Найдите в предложениях ошибки, связанные с контаминацией фразеологических оборотов. Назовите фразеологизмы, которые послужили основой для ассоциативных трансформаций
1. Он всегда считал своего соседа отъявленным врагом. 2. Думаю, что к этому документу приложил лапу не один бюрократ. 3. Многие пенсионеры сейчас просто влачат лямку. 4. Если на нашем предприятии начнется ревизия, мы можем влипнуть в переплет. 5. Мне кажется, он сослужил вам медвежью услугу. 6. Когда я вижу, что делают с плодородными землями у нас в районе, кошки рвут мне сердце на части. 7. Старик любил рассказывать о своих приключениях. Мы, дети, бывало, садились возле него и, слушая его, просто развешивали порой рты. 8. От волнения у маленького певца язык ушел в пятки. 9. Мы за нашим директором как за каменной спиной.
85.Приведенные ниже фразеологизмы разделите на две группы с точки зрения происхождения и традиции использования: а) в книжно-письменной речи, б) в устно-разговорной речи. Придумайте фразы с некоторыми из них, помня об этих особенностях.
Притча во языцех, втирать очки, ахиллесова пята, в сердцах, из рук вон (плохо), воскурять фимиам, хоть глаз выколи, тишь да гладь, почивать на лаврах, глас вопиющего в пустыне, глядеть в оба, хоть куда, дамоклов меч, себе на уме, колосс на глиняных ногах, сгореть со стыда, несусветная чушь, держать ухо востро, не хлебом единым, без году неделя, водить за нос, надуть губы.
86. Познакомьтесь со значением и источниками фразеологических единиц по словарям: Ашукин Н. С., Ашукина М. Г. Крылатые слова. М.,1960; Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А. И. Молоткова. М.,1967.
Философский камень, притча во языцех, калиф на час, прокрустово ложе, содом и гоморра, избиение младенцев, авгиевы конюшни, дамоклов меч, ариаднина нить, буриданов осел, перейти рубикон, геркулесовы столпы, вавилонское столпотворение, панургово стадо, ящик пандоры, гордиев узел, лебединая песня, альфа и омега, глас вопиющего в пустыне, камень преткновения, козел отпущения, краеугольный камень, манна небесная, тяжелый крест, от лукавого, соль земли, суета сует и всяческая суета, хлеб насущный.
87.Скажите, кому принадлежат следующие крылатые выражения.
1. Сейте разумное, доброе, вечное. 2. Из прекрасного далека. 3. Смеяться, право, не грешно над тем, что кажется смешно. 4. Услужливый дурак опаснее врага. 5. Во дни торжеств и бед народных. 6. Иных уж нет, а те далече. 7. С ученым видом знатока. 8. Как бы чего не вышло. 9. Одна — но пламенная страсть. 10. Легкость в мыслях необыкновенная. 11. Смотри в корень.
88. Используя как можно больше крылатых слов, составьте небольшой рассказ на одну из тем: «Самый трудный экзамен», «Новая работа», «Мой первый коммерческий успех», «Я еду за границу».
89.Прочитайте иностранные выражения, используемые в русской речи и литературе. Объясните, как вы их понимаете. Вспомните ситуации, в которых используются эти выражения.
Alma mater. Alter ego. A priori. Bon ton. Carte blanche. Cherchez la femme. Comme il faut. Finita la commedia. Force majeur. Happy end. Homo sapiens. Idee fixe. In vino veritas. Jour fixe. Mauvais ton. Notre-dame. Perpetuum mobile. Post scriptum. Post factum. Pro et contra. Salto mortale. Tete-a-tete.
90.Найдите искажения в пословицах, поговорках, в крылатых выражениях.
1. Сто лет живи, сто лет учись. 2. Одно лекарство лечит, другое повергает в болезни. 3. Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей. 4. Как кот в масле. 5. Под лежачим камнем вода не течет. 6. Счастливые часов не замечают. 7. Жди ветра в поле.
91.Прочитайте заголовки газетных статей, представляющие собой трансформацию известных языковых афоризмов. Назовите первоначальный вариант фразеологизма. Попробуйте определить тему каждой из статей; скажите, насколько удачен, на ваш взгляд, подобный прием создания экспрессии на газетной полосе.
1. Валюта строить и жить помогает. 2. Илья не играет в хоккей. 3. У демократов собственная гордость. 4. Велика Россия, а жить негде. 5. Английская бабушка надвое сказала. 6. Вот тебе, бабушка, и Павлов день. 7. В Минфин со своим уставом. 8. Деньги на дороге не валяются. 9. Ближе к "телу". 10. Гадание на зеленой гуще. 11.0 бедном солдате замолвите слово. 12. Легко ли жить в музее. 13. Смело, товарищи, в лапу. 14. Не плюй в колодец - сам там будешь. 15. Большому рублю большое плавание.
92.Найдите вторую часть фразеологизма и допишите его. Объясните происхождение фразеологизмов 6, 7, 11, 12, 17, 30, 32, 33, 35.
1. Невзирая... 2. Два сапога... 3. Буря в ... 4. Топтаться на... 5. Кусать... 6. Не мудрствуя... 7.3арубить себе... 8. Волчий... 9. Как две капли... 10. Черепашьим... 11. Крокодиловы... 12. От корки... 13. Искать с... 14. За семь верст... 15. Ждать у... 16. Принять за чистую... 17. Овчинка... 18. Ни Богу свечка... 19. Проще пареной... 20. Обвести вокруг... 21. Танцевать от... 22. Как бельмо... 23. Решетом... 24. Не в бровь... 25. Сулить золотые... 26. Не видеть дальше... 27. Краем уха... 28. Калиф на... 29. Плакать в... 30. Кисейная... 31. Еле-еле душа... 32. Свежо предание... 33. Рог... 34. Рожденный ползать... 35.Дела давно минувших дней... 36. На сон... 37. Голод не... 38. Имеющий уши да...