Техника аукционной торговли

Аукционы классифицируются по основным четырем видам: английский, голландский, американский и двойной. Наиболее распространен первый. Именно английскому аукциону свойственны публично оглашаемый ход торгов, многократное заявление цены одним и тем же участником, то есть процессы, которые у большинства людей ассоциируются с самим понятием аукциона.

При проведении аукциона с повышением цены вначале объявляется первоначальная (стартовая) цена товара, названная продавцом, а затем, в ходе торгов, покупатели делают к ней надбавки до тех пор, пока желающих набавлять цену больше не окажется.

Аукцион с повышением цены может проводиться в двух формах: гласной и негласной (обеспечивается сохранение имени покупателя в тайне).

При гласном способе аукционист объявляет номер очередного лота, причем одновременно номер лота обычно высвечивается на световом табло, называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?» Покупатели повышают цену каждый раз на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Обычно она составляет от 1 до 2,5% первоначальной цены. Если очередного повышения цены не предлагается, аукционист после троекратного вопроса: «Кто больше?» - ударяет молотком, подтверждая, что данный лот продан последнему покупателю, предложившему наивысшую цену. Помощники аукциониста помечают, какому покупателю и по какой цене продан определенный лот.

В тех случаях, когда из-за отсутствия интереса к данному лоту или по причине предварительного сговора покупателей не удается достичь намеченной аукционом продажной цены, аукционист имеет право без объяснений причин снять лот с торга и выставить его через некоторое время еще раз.

При негласном (немом) торге покупатели после объявления аукционистом минимальной цены подают аукционисту условные знаки о согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Если на трехкратный вопрос аукциониста: «Кто больше?» - никто не подаст условный сигнал, то лот или вещь приобретает тот покупатель, который подал сигнал последним. Негласное проведение торга позволяет сохранить в тайне имя покупателя. Такой порядок аукционного торга нередко применяется при продаже предметов искусства и драгоценностей.

При проведении аукциона с понижением цены (голландские аукционы) стартовая цена дается с явным завышением и в ходе торгов понижается до тех пор, пока кто-нибудь из покупателей не согласится купить товар. В такой системе могут применяться варианты на повышение или понижение, а именно, если в начале торгов (аукциона) кто-либо из участников согласился с начальной ценой, то далее аукцион (торги) проводят на повышение по английской системе (в соответствии с системой английского аукциона), а если никто из участников аукциона (торгов) не согласился с начальной ценой (не поднял карточку участника), то аукцион (торги) будут проводить на понижение до тех пор, пока в процессе снижения стоимости не будет достигнута цена отсечения, если во время торгов никто из участников не согласится с одной из предлагаемых (понижающихся) цен. После этого торги вновь начинаются в сторону увеличения стоимости лота. Если никто из участников не проявляет интерес и не поднимает карточку (т.е. не соглашается с ценой, озвученной аукционистом при ее повышении), то в данном случае торги прекращаются, и победителем признается тот участник, который предложил максимальную цену.

В практике зарубежных аукционов широко используются автоматизированные способы. Изменение цены на ее повышение или понижение в процессе аукциона фиксируется покупателями с помощью кнопочного управления, отражающего цену на циферблате специальных установок. Владельцем лота (типовая единица купли-продажи в натуральном выражении) становится тот, кто первым нажмет на кнопку и зафиксирует стрелкой циферблата установленную цену. Такое новшество заметно сокращает время и трудоемкость проведения торгов.

Автоматизированный торг применяется и при повышении цен, по мере увеличения которых покупатели отпускают электрические кнопки. Товар приобретает тот, кто остался последним не отпустившим кнопку.

В зависимости от порядка их организации, аукционы бывают принудительные, которые проводят, как правило, государственные организации с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и не выкупленного в срок имущества и т. п., и добровольные, проводимые по инициативе владельцев товаров с целью наиболее выгодной их продажи.

По характеру продаваемого товара можно выделить три основных вида аукционов:

· товарный аукцион - на котором продаются произведения искусства, ювелирные изделия, меха, а также уникальные товары, пользующиеся повышенным спросом.

· аукцион ценных бумаг - купля-продажа акций, облигаций и др.

· валютный аукцион - на котором за национальную валюту продается иностранная конвертируемая валюта.

Аукционы также различаются:

1) по аудитории участников (типу бизнеса):

· business to business - промышленные, бизнес аукционы

· business to consumer - продажа товаров предприятий частным лицам

· consumer to consumer - торги для частных лиц

2) по длительности торгов:

· недели

· день

· минуты

3) по технологии:

· online - (ставки через Интернет)

· live - (трансляция в Интернет реальных, живых аукционов)

· offline - (описание лотов реальных аукционов, расписание торгов)

4) по охвату посетителей:

· для всего мира

· для одной страны

· для одного города(штата, региона)

· для внесших предоплату

· для предварительно отобранных участников (VIP)

5) по категориям:

· антиквариат, предметы искусства, сувениры

· компьютеры, аудио-видео, бытовая техника, книги и т.п.

· подержанные, б/у вещи

· зерно, текстиль, оборудование

· остатки, неликвиды предприятий

· услуги и подряды на работу и т.д.

6) по сопровождению торгов:

· аукцион участвует в процессе оценки, доставки, платежей, уплаты налогов и т.п.

· аукцион отдает сделку на совесть покупателей и продавцов, выступает посредником между ними.

Обычно аукционные торги проходят достаточно быстро и за час может быть продано около 300 лотов. При автоматизированном способе проведения торгов, особенно на понижение, число лотов, продаваемых за час, может быть в 1,5-2 раза больше.

Оформление контрактов осуществляется администрацией аукциона на основании записей, сделанных помощником аукциониста. Продавцы товаров (комитенты) и покупатели подписывают типовые контракты. Комитенты получают деньги за свои товары, а покупатели вносят полные суммы стоимости купленных ими товаров или авансы и забирают товары со складов в течение срока, установленного правилами аукциона.

Аукционы, являясь коммерческими организациями, могут кредитовать поставщиков товаров, выдавая им денежные авансы. Покупатели могут получать товары с аукциона в коммерческий кредит и возвращать его по мере распродажи или использования товаров

Наши рекомендации