Ценообразование на монополизированном рынке
Рынок чистой монополии– крайний тип рынка несовершенной конкуренции и может сочетаться с чистой монопсонией, когда предложение представлено 1 продавцом, а спрос – 1 покупателем.
Черты монополии:
· на рынке присутствует единственный производитель, продающий свою продукцию множеству покупателей;
· нет близких заменителей продукта монополиста;
· барьеры входа на рынок столь существенны, что приток новых фирм невозможен.
Этот тип рынка характеризуется отсутствием конкуренции. Монополист сам устанавливает не только количество предлагаемой продукции, но и ее цену.
Фирма может быть монополистом на одном рынке и не быть им на другом, где действует несколько конкурентов. Поэтому для оценки монополизма важно установить, какую часть рынка фирма контролирует.
Отсутствие конкурентной среды и гос. регулирования цен ведет к завышению их предприятиями-монополистами, что, в свою очередь, нарушает равновесие рынка товара. Поэтому для создания равновесного рынка монополия либо преодолевается, либо находится под гос. контролем и регулированием, поскольку неравновесный рынок создает среду для монополизма.
Монополизм характ-ся отсутствием стремления к измен-ю продаваемого товара, а также к улучшению и соверш-ю технол. процесса пр-ва данного товара. В рез-те монополизм может воздействовать разрушительно на эк-ку в целом или консолидировать зону застоя, пассивности по отношению к новым импульсам спроса.
Вход на монополизир. рынок, и тем более на рынок чистой монополии, затруднен или вообще невозможен из-за существующих барьеров, не позволяющих войти в отрасль новым предпр-ям.
Существуют некоторые формы конкуренции, которые будут оказывать влияние на поведение монополиста:
1. Потенциальная конкуренция(возможность появления в отрасли новых производителей). Если барьеры для входа в отрасль не являются непреодолимыми (т. е. если нет запрета заниматься данным видом деятельности), то всегда существует возможность проникновения в отрасль новых производителей. При этом, чем выше прибыль действующего предприятия-монополиста, тем сильнее опасность потенциальной конкуренции.
2. Конкуренция нововведений(новые технологии пр-ва товара, совершенствование его потребит. свойств, появление новых товаров – заменителей данного). Этот вид конкуренции особенно важен в условиях постоянного обновления товарного ассортимента и тенденции к сокращению жизненного цикла товара. Угроза конкуренции может возникнуть, например, со стороны небольшой исследовательской орг-ции, разработавшей усовершенствованный вариант товара, или какой-либо весьма далекой в технологическом отношении отрасли, где внедрено, тем не менее, пр-во близкого по назначению товара). Единственное, что может сделать монополист в этих условиях – попытаться опередить при внедрении нововведений возможных конкурентов (заниматься как качественным соверш-ем товара, так и внедрением новых, более экономичных способов его пр-ва с последующим снижением цены).
3. Конкуренция со стороны товаров-заменителей. Существует ряд товаров, в той или иной степени заменяющих данный товар. Производители взаимозаменяемых товаров являются конкурентами, даже если пр-во любого из этих товаров контролируется только одним предприятием.
4. Конкуренция с импортными товарами.В условиях свободной внешней торговли предпр-е, монополизировавшее производство в масштабах одной страны (или нескольких стран), не будет ограждено от конкуренции и не добьется абсолютного контроля над рынком.