Основные этапы развития экономической науки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
УХТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Н.А. ОСИПОВА
ЭКОНОМИКА
Общий курс
Учебное пособие
УХТА, 2012.
ББК 65.01 я7
УДК 330 (075.8)
О–74
Н.А. Осипова, Экономика. Общий курс: Учебное пособие – Ухта: УГТУ, 2012. – 147 с.
Учебное пособие по экономике предназначено для студентов очной и безотрывной форм обучения технических и экономических направлений и специальностей при изучении дисциплины «Экономика».
В учебном пособии представлены наиболее актуальные вопросы экономической теории, тесты, ситуации, задачи.
Теоретический материал излагается с использованием графического анализа, облегчающего понимание и способствующему лучшему усвоению содержания.
Каждая глава пособия содержит вопросы для самопроверки, а также тестовые задания, практические ситуации, задачи, которые иллюстрируют экономические концепции и модели, помогают развить логическое мышление, в целом позволяют усвоить материал эффективнее.
Также данное учебное пособие может быть использовано преподавателями и всеми интересующимися теорией микро и макроэкономики.
Рецензенты:
Редактор
Лицензия серия ЛР № от
План 2010г., позиция . Подписано в печать:
Формат 60 84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная.
Усл. Печ л. Уч. – изд. л. Тираж 120 экз. Заказ
Ухтинский государственный технический университет
169300, г. Ухта, ул. Первомайская, 13
Институт управления и международного бизнеса.
169300, г. Ухта, ул. Сенюкова, 15.
Отдел оперативной полиграфии УГТУ.
169300, г. Ухта, ул. Первомайская, 13
© Ухтинский государственный технический университет, 2011
© Осипова Н.А., 2011
Содержание
Тема 1. Предмет и методология экономической науки.
Основные этапы развития экономической науки
Тема 2. Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике
Тема 3. Собственность. Экономические системы
Тема 4. Формы организации общественного производства
Товар и его свойства. Деньги и их функции
Тема 5. Рынок: сущность, функции, виды
Тема 6. Модели рынка (Рыночные структуры)
Тема 7. Основы теории спроса и предложения
Тема 8. Издержки, выручка и прибыль фирмы
Тема 9. Рынки ресурсов (факторов производства)
Тема 10. Система национальных счетов.
Основные макроэкономические показатели
Тема 11. Экономический рост и цикличность развития экономики
Тема 12. Макроэкономические проблемы: безработица и инфляция
Тема 13. Денежное обращение, денежно-кредитная система
и денежная политика государства
Тема 14. Бюджетно–налоговая система и бюджетно–налоговая политика государства
Тема 1. Предмет и методология экономической науки.
Основные этапы развития экономической науки
Существуют различные представления об экономике. В обыденном понимании экономика – это все народное хозяйство страны, все его отрасли и виды материального производства и непроизводственной сферы: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно–коммунальное хозяйство и т.д. В более строгом понимании экономика представляет собой совокупность всех отношений людей между собой в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей. Наконец, существует наука об экономике, дающая цельное представление о всей экономической жизни людей.
Предмет и функции экономической науки. Представление о предмете экономической теории менялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности людей и по мере усложнения самой этой деятельности. Долгое время считалось, что предметом науки являются причины роста материального благополучия людей. В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
Таким образом, предметом экономической теории является проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения возрастающих материальных потребностях человека.
Потребность – это осознанное чувство нехватки чего–либо, связанное со стремлением найти средства для ее устранения. Появление потребности обусловлено производством и в свою очередь является его стимулом.
Потребности подразделяются:
- по неотложности на: первичные; вторичные;
- по назначению на: общественные; индивидуальные;
- по повторяемости на: разовые; повторяемые;
- по происхождению: экономические; неэкономические.
Всю историю экономики в определенном смысле можно рассматривать как историю формирования все более высокого уровня потребностей. Современная цивилизация (нынешняя ступень развития материальной и духовной культуры общества) знает несколько уровней потребностей:
- физиологические (в пище, воде, одежде, жилье, воспроизводстве рода);
- в безопасности (защите от внешних врагов и преступников, помощи при болезни, защите от нищеты);
- в социальных контактах (общении с людьми, имеющими те же интересы; в дружбе и любви);
- в уважении (признании со стороны других людей, самоуважении, в приобретении определенного общественного положения);
- в саморазвитии (совершенствовании всех возможностей и способностей человека).
Перечисленные формы человеческих потребностей можно изобразить в виде пирамиды (рисунок 1).
Рисунок 1. Пирамида потребностей современного человека
Прогресс общества ярко проявляется в действии закона возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (независимую от воли и желания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих нужд по мере развития производства и культуры.
Некоторые ученые утверждают без всяких оговорок, что потребности людей растут безгранично. Однако на деле повышение потребностей не состоит в простом пропорциональном росте всех их видов. Быстрее всего насыщаются и имеют определенный предел увеличения нужды низшего порядка. Напротив, запросы высшего порядка – социальные и интеллектуальные – по существу безграничны.
Поэтому необходимо помнить, что неограниченность ресурсов определяется тем, что экономические потребности динамичны, они меняются с прогрессом общества.
Средства для удовлетворения потребностей называются благами.
Блага подразделяются на:
Материальные:
- средства производства (средства труда и предметы труда) и предметы потребления;
- права (патенты, товарные знаки);
- услуги (транспорт, страхование, кредитование, связь).
Нематериальные:
- внутренние – качества и способности людей;
- внешние – деловые связи, репутация.
Для производства любого блага необходимы ресурсы, которые выступают в виде факторов производства. Выделяют следующие факторы производства:
Труд– совокупность физических и интеллектуальных возможностей человека. Доход от использования труда называется заработной платой.
Капитал– бывает двух видов: производственный и финансовый. К производственному капиталу относятся все средства производства, созданные человеком (здания, сооружения, оборудование). К финансовому – денежные средства, которые привлекаются для приобретения производственного капитала. Доход, получаемый от использования капитала, называется процентом.
Земля– естественные ресурсы, которые применяются в производственном процессе. Плата за землю – рента.
Предпринимательство – способности, которые проявляются в умении рационально управлять всеми другими факторами производства. Плата, получаемая от использования фактора «предпринимательство», называется прибылью.
Экономическая теория выполняет следующие функции:
- теоретическая – выявляет сущность процесса, устанавливает экономические закономерности и законы, которые действуют в хозяйственной жизни, выявляет тенденции действия экономических процессов;
- практическая – разрабатывает практические рекомендации, принципы и методы эффективного хозяйствования;
- методологическая – экономическая теория является базой для других экономических дисциплин;
- социальная (познавательная) – расширяет горизонты познания, помогает формированию экономически грамотных специалистов.
Методы экономической теории.Экономическая теория – наука в своей основе эмпирическая, то есть основана на фактах реальной жизни, но в то же время ей присущи определенные методы исследования:
Общемировоззренческие – эти методы материалистической диалектики, они предполагает изучение процессов в единстве, во взаимосвязи и в развитии.
Общенаучные – ими пользуются не только экономическая теория, но и другие науки. Сюда относятся:
- метод научной абстракции – он состоит в выделении наиболее существенных сторон изучаемого явления и отвлечении от случайного;
- метод анализа и синтеза. Анализ состоит в том, что сложные явления и процессы расчленяются на отдельные простые элементы, которые подвергаются детальному изучению. Синтез состоит в том, что результаты изучения отдельных частей обобщаются и устанавливается внутренние взаимосвязи элементов системы в целом;
- метод индукции и дедукции. Индукция – это переход от частного к общему (обобщение фактов). Дедукция наоборот, переход от общего к частному (научная гипотеза проверяется фактами);
- системный анализ – предполагает трактовку экономического объекта как системы, и в то же время как элемента еще более сложной системы.
Частные методы включают в себя следующие методы:
- графический;
- статистический;
- метод экономико-математического моделирования;
- метод сравнительного анализа;
- экономический эксперимент.
Экономическая теория широко использует построение моделей экономических явлений и процессов. Форма описания моделей может быть графической и математической. Экономическая модель является инструментом для экономических прогнозов. Комплексом экономических принципов объясняется, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.
Различают:
- позитивную экономическую теорию, которая исследует взаимосвязи экономических явлений как они есть, познает существующую реальность – что есть, что было, что может быть. Любое позитивное положение может быть проверено практикой;
- нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает, что должно быть, как должна развиваться экономическая жизнь общества. Объективные факты не могут доказать истинность или ложность нормативных утверждений.
Уровни исследования экономики могут быть самые различные. В зависимости от масштабов экономика подразделяется на микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика связана с хозяйственной деятельностью отдельных экономических субъектов (предприятий, фирм, потребителей, домохозяйств, наемных рабочих, предпринимателей, торговцев и т.д.), она помогает понять, почему на низшем уровне экономики принимаются такие, а не иные решения. Макроэкономика связана с функционированием национальной экономики в целом, изучает общие экономические процессы на уровне общества (производство национального дохода, безработица, инфляция и др.) и показывает, что надо делать государству, чтобы общество процветало.
Можно также выделить мезоэкономику, изучающую поведение промежуточных систем или отраслей народного хозяйства (агропромышленный, военно–промышленный комплексы и т.д.) и мегаэкономику, объясняющую поведение мирового хозяйства, мировой экономики в целом.
Как наука экономическая теория возникает в XVI–XVII вв. Истоками ееклассического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» – торговец). Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.
Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».
В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы.Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве.
Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694–1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623–1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».
Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея – либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.
Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования.
Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное названиемарксизм. Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980–х гг.
Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840–1921), Фридрих фон Визер (1851–1926), Эйген фон Бем–Баверк (1851–1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.
Сегодня экономисты различают пять основных направлений развития экономической мысли: неоклассическое или маржиналисткое, кейнсианское, монетаризм, институциально–социологическое.
Неоклассическое направление в экономической теории. Данное направление стало господствующим в экономической теории со второй половины Х1Х века. Идеи экономистов неоклассического направления основываются на работах маржиналистов. В классической школе не рассматривалось положение об ограниченности факторов производства, кроме земли. С 70–х годов Х1Х века стало утверждаться новое положение о том, что количество всех факторов производства в экономической системе задано извне (природными условиями, численностью населения). Поэтому возникает проблема оптимального (наилучшего) распределения имеющихся ресурсов между конкурирующими направлениями их использования.
Оптимальность в распределении здесь оценивается с точки зрения наиболее полного удовлетворения потребностей людей. Экономическая теория стала наукой, исследующей взаимосвязи между заданными целями (удовлетворение потребностей) и заданными ограниченными ресурсами, имеющими альтернативные направления использования.
Основными идеями неоклассической теории являются идеи об общей равновесной экономической среде, основными элементами которой являются труд, товары, деньги, рынок товаров и услуг и рынок факторов. Основополагающими принципами этой системы являются принцип свободной конкуренции и принцип невмешательства государства
Кейнсианство. Великая депрессия 30–х годов нашего века потрясла не только экономику многих развитых капиталистических стран, но и изменила взгляды многих экономистов на роль государства в капиталистической экономике. Англичанин Джон Мейнард Кейнс научно обосновал концепцию регулируемого капитализма. В 1936 г. он опубликовал знаменитую работу «Общая теория занятости, процента и денег», основав тем самым новое направление, в экономической теории.
Кейнс разработал макроэкономический анализ национального дохода, инвестиций и потребления. Он определил, что для обеспечения успешного функционирования экономики требуется формировать эффективный спрос, как потребительский, так и инвестиционный. Через регулирование занятости, обеспечение доступности кредита, оказание помощи предпринимателям и антиинфляционную политику государство может сделать бизнес прогнозируемым, а общество социально стабильным.
Монетаризм. В 70–х годах ХХ в. постоянным явлением в рыночной экономике стала инфляция. Это привело к возрождению неоклассической экономической теории в форме монетаризма.
Теория монетаризма, разработанная американским экономистом Милтоном Фридменом, решающим фактором в развитии экономики признает деньги. В противовес к кейнсианской теории монетаристы считают, что значительное государственное вмешательство в кредитно–денежное регулирование может нарушить нормальное функционирование рыночного механизма. Поэтому вмешательство государство в экономику должно ограничиваться минимальными функциями.
Институционально–социологическое направление. Представители этого направления предметом своего исследования считают институты, под которыми понимают государство, профсоюзы, корпорации и семью. Основоположником направления является американский социолог на рубеже ХХ в. Т. Веблен. В качестве главной проблемы выдвигается эволюция общества. Поэтому институционалисты полагают, что государство должно осуществлять социальный контроль за экономикой.
В экономической системе необходимо развивать государственный сектор и комплексное государственное регулирование. Видный представитель современного институционализма Дж. Гэлбрейт участвовал в разработке предвыборной программы президента США Дж. Кеннеди, а затем стал его советником.
Вопросы для подготовки к занятию
1. Каково значение экономики в жизни общества?
2. Что является основной целью экономической деятельности?
3. Перечислите основные человеческие потребности.
4. Какие потребности являются первичными, какие вторичными?
5. Что такое экономические ресурсы? В каком случае их называют факторами производства?
6. Перечислите группы факторов производства. Дайте определение каждой группе.
7. Что такое реальный и финансовый капитал? В чем их отличие?
8. Почему деньги не являются капиталом?
9. Что изучает микроэкономика?
10. Что изучает макроэкономика?
11. Назовите и кратко охарактеризуйте основные методы познания в экономике?
12. Что такое нормативный и позитивный подход в экономике?
Тесты.
Выберите правильный ответ из предложенных и прокомментируйте его