Основные характеристики олигополии
1) Количество фирм в отрасли. Как правило, рассматривают олигополию в отрасли, где действуют от 2 до 10 фирм. Возможна ситуация, когда в отрасли много фирм, но несколько из них контролируют огромную долю рынка и конкурируют как олигополисты.Немногочисленность же фирм в отрасли может быть обусловлена:
- особенностью технологии, при которой низкие средние издержки достигаются при значительном объеме производства, что служит барьером для вступления в отрасль новых конкурентов (например, строительство новых автомобильных заводов);
- слиянием фирм, действующих в отрасли, для усиления рыночной власти или снижения средних издержек; наличием юридических или экономических барьеров; рекламой.
2) Продукция, производимая фирмами, может быть:
однородной (например, сталь, цемент, алюминий);
дифференцированной (например, автомобили, бытовая техника, потребительские товары и услуги).
3) Барьеры входа в олигополистическую отрасль могут быть разными - от совершенно свободного входа до полного его блокирования. Чаще встречаются высокие барьеры, связанные, прежде всего, с эффектом масштаба.
4)Главной отличительной чертой олигополистического рынка является олигополистическая взаимозависимость, то есть стратегическое поведение каждой фирмы, которое предполагает учет фирмой ответной реакции конкурентов на изменение ею цены или объема выпуска.
Виды олигополистической взаимозависимости
Так же как и монополист, олигополист может устанавливать разные цены на свою продукцию, однако не стремится это делать, поскольку последствия его решения будут самыми разными, в зависимости от реакции конкурентов.
Варианты стратегического взаимодействия фирм -олигополистов:
1) мирное сосуществование - ситуация, когда на рынке длительное время наблюдаются неизменные цены на продукт фирм - олигополистов;
2) явный сговор (создание картеля) или тайный сговор - фирмы явно или неявно (как правило с нарушением закона) договариваются о квотах и ценах, с целью повышения прибыли;
3) ценовая война - постепенное снижение цены на рынке одной из фирм - олигополистов или несколькими сговорившимися фирмами с целью вытеснения конкурентов.
В экономике существует большое количество формализованных моделей поведения олигополии. Наиболее известные это: модель дуополии Курно, модель ломанной кривой спроса на продукт олигополии, модель Бертрана, модель Эджуорта и модель Штакельберга[26].
Эффективность олигополии
Практика экономической жизни показывает, что чаще всего фирмы в условиях олигополии устанавливают цены выше предельных издержек производства, а это означает, что они функционируют при объемах производства меньше тех, которые желательны для потребителя. Следовательно, олигополия не достигает той эффективности в распределении экономических ресурсов, которую обеспечивает совершенная конкуренция.
Хотя олигополия не удовлетворяет абстрактным условиям эффективного использования и распределения ресурсов, в реальной действительности она эффективна, так как вносит важный вклад в экономический рост, активно участвуя в исследованиях и разработках новых продуктов и технологий, а также внедряя эти изобретения в производство.
Многие западные экономисты утверждают, что олигополистическая структура наилучшим образом приспособлена для проведения длительных, дорогостоящих, фундаментальных исследований и разработок и внедрения полученных результатов в производство. Утверждается, что, поскольку участники олигополии постоянно сталкиваются с ярко выраженной конкуренцией со стороны своих основных соперников, у них, в отличие от монополиста, имеются явные основания активно использовать технический прогресс для улучшения собственного положения на рынке.
Главным оправданием олигополистической структуры отрасли является то, что она, возможно, наилучшим образом приспособлена для тех видов деятельности, где минимальный эффективный размер производства достаточно велик. Гигантская экономия на масштабах производства, достигаемая крупными фирмами, делает их практически неуязвимыми для конкуренции со стороны мелких фирм. Так, если представить, что олигополистическая отрасль могла бы быть реорганизована в большое количество более мелких фирм, то очевидно, что издержки производства в условиях совершенной конкуренции были бы существенно выше, чем при олигополии, хотя каждая конкурентная фирма и достигала бы минимума на своей кривой издержек, а фирма - олигополист — нет.