Рекомендации по совершенствованию системы совещательных (коллегиальных) органов при администрации города
Следующий блок рекомендаций касается системы функционирования совещательных органов при администрации города, в отношении которой анализ правовой базы и практики выявил ряд потенциальных обстоятельств, препятствующих повышению эффективности деятельности администрации города и ее структурных подразделений.
Прежде всего, представляется целесообразным использовать термин «совещательный орган» применительно только к одной категории данных органов (а именно к советам), а в качестве общего термина для советов и комиссий использовать термин «коллегиальный орган». Такая трактовка более точна с точки зрения функций коллегиального либо совещательного органа. Ее принятие потребует внесения изменений в соответствующие положения о коллегиальных органах города Нижнего Новгорода, а также уточнения п.10 ст. 41 Устава города.
Принципы формирования системы коллегиальных органов должны быть определены муниципальным правовым актом, регулирующим создание и деятельность совещательных органов (в настоящее время такой акт в городском округе отсутствует). Условное название данного правового акта – Порядок создания и деятельности коллегиальных органов при администрации города Нижнего Новгорода (далее – Порядок создания коллегиальных органов).
Порядок создания коллегиальных органов должен включать в себя следующие положения:
1. Определения коллегиального органа и видов данных органов.
2. Основания для образования коллегиальных органов.
3. Порядок образования коллегиальных органов.
4. Основания для упразднения коллегиальных органов, процедура их упразднения.
5. Порядок разработки положений о коллегиальных органах, требования к их структуре и содержанию.
6. Процедура мониторинга и оценки деятельности коллегиальных органов.
Далее раскроем эти положения.
Определение коллегиальных органов и видов данных органов
В отношении видов коллегиальных органов рекомендуется сохранить фактически сложившуюся в городском округе систему советов и комиссий, но четко развести эти понятия, поставив в соответствие каждому из них определение их деятельности.
Предлагается следующая трактовка:
- комиссия – координационный коллегиальный орган, образуемый для обеспечения согласованных действий органов местного самоуправления по решению задач, входящих в компетенцию органа;
- совет – постоянно действующий совещательный коллегиальный орган, образуемый по тематическому принципу для предварительного рассмотрения вопросов, входящих в компетенцию органа, и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера.
Аналогичная или близкая трактовка используется в ряде муниципальных образований России[21], а также в Нижегородской области для коллегиальных органов, образуемых губернатором или органами исполнительной власти Нижегородской области. Деятельность большинства действующих советов и комиссий администрации города Нижнего Новгорода также укладывается в эту трактовку термина «коллегиальный орган». В случае исключений органы должны быть преобразованы (по сути – переименованы) из советов в комиссии или наоборот.
В отличие от советов, которые являются постоянно действующими органами, комиссии могут создаваться под решение конкретной задачи и на конкретный срок, по истечении которого их деятельность прекращается. Таким образом, можно говорить о двух других группах координационных органов: постоянно действующих и создаваемых на определенный срок и/или для решения конкретной задачи. Первая группа формируется как советами, так и комиссиями, вторая – исключительно комиссиями.