Прогнозирование потребительского спроса
В любой рыночной системе в качестве ориентирующей на конечные цели и движущей силы экономического развития выступает спрос конечных потребителей материальных благ и услуг. Поэтому вопросы изучения и прогнозирования спроса является исходными и важнейшими инструментами организации рыночной деятельности в масштабах отрасли и торговых предприятий, а также регулирования рынка и товарного обращения в региональном и национальном масштабах.
Потребительский спрос, предъявляемый и реализуемый в торговле потребительских товаров представляет практический интерес для:
1) производителей – они на основе информации о спросе, его масштабах и структуре формируют производственные программы, обновляют номенклатуру производимой продукции, приводят в соответствие качество и цену товаров потребительским ожиданиям;
2) субъектов торговли – исследуя спрос, они закупают и продают на рынке именно те товары, которые нужны покупателям и которые обеспечивают ожидаемую прибыль от реализации;
3) предпринимателей – любая бизнес-идея возникает на базе исследования рыночной ситуации и реализуется в сфере удовлетворения или формирования потребительского спроса. Поэтому эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в инновационной сфере требует экономического обоснования.
4) органов федерального, регионального и местного управления, определяющих на основе изучения спроса и тенденций на основе наиболее важные направления и способы регулирования спроса для сбалансирования ресурсов и потребностей общества.
Изучение объема и структуры сложившегося уровня спроса, его видов и факторов формирования. Это только начальный этап управления спросом на разных уровнях. Важнейшей и сложнейшей сферой является его прогнозирование.
Прогнозирование – научное (то есть, основанное на системе фактов и доказательств, установленных причинно следственных связей) выявление вероятных путей развития явлений и процессов, оценка показателей, характеризующих эти явления и процессы для более или менее отдалённого будущего. Объектами прогнозирования могут быть процессы (отсутствие и невозможность изменений делают прогнозирование бессмысленным), чей результат неоднозначен, иначе отсутствует необходимость прогнозирования. Чем сложнее объект прогнозирования, тем сложнее его предсказать (сложность в данном случае определяется количеством, разнородностью входящих в данную систему элементов, наличие подсистем различного уровня сложности).
Покупательский спрос – сложное явление, о чем свидетельствует предшествующий материал.
Прогнозирование спроса – это научное предвидение общего объема и структуры спроса на потребительские товары и услуги, которые могут быть предъявлены на рынке в прогнозируемом периоде при определенных условиях изменения платежеспособности потребители и предложения товаров. Прогнозы потребительского спроса необходимо для разработки стратегии развития производственных и торговых предприятий, для выработки рациональной политики государственного регулирования товарного обращения.
Основная черта прогнозирования спроса заключается в том, что оно носит многовариантный характер. Прогнозирование осуществляется не в виде единственной последовательности событий, а путем построения поливариантных прогнозов и выбора из них наиболее оптимального.
Процесс прогнозирования потребительского спроса в любом варианте включает следующие типовые этапы:
- подготовку и обработку исходной информации для расчета прогноза;
- разработку гипотезы о предполагаемых социально-экономических условиях развития спроса в прогнозируемом периоде;
- расчёт прогноза на перспективу;
- оценку полученных результатов прогнозирования спроса и разработку правил их возможной корректировки.
На первом этапе осуществляется подготовка необходимых фактических, нормативных и прогнозируемых показателей о развитии потребительского спроса и предложения товаров, факторов, формирующих их динамику, а также обеспечение достоверности и сопоставимости исходных данных.
Разрабатываемая на втором этапегипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития.
Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:
- рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потребительского спроса;
- будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;
- умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами;
- развитие материально-технической базы и современных торгово-технологических процессов в отраслях товарного обращения позволит обеспечить повсеместное удовлетворение спроса населения.
В процессе расчетовпрогнозов спроса на перспективу, выполняемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой - отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. Поэтому расчёты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику спроса.
Помимо прогнозирования различных показателей развития того или иного процесса, в частности покупательского спроса, необходимо указать (определить) вероятности того, что показатели будут иметь именно такие значения. Вероятность прогноза в целом и значения отдельных его элементов в частности объективно необходима, поскольку нужна для определения степени пригодности информации для принятия управленческих решений на различных уровнях.
Поскольку прогнозирование спроса содержит элементы его будущего развития, постольку оно всегда имеет вероятностный характер. Поэтому прогнозирование спроса на четвертом этапе завершается расчётами вероятностных оценок и доверительных интервалов полученных прогнозов. Разрабатывается также система мер, направленная на корректировку полученных прогнозов при возможном изменении факторов и условий развития спроса в прогнозируемом периоде.
Прогнозирование спроса опирается на различные методы, в частности: метод простой экстраполяции, метод экономико-математического моделирования, нормативный метод, метод экспертных оценок и др.
Методы простой (формальной) экстраполяции заключаются в перенесении на будущий период прошлых и настоящих тенденций в развитии объёма и структуры спроса на базе анализа динамического ряда.
Чтобы перенести сложившиеся в базисном периоде темпы роста или удельные значения той или иной товарной группы на прогнозируемый период, можно использовать, например, коэффициенты изменения спроса
где, ∆Д1 - темп прироста общего объёма спроса в плановом (прогнозируемом) периоде;
∆Д2 - темп прироста спроса на данную группу товаров в текущем периоде по сравнению с предыдущим периодом;
∆Дз - средний темп прироста общего объёма спроса за 3-5 предпрогнозных периодов.
Данный метод достаточно прост и доступен, однако использование его целесообразно только на такой период, в котором маловероятно изменение тенденций, т.е. на краткосрочный и для укрупнённых товарных групп.
К методам простой экстраполяции относятся и расчеты коэффициентов эластичности с учетом влияния какого-либо одного существенного фактора.
Рассчитанные коэффициенты эластичности могут быть использованы для краткосрочного прогнозирования при условии, что известно, на сколько изменится фактор в прогнозируемом периоде.
где, ∆Упр - изменение спроса в прогнозируемом периоде;
∆x- изменение фактора в прогнозируемом периоде;
Кэл - коэффициент эластичности между спросом и выбранным фактором.
Экономико-математические методы прогнозирования основаны на экономико-математическом моделировании. В общем, виде экономико-математическая модель представляет собой отражение определённого процесса или явления. Математическая формализация отбрасывает все несущественные элементы этих процессов и в тоже время позволяет количественно учесть влияние основных факторов, формулирующих их развитие. Сущность данных методов состоит в том, что спрос представляется как функция факторов, характеризующих его развитие. В практике прогнозирования товарно-групповой структуры чаще всего применяются трендовые и регрессионные модели.
Нормативный метод основан на использовании показателей рационального потребления материальных благ и применяется как основной инструмент среднесрочного и долгосрочного прогнозирования товарно-групповой структуры спроса в целом по стране и по регионам.
Его сущность заключается в определении возможностей достижения рационального уровня и структуры спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм.
С помощью данного метода рассчитываются либо сроки достижения норм рационального потребления (исходя из фактических сложившихся среднегодовых темпов роста производства и потребления этих товаров в базисном периоде), либо темпы роста производства и потребления, необходимые для достижения к намеченному сроку нормативных показателей рационального потребления. На уровне отрасли с помощью данного метода можно прогнозировать минимальный объем спроса данных о прожиточном минимуме (табл. )
Т а б л и ц а