Тема 2 Формы организации общественного производства
Вступление
Экономическая теория – это инструмент осмысления экономической действительности, научное руководство к ее познанию. Знания курса дает студенту, руководителю предприятия, работнику, потребителю представление о том, какими будут наилучшие решения относительно производства, распределения, обмена, потребления, деятельности предприятий, выбора сферы вложения денег, покупки и продажи товаров, сущности национальной и мировой экономики.
Накопленный опыт преподавания экономической теории в студенческой аудитории показывает, что при изучении дисциплины больше внимания надо уделять практическим вопросам. Поэтому методическое пособие содержит все вопросы, предусмотренные программой курса «Основы экономической теории», а также задачи, составленные на основе материалов отечественной и зарубежной статистики, а также конкретных ситуаций в условиях рыночной экономики.
Отбор материала и способ его изложения обеспечивают усвоение того реального минимума знаний, который определяет основы экономической культуры и в то же время обеспечивает целостное, а не фрагментарное восприятие экономики. Структура учебно-методического пособия позволяет использовать его материал также для самопроверки знаний. Настоящее учебно-методическое пособие рассчитано на студентов неэкономических специальностей, изучающих курс «Основы экономической теории».
Тема 1 Экономическая теория: предмет, метод, задачи и функции
История возникновения и развития экономической науки. Основные ее школы и направления.
Предмет экономической теории. Процесс общественного производства, его факторы и эффективность. Проблема альтернативного выбора. Кривая производственных возможностей. Производство, распределение, обмен и потребление. Экономические отношения. Экономическая система общества и собственность. Новейшие тенденции в развитии отношений собственности.
Экономические законы и экономические категории. Методы экономической теории. Задачи, функции экономической теории.
Литература
1. Бревнов А. А. Основы экономической теории: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей», 2004, с. 4-76.
2. Курс экономической теории: учебник / Под ред. Чепурина М., Киселевой Е. – Киров: «АСА», 2004, с. 15-46.
3. Экономическая теория: Учеб. для студентов высш. учеб. заведенный / Под ред. В. Д. Камаева. – М.: ВЛАДОС, 2004, с. 7-66.
4. Экономическая теория. Пособие высшей школы / Под общей редакцией Воробьева Есть. М. – Харьков – Киев, 2003, с. с. 10-60.
Контрольные задания
1.1. Какие экономические условия обусловили возникновение, становление и развитие экономической теории как науки?
1.2. Найдите соответствия между направлениями экономической теории и основными идеями теоретических концепций:
А) Торговля – источник богатства нации;
Б) Макроэкономический подход к исследованию экономических процессов;
В) Регулирование экономических процессов посредством изменений денежной массы;
Г) Роль экономических законов на общественное развитие;
Д) Экономический анализ с позиции психологии отдельного субъекта;
Е) Важность исследований в сфере сельскохозяйственного производства;
Ж) Необходимость вмешательства государства в экономику;
З) Учение об общественно-экономических формациях.
а) школа физиократов;
б) меркантилизм;
в) классическая политэкономия;
г)монетаризм;
д) марксизм;
е) кейнсианство;
д) маржинализм;
е) классическая политическая экономия.
1.3. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:
а) это наука об общих законах развития экономики в условиях ограниченности ресурсов;
б) наука о мотивах поведения людей;
в) наука о производстве и распределении благ, производимых;
г) наука о динамике потребностей человека.
1.4. Производительные силы можно определить как:
а) мощность оборудования, которое использовано в производстве;
б) способности людей к труду;
в) совокупность орудий и предметов труда;
г) совокупность вещественного и личного факторов производства.
1.5.Назовите три основных фактора производства:
а) земля, капитал, труд;
б) рабочие, деньги, материалы;
в) капитал, рабочие, деньги;
г) труд, деньги, ресурсы.
1.6. Удовлетворение одной первичной потребности может быть достигнуто за счет удовлетворения другой?
а) да, почему;
б) нет, почему.
1.7. С развитием общества в потреблении людей сокращается доля благ, удовлетворяющих первичные потребности, и растет доля благ, удовлетворяющих вторичные потребности.
а) да, почему;
б) нет, почему.
1.8. Сложите потребности в соответствии с пирамидой Маслоу по степени их значимости от низших к высшим:
а) социальные;
б) потребность в уважении;
в) потребность в самоутверждении;
г) физиологические потребности;
д) потребность самосохранения.
1.9. Назовите основные экономические ресурсы и факторы производства.
1.10. Объясните, правильно, что редкость ресурсов обусловлена безграничностью потребностей людей?
1.11. Объясните, возможно ли в стране с бедным потенциалом экономических ресурсов более полное удовлетворение потребностей людей, чем в стране с богатыми экономическими ресурсами? Если так, то перечислит возможные пути достижения этого.
1.12. В чем заключается универсальная проблема производства, присуща любой экономической системе от самых примитивных до современных высоко развитых систем?
1.13. Кривая производственных возможностей характеризует:
а) количественное соотношение двух продуктов, которые производятся;
б) лучшую комбинацию двух продуктов;
в) альтернативную комбинацию двух продуктов при предоставленной количества ресурсов.
1.14. Начертите кривую производственных возможностей общества при следующих данных:
Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
А | Б | В | Г | Д | |
Зерно (млн.т) | |||||
Тракторы (тыс.шт) |
а) изобразить эти данные производственных возможностей графически. Что показывают точки на кривой? Как отражается на кривой закон возрастающих вмененных расходов?
б) обозначить точку М в середине кривой. Что она показывает? Обозначьте точку Н снаружи кривой. Что показывает эта точка? Что должно произойти, прежде чем экономика сможет достичь уровня производства, который показывает точка Н?
в) предположим, что технология производства машин усовершенствована, а технология производства хлебобулочных изделий осталась неизменной. Начертите новую кривую производственных возможностей. Начертите кривую производственных возможностей, отражающую совершенствование технологии производства обоих продуктов.
Возможно ли производство 8 млн.т зерна и 50 тыс.шт тракторов? Объясните, каким образом кривая производственных возможностей иллюстрирует редкость, альтернативные издержки, альтернативный выбор?
1.15. В некой стране производятся только два товара – зерно и стиральные машины, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице. Начертите кривую производственных возможностей. Найдите альтернативные издержки. Что показывает их динамика? Отыщите на графике точки М (80 т. зерна и 30 стиральных машин) и Н (30 т. зерна и 20 стиральных машин). О чем свидетельствуют эти точки?
Варианты выбора | Зерно | Стиральные машины | Альтернативные издержки |
А | |||
Б | |||
В | |||
Г | |||
Д |
Показать изменения:
А) в отрасли, производящей зерно, НТП позволит увеличить количество продукта до 120, начертить новую КПВ.
Б) в отрасли, производящей стиральные машины, НТП позволит увеличить количество стиральных машин максимально до 60.
В) эти процессы произойдут в обеих отраслях.
1.16. В стране производятся два вида товаров – промышленные и продовольственные, причем все имеющиеся ресурсы используются полностью. Варианты производственных комбинаций приведены в таблице.
Варианты производства | Продовольственные товары, шт. | Промышленные товары, шт. | Альтернативные издержки |
А В С D Е |
1. Найдите альтернативные издержки производства одной единицы продовольственных товаров при каждом варианте производства.
2. Как изменяются альтернативные издержки? Что показывает их динамика?
1.17. На острове с тропическим климатом живут пять человек. Они занимаются сбором кокосов и ловлей рыбы. Каждый из них собирает либо 20 кокосов, либо ловит 5 кг рыбы. Начертите кривую производственных возможностей экономики этого острова.
1.18. Почему нельзя осуществить на практике принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”?
1.19. Если принять во внимание, что ресурсы ограничены, а потребности безграничны, существует ли угроза снижения уровня удовлетворения потребностей с течением времени (то есть по мере истощения ресурсов и роста потребностей)? Объясните.
Тема 2 Формы организации общественного производства
Формы организации хозяйственной жизни. Товарное производство: условия возникновения, основные черты, эволюция.
Товар и его свойства. Теории стоимости товара. Закон стоимости. Возникновение, сущность и функции денег. Законы денежного обращения.
Литература
1. Курс экономической теории: учебник / Под ред. Чепурина М., Киселевой Е. – Киров: «АСА», 2004, с. 79-90, 438-447.
2. Куликов Л. Экономическая теория: Учебник. – М.: ТК Велби, изд-во “Проспект”, 2004, с. 128-146.
3. Мочерный С. Политическая экономия: Учеб. Пособие. – К.: Знание-Пресс, 2002, с. 127-178.
4. Основы экономической теории: Учебник / под ред. Николенко Ю. – К.: ЦУЛ, 2003, с. 97-134.
5. Общая экономическая теория (политэкономия) / Под ред. Видяпина В., Журавлевой Г. – М.: ПРОМО-Медиа, 1995, с. 73-78.
Контрольные задания
2.1. В чем заключается сущность категории „формы организации общественного производства”?
2.2. Характерными чертами натурального хозяйства являются:
а) отсутствие кооперационных связей с другими хозяйственными структурами;
б) предельно медленные организационные, технические и технологические изменения;
в) участие в общественном разделении труда;
г) свободный выбор производителем направления деятельности.
2.3. Что из перечисленного является необходимым условием существования товарного производства?
а) общественное разделение труда;
б) наличие развитой системы машин;
в) концентрация производства на крупных предприятиях;
г) развитая денежная система.
2.4. Что из ниже перечисленного характеризует признаки товарного хозяйства:
а) замкнутая экономическая единица производит готовый продукт и потребляет его;
б) производство основано как на индивидуальном труде собственника, так и на применении наемной рабочей силы;
в) произведенная продукция принадлежит собственнику средств производства и предназначена для свободной реализации на рынке;
г) экономическая эволюция происходит очень медленно, отдельные усовершенствования могут осуществляться на протяжении веков;
д) быстрый экономический прогресс общества является следствием высоких темпов роста производительности труда и динамичного расширения ассортимента продукции
2.5. Главным признаком современной смешанной экономики являются:
а) наличие натурального производства, которое дополняет товарное;
б) сочетание натурального и товарного производства;
в) наличие рыночного и государственного регулирования экономики;
г) сочетание ручного, машинного и автоматизированного элементов в технологическом способе производства.
2.6. Объясните, какое из условий обуславливает товарный характер обмена:
а) общественное разделение труда;
б) хозяйственная специализация;
в) обособленность производителей как собственников средств производства;
г) общественный характер труда.
2.7. Какие блага являются товарами? Какие свойства присущи товарам?
2.8. Как можно ответить на вопрос, что поставил А. Смит: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможна жизнь, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена»?
2.9. По данным таблицы необходимо рассчитать общественно необходимое рабочее время. Объясните, чем отличаются индивидуальные и общественно необходимые затраты рабочего времени.
Группы производителей | Объем производства (единиц) | Индивидуальные затраты рабочего времени на единицу (час.) |
2.10. Чему равна стоимость товара, если начальная стоимость составляла 100 г золота, а потом производительность труда при производстве товара возросла в 2 раза, а в золотодобывающей промышленности в 4 раза?
2.11. При производстве одинаковой потребительной стоимости первая группа предприятий тратит 16 часов на единицу изделия, выпуская 10% произведенного товара, вторая группа соответственно 14 часов и 20%, третья – 12 часов и 70%. В первой группе предприятий производительность труда повысилась в три раза. Как изменилась величина стоимости товара?
2.12. Почему на рынке товары обмениваются по общественно необходимым рабочим временем? Что было бы, если бы товары обменивались по индивидуальным рабочим временем?
2.13. Рост производительной силы и интенсивности труда внешне выглядит одинаково: увеличивается масса потребительских стоимостей, создаваемых в единицу времени. Одинаково ли влияют эти факторы на общую стоимость товаров, стоимость единицы товара?
2.14. Продолжительность рабочего дня - 8 часов. За это время рабочий производит два изделия. Стоимость одного изделия - 8 у.е. При условии, что 1 час. рабочего времени равен 1 час. общественно необходимого рабочего времени, показать, как изменится стоимость одного изделия и стоимость всей продукции, если а) производительная сила труда возрастет в 2 раза; б) интенсивность труда возрастет в 2 раза.
2.15. На производство товара А затрачивается 3 часа, товара В – 4 часа, товара С – 5 часов. Коэффициенты сложности труда соотносятся как А: В: С=2:1:5. Чему равна стоимость каждого товара при условии, что 1 час рабочего времени, потраченного на изготовление товара В, равна 2 долл. Какие факторы влияют на величину стоимости товара?
2.16. В связи с открытием богатых золотых россыпей в Калифорнии производительность труда в золотодобывающей промышленности увеличилась за 1949-1959 гг. минимум в 2,2 раза, тогда как производительность труда в промышленности США в целом выросла не более чем на 30%. Как это повлияло на уровень цен промышленных товаров в указанный период?
2.17. В чем заключаются преимущества денежного обращения над бартером?
2.18. Какова природа денег и в каких функциях она реализуется? Какая из традиционных функций денег выполняется в современный период чисто номинально?
2.19. Товаропроизводитель получил от продажи своего товара Х долларов. Рассчитав, сколько можно купить сырья и других товаров, он решил не тратить деньги, с тем чтобы в следующем сделать более крупные приобретения. В функциях которых были использованы деньги?
2.20. Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:
а) получение стипендии;
б) установление цены;
в) продажа товара в кредит;
г) хранение денег в банке.
2.21. Какую функцию выполняют деньги в следующих случаях:
а) меню с ценами на обед в ресторане;
б) при продаже земельного участка;
в) при покупке подарка для друга;
г) при получении заработной платы.
д) ваш депозитный счет в банке;
е) покупка автомобиля в кредит;
ж) покупка овощей на рынке;
з) получение стипендии;
и) продажа земельного участка;
к) прайс-лист на бытовую технику, что продается в магазине.
2.22. Что такое кредитные деньги и почему они преобладают в развитых странах мира?
2.23. Сумма цен товаров, находящихся в обращении, составляет 200 млрд. ден. ед.; продано товаров в кредит на сумму 60 млрд. ден. ед.; срочные платежи - 40 млрд. ден. ед., платежи, которые взаимно погашаются – 20 млрд. ден. ед. Одна денежная единица оборачивается за год 8 раз. Определить количество денег, необходимых для обращения.
2.24. Какое количество денег требуется для обращения при следующих условиях: товарные остатки - 200 тыс. ден. ед., произведено товаров для реализации на 2300 тыс. ден. ед. В кредит реализовано товаров на 400 тыс. ден. ед. Время оборота денежной единицы 3 месяца.
2.25. Уравнение обмена Фишера имеет вид:
а) М V = Р× Q;
б) М Q = Р× V;
в) Р V = Р ×Q;
г) V Q = М ×Р.
2.26. Используя модель Фишера, покажите, как изменится потребность общества в деньгах при условии, что объем произведенных товаров вырос на 30%, индекс цен увеличится на 10%, а скорость оборота денег замедлилась на 10%.
2.27. Для обеспечения нормального товарного обращения страны в год необходимо 600 млрд. денежной массы. Как изменится потребность в деньгах, если скорость оборота денег замедлится на 20%, а объем произведенных на продажу товаров возрастет на 10% при стабильных ценах?
2.28. Чем определяется стоимость современных денег?
2.29. Какие основные факторы влияют на устойчивость современных денег?