Тема 9. Социальное партнерство и управление социальным развитием организации

Сущность и система социального партнерства. Основные направления решения противоречий между собственником и работником, между капиталом и трудом. Международная организация труда (МОТ), структура, задачи. Принципы социального партнерств, выработанные МОТ. Конвенции и рекомендации МОТ в области трудовой и социальной жизни общества.

Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студентов по теме, изучение дополнительной литературы выбираемой из предложенного списка и других источников.

Методические указания

Социальное партнерство, его идеология и система возникли к сформировались не в результате составления умозрительных схем, и как закономерный результат развития и совершенствования — экономического, политического, социального — общества рыночной экономики, определенного уровня его цивилизованности, в результате многолетней практики и поиска эффективных форм регулирования его социально — трудовых отношений.

Наиболее полно идеи социального партнерства разработаны и воплощены в жизнь в теоретической и практической деятельности Международной организации труда (МОТ). Эта старейшая международная организация, возникшая в 1919 г., за десятилетия своего существования не только создала развернутую концепцию социального партнерства, но и по существу стала высшим звеном регуляции трудовых отношений на мировом рынке труда. С этого времени и сам термин "социальное партнерство" получает официальное гражданство и вводится в широкий научный оборот.

Одной из важнейших функций МОТ является осуществление нормотворческой деятельности в области трудовых отношений. За годы своего существования она приняла большое число нормативных документов, которые в сумме составляют нечто вроде Международного кодекса труда: это свод 181 Конвенции и 188 Рекомендаций МОТ. В Кодексе дана развернутая правовая основа социального партнерства в виде конкретных правовых норм, содержащихся в специальных юридических актах — Конвенциях и Рекомендациях МОТ. В них заложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов социального партнерства. Правовой аспект Международного Кодекса труда может быть вкратце сведен к следующим моментам:

• признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров;

• существование в государствах — членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально-трудовых конфликтов;

• создание в государствах — членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций;

• в действиях социальных партнеров отсутствует императив политических амбиций и идеологических установок[3].

Эти важнейшие черты Международного Кодекса труда составляют правовую идеологию социального партнерства.

Конвенции МОТ касаются таких вопросов, как свобода объединений, право на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные договоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и национальном уровнях.

Важными Конвенциями МОТ для социального партнерства являются Конвенции — "О свободе ассоциации и защите права на организацию" (1948 г.) и "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.), в которых заложена правовая база социального партнерства. Так, первая Конвенция МОТ гарантирует всем трудящимся и всем предпринимателям возможность "без какого — либо различия и предварительного разрешения создавать по своему выбору организации, а также вступать на добровольной основе в такие организации".

Вторая Конвенция МОТ в основном посвящена вопросам взаимоотношений между предпринимателями и трудящимися. В ней, в частности, говорится, что там, где это необходимо, принимаются меры для "поощрения и способствования полному развитию и использованию процедуры ведения переговоров на добровольной основе между предпринимателями или их организациями, с одной стороны, и объединениями трудящихся, с другой стороны, с целью регулирований условий труда путем заключения коллективных договоров"[4].

Важное значение имеет и Конвенция МОТ "О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм" (1976 г.). В ней говорится, что "предприниматели и трудящиеся представлены на равной основе в любых органах через посредство которых осуществляется консультация".

В Конвенции МОТ "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.), развивается идея о формах взаимоотношений субъектов социального партнерства. В ней сказано, что "меры, принимаемые государственными органами для поощрения и содействия развитию коллективных договоров являются предметом предварительных консультаций, а также соглашений между государственными органами и организациями предпринимателей и трудящихся". Как видим, здесь заложена идея не только коллективных договоров, но и правовая процедура их проведения.

Рекомендации МОТ вместе с Конвенциями создают правовую базу для организации эффективно действующей системы социального партнерства, Например, Рекомендация № 91 о коллективных договорах (1951 г.); Рекомендация № 94, касающаяся сотрудничества на уровне предприятия (1952 г.); Рекомендация № 113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960 г.); Рекомендация № 29 о связях на предприятии (1967 г.); Рекомендация № 163 о содействии переговорам (1981 г.)[5].

Обязательную юридическую силу для национального законодательства страны — члена МОТ имеют лишь нормы Конвенций в случае их ратификации на государственном уровне. Что же касается Рекомендаций, то они ратификации не подлежат, но играют важную роль при разработке национального законодательства.

Советским Союзом было ратифицировано 50 Конвенций МОТ, из них Россия как правопреемник СССР приняла к исполнению лишь 43. В 1997 г. Российская федерация впервые ратифицировала одну Конвенцию МОТ (№ 156), а в Генеральном Соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1998—1999 годы предусматривается ратификация еще 14 Конвенций МОТ.

По объему ратифицированных Конвенций МОТ судят о степени прогрессивности трудового законодательства и регулирования социально — трудовых отношений в стране. Для сравнения приведем цифры ратифицированных парламентами государств — членов МОТ Конвенций МОТ: Испания — 116, Франция — 110, Италия — 101, Норвегия — 92, Уругвай — 83, Бельгия — 82, Болгария — 80.

Идея социального партнерства нашла конкретное воплощение в структуре Международной организации труда. При ее создании был образован форум для обсуждения трудовых проблем на принципе равноправия между правительствами, предпринимателями и трудящимися, так как противоречия между последними служат одним из основных источников постоянных социальных конфликтов. Деятельность МОТ с момента ее зарождения базируется на принципах "классового мира", а для разрешения возникающих проблем и конфликтов между трудящимися и предпринимателями предусматривается система переговоров на разных уровнях, в ходе которых путем поиска компромиссов достигалось бы согласие между сторонами.

Авторитет и огромный опыт МОТ в сглаживании социально-трудовых конфликтов во многом способствовали тому, что в последнее время в развитых странах Запада многие проблемы социально — трудовых отношений успешно разрешаются на испытанной правовой базе Конвенций и Рекомендаций МОТ.

В России с началом перехода к рыночной экономике, с соответствующими социально—экономическими и коммерческими изменениями, с возникновением проблемы становления социального партнерства, начинает формироваться — на федеральном и региональном уровнях — правовая база этого процесса.

На федеральном уровне следует отметить в первую очередь Указ Президента РФ "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)" (1991 г.); законы РФ "О коллективных договорах и соглашениях" (1995 г.), "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (1995 г.), "О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности" (1996 г.) и др.

Субъектами РФ, опережая федеральный уровень, были приняты специальные законы "О социальном партнерстве" (Москва, Татарстан, Ставропольский край, Свердловская область и др.).

Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (СРС):

*знать особенности развития конфликтных ситуаций.

*охарактеризуйте МОТ и ее роль в социальном партнерстве

*ответить на приведенные в конце темы вопросы для самопроверки.

Литература: [2, 5].

Вопросы для самопроверки:

1.Какова специфика функционирования МОТ?

2.Перечислите стадии/этапы/ развития конфликта и роль руководителя в конфликтной ситуации.

3.Какие конфликты называют конструктивными и деструктивными?

Наши рекомендации