точек", призванных обеспечить в дальнейшем желаемую диверсификацию экономики области, уже появилось свое название - "особые экономические зоны регионального уровня", и это понятие в скором времени будет официально закреплено в областном законодательстве. Программа социально-экономического развития области предусматривает создание ряда таких зон с концентрацией местных финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов - промышленная зона в Тербунском районе агропромышленного типа, зоны туристско-рекреационного типа.

Еще "одной точкой роста" станут инновационные модули, малые венчурные предприятия, уже действующие на территории области и еще только планируемые. Вот такая инициатива и многовариантность, по идее, должны помочь избежать монополизации производства, сохранить конкуренцию, создать островки развития не только в зонах, но и вокруг них, в том числе и в сельских муниципальных образованиях.

Позитивное влияние ОЭЗ на региональную и национальную экономику зависит от возможности реализовать следующие преимущества:

• агломерационная экономия в рамках самой ОЭЗ;

• позитивные внешние эффекты для предприятий, находящихся вне особой экономической зоны.

Фактор агломерационной экономии обусловлен тем, что функционирование в географически ограниченной области группы предприятий, специализирующихся во взаимосвязанных сферах экономической деятельности, способствует общему снижению уровня издержек. Этому, в частности, благоприятствуют наличие квалифицированных специалистов, близость клиентов и поставщиков, развитие информационной инфраструктуры, а также присутствие фирм, занимающихся технологическими разработками, результаты которых могут стать доступными для других компаний.

Что касается позитивных внешних эффектов для предприятий, находящихся вне инновационных экономических зон, то они обусловлены прежде всего возможностью получения ими заказов от компаний, работающих в рамках зон, а также трансфертом технологий, разработанных и/или внедренных в рамках зон.

Таким образом, во-первых, позитивное развитие внутри зоны возможно только при наличии «критической массы» компаний, позволяющей реализовать эффект агломерационной экономии. Это не будет достигнуто, если в рамках ОЭЗ будет функционировать лишь ограниченное число предприятий либо большое число компаний, работающих в не связанных отраслях. Во-вторых, гармоничное развитие особых экономических зон в контексте региональной и национальной экономики требует создания стимулов для установления хозяйственных связей между компаниями, функционирующими внутри и вне самих зон. Организация ОЭЗ должна рассматриваться как один из элементов более широкого набора мероприятий, направленного на создание инновационно-ориентированных экономических кластеров.

Организационные основы

В договоре о создании особой экономической зоны указан размер обязательств федерального центра, региона и муниципалитета по финансированию ее инфраструктуры, а также состав наблюдательного совета ОЭЗ. Последний и будет определять режим работы зоны. В него войдут представители:

- Федерального агентства по управлению ОЭЗ;

- отделений Торгово-промышленной палаты;

- Российского союза промышленников и предпринимателей;

- фирм - резидентов зоны;

- муниципалитета и областной администрации.

Руководителя наблюдательного совета будут выбирать голосованием. При этом представитель резидентов зоны им стать не сможет.

Вопросы и задания

1. Что следует понимать под особой экономической зоной? Какие виды ОЭЗ выделяют в российском законодательстве?

2. Определите, в чем особенность налогового режима, специфики осуществления инвестиционной деятельности на территории особых экономических зон.

3.. Определите сильные и слабые стороны Липецкой области как объекта на территории которого будет создаваться ОЭЗ?

4. Какие новые возможности открывает создание ОЭЗ «Казинка» для региональной экономики Липецкой области? Какие возможные угрозы со стороны внешней среды может повлечь это событие?

5. Какую ОЭЗ можно создать на территории Брянской области? Соседних областей? Разработайте краткий план действий для администрации области по созданию ОЭЗ.

Кейс 8 «Омская региональная модель инновационного развития «Омский локомотив-М»

Введение

В ноябре 2000 г. в Новосибирске впервые за годы радикальных реформ в Совете Сибирского Федеративного округа прошло совещание с участием Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросам стратегии развития Сибири. В докладах, звучавших на этом совещании, ярко и аргументировано была показана роль Сибири и ее решающее значение в развитии экономики России: основных валютных поступлений, энергоносителей, сырьевых ресурсов. Здесь сосредоточен большой промышленный высокотехнологичный потенциал. Доля предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Сибири составляла 48% от общего количества оборонных предприятий страны. В структуре валового продукта сибирских регионов до 1991 года доля продукции ОПК составляла до 70%.

«Удержать на плаву» в течение десятка лет крупные промышленные предприятия, имевшие 80-90% объемов работ в виде оборонного заказа и лишившиеся его в одночасье, оказалось очень непросто, однако руководству предприятий и региональным властям удалось это сделать.

Начиная с 1998 г. наметился рост объемов промышленного производства, эта тенденция сохранилась до последнего времени. Так в 2001 г. по сравнению с 2000 г. был зафиксирован общий рост объемов на 12,4%, в 2002 г. по сравнению с 2001 г. – на 10,8%. Но ситуация не на всех предприятиях одинакова, особенно острый характер она приобретает на таких уникальных, глубоко специализированных заводах, как ФГУП «Омсктрансмаш» и других. Пока не будут решены проблемы комплексной реструктуризации крупных оборонных производств, нет уверенности в стабилизации и устойчивом развитии экономики региона.

В докладе Губернатора было отмечено, что в сложившихся условиях необходимо принятие комплексной долговременной стратегии социально-экономического развития Сибирского региона на основе инновационно-технологического использования пока еще имеющегося мощного индустриального потенциала. Сырьевой же путь развития, к которому нас склоняют некоторые экономисты, навсегда приведет к технической отсталости и деградации, отрыву восточной части страны от западной, оттоку населения из Сибири.

Программа «ОМТЕХЭКО»

С учетом сложившейся ситуации в 2001 году разработана Концепция Омской (Сибирско-Уральской) межрегиональной Программы модернизации и развития ведущих отраслей экономики региона на базе использования высоких инженерных технологий, шифр «ОмТехЭко».

Суть Концепции «ОмТехЭко» заключалась в диверсификации предприятий ОПК (в первую очередь Омской области) на выпуск унифицированных модулей транспортных средств и транспортных систем для Азиатской части России, а также модернизации с использованием высоких технологий таких ведущих отраслей экономики, как энергетика, ЖКХ, строительство, АПК. При этом учитывался сложившийся профиль предприятий, их реальные возможности в выпуске конкурентоспособной гражданской продукции с учетом принципа максимальной унификации модулей технических средств (узлов и конструкций).

Пилотной программой в Концепции была определена «Программа модернизации и создания модулей технических средств нового поколения для российского железнодорожного транспорта с использованием высокоэффективной газотурбинной силовой установки».

На территории Омской области эту программу можно реализовать по замкнутому циклу практически со стопроцентной комплектацией внутри региона и использованием отечественных технологий и разработок. Предполагалось использовать мировые достижения в этой области таких стран, как Япония, Германия, США, включая создание совместных предприятий.

Программа «Омский Локомотив»

Концепция Программы «ОмТехЭко» с учетом проведенных в 2001-2003 гг. маркетинговых и научно-технических исследований явилась базовой для разработки Концепции Омской модели инновационно-индустриального стратегического развития Сибири на основе межгосударственного сотрудничества, шифр «Омский локомотив».

Данная Концепция создавалась на основании решения совместного совещания Омской региональной ассоциации промышленников и предпринимателей, Администрации Омской области и Администрации г. Омска, прошедшего 25.07.02 г., а также достигнутых ранее договоренностей между руководством Омской области и Республики Беларусь по совместному производству тракторной техники и специализированных технологических комплексов на их базе.

Федеральные органы власти в лице заместителя министра промышленности, науки и технологий РФ С. Митина поддержали инициативу Губернатора Омской области Л.К. Полежаева по созданию в регионе территориально-производственного комплекса по аграрному машиностроению федерального значения для Сибири и Дальнего Востока. Кроме этого, было предложено сотрудничество с ведущими японскими агромашиностроительными фирмами, включая корпорацию «Моруока» по производству тракторов на резинотросовых гусеницах и комплексов машин к ним. При этом учитывалась разработанная в 1998 г. комплексная программа российско-японского сотрудничества для АПК Дальнего Востока и Забайкалья, но не реализованная по ряду причин, в том числе из-за финансового кризиса.

Реализация программы омского агромашиностроения предполагала использовать как высокотехнологичный потенциал ОПК, так и передовых предприятий гражданского профиля, включая Омский шинный завод, завод «Омскгидропривод» и др., а также известные машиностроительные предприятия Республики Беларусь: Минский тракторный завод, Минский моторный завод, «Гомсельмаш» и др.

Реализация такой крупной инновационной программы невозможна без создания Омского регионального инновационного центра – управляющей компании и системного оператора, использующего управленческие технологии высокого уровня.

«Омский Локомотив-М»

Было принято решение выпустить новый раздел Концепции с условным названием «Омский Локомотив-М», имея ввиду ее модернизированный вариант. Главным аспектом доработанной Концепции является то, что ее реализация предполагается осуществляться через сеть малых и средних совместных инновационно-технологических предприятий по типу «Силиконовая долина» в США, работающих во взаимовыгодном сотрудничестве с ведущими мировыми фирмами-производителями конкурентоспособной на мировом рынке продукции и расположенных на территории Омской области в виде региональных технопарков нового поколения. Это предполагает учет интересов стратегического развития России, Сибири и этих фирм.

Наши рекомендации