Вопрос
Права собственности. В 60-70-ые годы прошлого столетия в западной экономической науке начала формироваться теория прав собственности. У истоков ее стояли Р.Коуз и А.Алчиян.
В основе теории прав собственности лежат две важные особенности. Во-первых, вместо понятия "собственность" здесь используется понятие "право собственности". Не ресурс сам по себе выступает собственностью, а выражаясь словами Г.Демсеца, право пользования им. Пучек или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность" - подчеркивает Г.Демсец.
Права собственности - это санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. С точки зрения общества эти права выступают как "правила игры" или правила поведения, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. Права собственности можно рассматривать также как права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Их можно раcсматривать также как множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам, устанавливаемых и защищаемых либо государством, либо другими социальными механизмами, например, обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. А с точки зрения отдельных индивидуумов права собственности на те или иные ресурсы предстают как пучки правомочий на принятие решений по поводу этих ресурсов. При этом каждый такой пучек может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать одному лицу, другая часть другому и т.д.
Полный пучек прав, согласно известному перечню А.Оноре, включает в себя 11 элементов, среди которых:
Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;
Право использования, т.е. право применения полезных свойств блага для себя;
Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;
Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
Право на передачу благ в наследство;
Право на бессрочность обладания благом;
Запрет вредного использования, т.е. запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хозяйственных агентов;
Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарешенных правомочий.
33-вопрос. . Общественное благо - это специфический вид услуги, производимой в общественном секторе в экономике для общего (вплоть до одновременного) потребления физическими и юридическими лицами.
Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки общественных благ:
- общественное благо - это специфический вид услуги. В специфическом секторе используются специфические факторы.
- общественное благо потребляется сообща, вплоть до единовременности этого процесса;
- общественное благо по своей сути удовлетворяет социальные потребности.
Общественные блага отличаются двумя свойствами: неконкурентоспособностью и неисключаемостью. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей.Неконкурентоспособность общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Неконкурентность общественного блага означает, что потребление общественного блага одним человеком не сокращает потребления другого индивида.»
Провал рынка - это неспособность рынка обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов.
Из многих возможных причин провала рынка три заслуживают особого внимания: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция.
34-вопрос. Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур, а так же затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения экономических агентов. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) -- это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг.
Различают два вида экстерналий: положительные, при которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в трансакции, возрастают, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц. Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.
Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, т.к. характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной экономической литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.
По результатам воздействия на субъект:
* отрицательные;
* положительные.
По направлениям действия:
* производственные - экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень производства других предпринимателей;
* потребительские - экономическая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потребителя;
* смешанные (производство-потребление - экономическая деятельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство - экономическая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень производства предпринимателей).
По характеру воздействия на субъект:
* технологические - последствия экономической деятельности, которые не охватываются рыночными процессами;
* денежные - результат взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.
По степени воздействия на субъект:
* предельные - эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта;
* интрамаржинальные - эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.
По влиянию на благосостояние других лиц:
* Парето-непротиворечивые - ведут к улучшению экономического положения субъекта без ухудшения положения других;
* Парето-противоречивые - ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.
По способу трансформации внешних эффектов:
* устраняются при государственном регулировании;
* путем переговоров.
Содержание теоремы Коуза можно свести к двум определениям: краткому и полному
Краткое определение: внешние эффекты не требуют государственного вмешательствав размещение ресурсов.
Полное определение: Рациональная аллокация ресурсов не требует государственного вмешательства и при внешних эффектах, но при двух условиях.
Первое условие или допущение теоремы Коуза – трансакционные издержки равны нулю.
Второе условие – права собственности определены и соблюдаются.
Процесс, описываемый теоремой Коуза – процесс переговоров о взаимной сделке между производителем и получателем внешнего эффекта. К участию в переговорном процессе они побуждаются при соблюдении двух выше сформулированных условий. При этом результат сделки будет одинаковым независимо от того, у кого права собственности – у производителя или получателя внешнего эффекта.
Теорему Коуза можно назвать эффектом Коуза. Удивительно, что, несмотря на всю сложность этого эффекта, его можно определить всего двумя калькированными из английского языка словами – "экстернализация экстерналий".
35-вопрос. . Общество устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы.
Активное участие государства в экономической жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.
Во-первых, этого требует "стержень" рыночного механизма - конкуренция. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому всесилию монополий должны быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.
Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, которые "отторгает" рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука. поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).
В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.