Эл-ты института независимости; факторы, опред. степень независимости ЦБ в различных странах
Под независимостьюЦБ понимается особая форма госуд.контроля за состоянием данной сферы в стране. Зарубежные исследователи предлагают разные критерии оценки степени независимости ЦБ. Сложность при определении критериев связана с заметными различиями между теоретической и практической независимостью ЦБ. К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между ЦБ страны и правительством с учётом неформальных контактов руководителей. Среди множества объективных факторов оценки независимости ЦБ можно выделить три главных:
1. процедура назначения (выбора) руководства банка;
2. права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику;
3. правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования госуд. расходов ЦБ страны.
Проблема независимости ЦБ в разных государствах решается неодинаково. Степень независимости ЦБ в различных странах различна. Вместе с тем в мире явно обозначилась тенденция к усилению независимости ЦБ от других органов государственной власти и управления. Причем, существует предположение о том, что степень независимости центрального банка обратно пропорциональна коэффициенту инфляции, а вовсе не зависит от формы организации. Отсюда можно сделать вывод, что эконом.состояние устойчивее в той стране, в которой ЦБ обладает большей независимостью по отношению к другим властям.
Цели деятельности и функции Нацбанка РБ.
В РБ цели деятельности НацБанка, его функции определены Банковским Кодексом (статья 25-26).
Во-первых, это защита и обеспечение устойчивости бел. рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам. Для достижения этой цели НацБанк выполняет следующие функции: - совместно с Правительством РБ проводит единую денежно-кредитную политику РБ; - осуществляет валютное регулирование, организует и осуществляет валютный контроль как самостоятельно, так и через уполномоченные банки; - принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РБ и его составления.
Во-вторых, развитие и укрепление банковской системы РБ. Для достижения этой цели законодательство возлагает на НБ такие функции, как: - осуществляет гос.регистрацию банков и НКФО, производит выдачу им лицензий на осуществление банковских операций; - осуществляет регулирование деятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций по ее безопасному и ликвидному осуществлению и надзор за этой деятельностью; - является для банков кредитором последней инстанции, осуществляется их рефинансирование; - устанавливает порядок осуществления банковских операций; - регистрирует ценные бумаги банковского сектора; - разрабатывает и утверждает методику бухгалтерского учета и отчетности для банков;
Разработанная система постоянного надзора и контроля со стороны НБ за деятельностью банков и НКФО основана на жестких требованиях по соблюдению единых правил ведения различными кредитными организациями бух и стат.отчетности и представлении ее в установленном объеме и в установленные сроки.
В третьих, обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. Осн. функциями, направленными на достижение этой цели, являются: - определяет порядок проведения безнал и наличных расчетов в стране; - организует эффективное, надежное и безопасное функционирование системы межбанк. расчетов; - осуществляет эмиссию денег, цен.бумаг НБ; - создает золотовалютные резервы и управляет ими; - регулирует денежное обращение, кредитные отношения.
Особенности инфляции в условиях переходной экономики. Методы борьбы с инфляцией. Роль ЦБ в антиинфляционной политике государства. Инфляция в РБ, антиинфляционные меры, осуществляемые НБ на современном этапе.
Высокая инфляция является закономерностью начального этапа переходной экономики. На начальной стадии перехода к рынку инфляция связана, прежде всего, с кризисом прежней дорыночной системы социально-экономических отношений. Внедрение свободного рынка в социально-экономической среду, где не развита реальная обособленность производителей, когда не действуют институты рынка, где ценовые сигналы оказываются слишком слабыми, привело к разрыву формально свободных цен и воспроизводственных процессов.Причины инфляции в условиях переходной экономики:
1) корпоративно-монополистическая структура переходной экономики (любая монополия способна увеличивать цены при сокращении производства. Но в экономике переходного общества, где монополизм имеет множество уровней, такая возможность усиливается. Монополизм, связанный с технологической структурой, структурой производственных отношений, с особым характером институциональных связей и законодательства, тем более не встречающий противодействия (отсутствие в переходной экономике государственного антимонопольного регулирования, контрмонополий в лице объединений потребителей, сильных профсоюзов) способствует развертыванию инфляции и сокращению производства.
2) противоречие между производственным и трансакционным сектором.В трансакционном секторе существенно выше норма прибыли и скорость оборота капитала. В результате ликвидные ресурсы перетекли из производственного в трансакционный сектор.
3) отношения собственности.приватизация разрушает мотивацию предпринимательской деятельности, что в целом весьма негативно воздействует на производство.
4)неразвитость рынка.Фактически это означает, что в экономике сохраняется возможность игнорировать жесткие рыночные ограничения (в частности, бюджетные) и адекватно строить свое хозяйственное поведение. Предприятия влезают в долги, идут по пути натурализации, но не реагируют на рыночный сигнал традиционно, т.е. не снижают цены при кризисе сбыта.
5)неразвитость кредитной и финансовой системы.
6) "сбои" в налоговой системе, вызывающие инфляционное бюджетное финансирование.
Для осуществления антиинфляционных мероприятий необходимо резкое снижение объемов инфляционного финансирования и кредитования, свертывание социальных программ, других форм расходов из государственного бюджета, отказ от индексации и амортизационных отчислений и заработной платы, прекращение поддержки государственных предприятий.В результате - либо массовое банкротство, либо массовая натурализация производства, т.е. снижение эффективности и производительности труда и все тот же экономический спад, т.к. экстенсивное наращивание ресурсов в современных условиях практически невозможно. Этот спад вызовет еще большее падение доходов госбюджета.
Для переходной экономики типичным становится дефицит ликвидных ресурсов, который приходит на смену дефицита товаров. Он, однако, не может быть компенсирован за счет эмиссии, т.к. она не восстанавливает сбалансированность товарной и денежной массы. Причиной дефицита ликвидных ресурсов является "дефицит рынка", т.е. недостаточное развитие "товарности производства", отставание в развитии рыночной инфраструктуры от объемов сохраняющегося производства.
От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.
Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.
ЦБ проводит антиинфляционную политику посредствам:1) регулирование ставки межбанковского кредита. Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает уменьшение нарастания денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность. 2) нормы обязательных резервов (рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки. 3) операцийЦБ на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая – увеличивает. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, ЦБ непосредственного влияет на состояние денежного обращения.
Основные причины и условия белорусской инфляции лежат в монетарной сфере и проявляются в следующем:
1. На начальном этапе развития рыночной экономики происходит вынужденное наращивание эмиссии денег.
2. Обвальное падение курса белорусского рубля.
3. Высокая степень бюджетизации экономики.
4. Рост внешнего долга.
5. Наличие импортируемой инфляции, которая имеет следующие причины: рост цен на импортируемые товары и снижение валютного курса национальной денежной единицы.
6. Долларизация экономики, которая представляет собой фактическое превращение наличной иностранной валюты в один из компонентов денежной массы и создает дополнительный стимул возбуждения инфляции спроса.
В 2016 году снижение инфляции, измеряемой индексом потребительских цен, до 12 процентов станет основной целью денежно-кредитной политики. Достижение цели по инфляции будет обеспечиваться путем контроля над денежным предложением. В 2016 году Национальный банк продолжит применение режима монетарного таргетирования (контроль за величиной денежной массы с целью сдерживания инфляции), используя в качестве промежуточной цели широкую денежную массу (наличные деньги в обороте и переводные депозиты в национальной валюте), в качестве операционной цели – рублевую денежную базу(наличные деньги в обращении и переводные депозиты населения и предприятий). Прирост средней широкой денежной массы прогнозируется на уровне 18 процентов плюс/минус 2 процентных пункта.