Комплексный анализ финансового состояния туристского предприятия

Методика анализа финансового состояния туристского предприятия вклю­чает:

♦ характеристику организационно-правовой и финансово-хозяйственной
деятельности, которая отражает структуру предприятия, его учетную полити­
ку, основные экономические показатели. Она предполагает изучение учреди­
тельных документов предприятия, вопросов экономического состояния, про­
изводственного потенциала, кадрового состава, организации оплаты труда и др.
Наличие такой характеристики дает возможность, не раскрывая внутреннего
содержания показателей и факторов, влияющих на них, в общих чертах оха­
рактеризовать работу туристского предприятия. Кроме того, она должна быть
дополнена анализом объема, структуры и номенклатуры предоставляемых ус­
луг. Степень выполнения плана в процентном выражении определяется по
каждому показателю с определением причин, оказывающих влияние на выпол­
нение (невыполнение) и определение стратегии и тактики действий;

♦ анализ и оценку финансового состояния (ФС) — обязательную состав­
ляющую процесса управления туристским предприятием.

Финансовый анализпредставляет собой исследование финансового со­стояния и основных результатов финансовой деятельности предприятия с целью выявления резервов повышения его рыночной стоимости и обеспече­ния эффективности развития.

Высокий уровень налогового бремени, инфляция, снижение объемов пред­ложения и спроса, неплатежи, трудность получения кредитов и другие кри­зисные явления вынуждают предприятия искать новые источники пополне­ния оборотных средств и решать проблему эффективности их использования.

В финансовом состоянии предприятия можно выделить три основные проблемы;

♦ дефицит денежных средств — низкая платежеспособность. Это озна­
чает, что у предприятия в ближайшее время может не хватить средств для
своевременной оплаты своих обязательств;

♦ недостаточное удовлетворение интересов инвесторов, свидетель­
ствующее о низкой рентабельности собственного капитала;

♦ снижение финансовой независимости, или низкая финансовая устой­
чивость, грозящая возможными проблемами в исполнении обязательств в
будущем, т.е. зависимостью предприятия от кредиторов и, как следствие, по­
терей самостоятельности.

С этими же проблемами сталкиваются и туристские предприятия. В сло­жившейся ситуации они должны оценить свое положение и выбрать эффек­тивные комбинации решений. Эта работа состоит из трех этапов:

♦ оценка текущего состояния предприятия и его изменений по сравне­
нию с предшествующим периодом;

♦ определение причин, приведших к изменению финансового положения
предприятия;

♦ разработка программы действий на будущее.

Для решения конкретных задач по оценке финансового состояния пред­приятия применяют ряд актуальных методов и систем анализа. В зависимос­ти от используемых методов различают следующие основные системы:

Экономика туризма




Экономика туризма



♦ горизонтальный;

♦ вертикальный;

♦ анализ коэффициентов;

♦ интегральный.

Горизонтальный финансовый анализ базируется на изучении динами­ки отдельных показателей во времени: темпов роста (прироста) и общих тен­денций их изменения.

На практике наибольшее распространение получили следующие виды го­ризонтального анализа:

♦ соотнесение финансовых показателей отчетного периода с показателя­
ми предшествующего периода;

♦ сравнение финансовых показателей отчетного периода с аналогичным
периодом прошлого года (особенно характерно для туризма);

♦ сопоставление показателей за ряд предшествующих периодов.

Все виды горизонтального анализа обычно дополняются исследованием вли­яния отрицательных факторов на изменение результативных показателей.

Результаты такого аналитического исследования позволяют построить соответствующие динамические факторные модели.

Примерный горизонтальный анализ балансовых отчетов можно предста­вить в виде таблицы 11.1.

Таблица 11.1

Статья баланса, млн р. Базовый г>, % Год х + 1 D, % Год х + 2
1. 2.          
Пассивы 1. 2.          

Ценность результатов горизонтального анализа существенно снижается в условиях инфляции.

Вертикальный (структурный) финансовый анализ отражает долю каждой статьи в общей валюте баланса, позволяет определить значимость из­менений по каждому виду активов. При этом все показатели каждого года представляются в относительных единицах (в %) как доли показателя, при­нятого за 1 (100 %).

Различают:

♦ структурный анализ активов, в процессе которого определяются удельный вес оборотных и внеоборотных активов, их элементный состав, а

также состав активов предприятия по уровню ликвидности и др. Результаты этого вида анализа используются для оптимизации состава активов пред­приятия;

♦ структурный анализ капитала, в процессе которого определяются
удельный вес используемого предприятием собственного и заемного капита­
ла, состав заемного капитала по его видам и периодам предоставления. Ре­
зультаты этого анализа используются для оценки эффекта финансового леве-
риджа, оптимизации структуры источников формирования финансовых ре­
сурсов, определения средневзвешенной стоимости капитала;

♦ структурный анализ денежных потоков, в ходе которого в составе об­
щего денежного потока выделяют денежные потоки по операционной, инвес­
тиционной и финансовой деятельности предприятия, остаток денежных ак­
тивов по отдельным его элементам.

Примерный вертикальный анализ балансовых отчетов можно предста­вить в виде таблицы 11.2.

Таблица 11.2

  Годх Год õ+ 1 D, % Год х + 2
  абс. % абс. % абс. %
Активы 1. 2. Итого:            
Пассивы 1. 2. Итого:            

Горизонтальный и вертикальный анализ должны дополнять друг друга. Все изменения в показателях, полученных при анализе конкретного турист­ского предприятия, необходимо проанализировать и объяснить. При этом можно руководствоваться следующей примерной схемой интерпретации этих изменений:

Положительные тенденции

♦ в активе баланса:

- увеличение денежных средств на счетах;

- увеличение стоимости основных средств;

- увеличение величины запасов с увеличением объемов выручки и наобо­
рот;

- уменьшение незавершенного производства;

- увеличение дебиторской задолженности и наоборот, если до этого она
была слишком большой (более 20—40 % от оборотного капитала);

Экономика туризма




Экономика туризма



♦ в пассиве баланса:

- увеличение уставного капитала;

- увеличение нераспределенной прибыли;

- увеличение фондов предприятия;

- увеличение резервного капитала;

- увеличение доходов будущих периодов;

- сокращение кредиторской задолженности;

- уменьшение объемов кредитов;

- уменьшение заемных средств;
Отрицательные тенденции:

♦ в активе баланса:

- рост денежных средств на счетах более 30 % от суммы оборотного ка­
питала;

- рост дебиторской задолженности более 40 % от суммы оборотного ка­
питала;

- уменьшение денежных средств на расчетном счете ниже 10 % от сум­
мы оборотного капитала;

- уменьшение производственных запасов — увеличение объемов выруч­
ки;

♦ в пассиве баланса:

- увеличение кредиторской задолженности;

- увеличение объемов кредитов, заемных средств;

- сокращение суммы нераспределенной прибыли;

- уменьшение фондов предприятия, резервного капитала.
Результаты такого анализа позволяют оценить деловую активность пред­
приятия по соотношению темпов роста основных показателей: совокупных
активов (Ас), объема продаж (Вр) и прибыли (Пр):

100 % < Àñ < Âð < Ïð.

Неравенство 100 % < Ас свидетельствует о наращивании экономического потенциала предприятия.

Неравенство Ас < Вр указывает на более быстрые продажи по сравнению с экономическим потенциалом.

Неравенство Вр < Пр означает, что прибыль предприятия растет быстрее объемов продаж и совокупного капитала вследствие повышения уровня рен­табельности продаж.

Данные соотношения принято называть "золотым правилом экономики предприятия". Если данные пропорции соблюдаются, то это свидетельствует о динамичности развития предприятия и укреплении его финансового состо­яния.

Анализ финансовых коэффициентов позволяет повысить надежность определения тенденций в динамике финансового состояния независимо от того, носят они позитивный или негативный характер. Однако в экономичес­кой литературе до сих пор нет единого подхода к выбору используемых при

анализе коэффициентов. Как правило, рекомендуется использовать четы-ре-пять групп коэффициентов, при этом их состав не регламентируется. Нет единообразия и в терминологии, применяемой для определения этих коэф­фициентов и их групп.

Система показателей оценки финансово-хозяйственной деятельности ту­ристских предприятий подразделяется на пять групп:

♦ исходные показатели финансового состояния по данным отчетности;

♦ показатели качества управления капиталом и деловой активности;

♦ показатели платежеспособности (ликвидности);

♦ показатели рентабельности;

♦ показатели финансовой устойчивости и гибкости предприятия.
Приведенная классификация систематизирует показатели финансового

положения и финансовой деятельности предприятия по признаку однород­ности.

Интегральный анализ (анализ Пи Ропг) предусматривает разложение коэффициента рентабельности активов на ряд взаимосвязанных частных финансовых коэффициентов его формирования.

Рентабельность — комплексный показатель, позволяющий оценить ре­зультаты активов основной деятельности предприятия и отражающий до­ходность каждой единицы активов фирмы. Рентабельность активов = Рентабельность продаж ■ Оборачиваемость активов,

Прибыль _ Прибыль Выручка Активы Выручка Активы

При анализе каждой составляющей этой формулы необходимо выявлять причины увеличения (уменьшения) рентабельности и определять пути ее оп­тимизации.

Формула Дюпона, характеризующая взаимосвязь трех финансовых пока­зателей, обобщающих все стороны финансовой и хозяйственной деятельнос­ти предприятия:

Рентабельность тт „ _ _ Коэффициент финан-

. Норма чистой Оборачиваемость „

собственного = х хсовой зависимости ,

капитала

(финансовый рычаг)

ая прибыль _ ул истая прибыль Выручка

Собственный капитал
Выручка

Комплексный анализ финансового состояния туристского предприятия - student2.ru Все активы Собственный капитал

По результатам анализа рассмотренных финансовых показателей опреде­ляются направления управленческих воздействий.

Наши рекомендации