Субъекты трудового права, наделенные публичной властью
Особыми субъектами трудового права являются Российская Федерация как государство, её субъекты как части государства и соответствующие муниципальные образования. Органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве их представителей, непосредственных участников общественных отношений, входящих в предмет трудового права.
Сегодня наше государство легализуется как особый субъект права, ᴛ.ᴇ. лицо, наделенное публичными субъективными обязанностями и правами относительно российского общества в целом и отдельной личности в частности.
Государство опосредует в сфере трудового права связи двух видов˸ связь между государством и соответствующим субъектом (работодателем, работником, профсоюзом); отношения между субъектами – носителями общественно значимых интересов (между работником и работодателем, работником и профсоюзом, работодателем и профсоюзом).
Связь между государством и субъектом общественных отношений выражается прежде всего в форме констатации наличия правосубъектности у соответствующего лица (в данном случае – трудовой правосубъектности).
Взаимосвязь работника и государства проявляется в следующем˸ а) в установлении минимума трудовых прав и максимально допустимого уровня трудовых обязанностей работника; б) в установлении юридических отношений по поводу трудоустройства гражданина, а также материальной поддержке при утрате работы; в) в системе взаимной ответственности.
Взаимосвязь работодателя и государства находит свое выражение в следующем˸ а) в стимулировании работодателя к сохранению существующих и созданию новых рабочих мест в организации; б) в стимулировании участия работодателя в системе социального партнерства; в) в осуществлении контроля за обеспечением работодателем надлежащих условий труда; г) в системе взаимной ответственности.
Взаимосвязь государства и профсоюза выражается в следующем˸
– в легализации профсоюзов в качестве социальных партнеров;
– в ограничении корпоративных интересов профсоюзов;
– в контроле за законностью функционирования профсоюзов;
– в системе взаимной ответственности.
В области трудового права функции государства проявляются и реализуются посредством деи̌ствия системы органов государственной власти, к которым можно отнести˸
1) органы занятости, содеи̌ствующие гражданам в поиске подходящей работы;
2) государственные органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права˸
а) федеральная инспекция труда и ее органы (см. Конвенцию МОТ № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» от 19 июня 1947 г.);
б) специализированные органы государственного надзора за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности:
– Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
– Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3) государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.
По структуре федеральных органов исполнительной власти органом специальной трудоправовой компетенции является Министерство здраво- охранения и социального развития РФ1. Оно относится к тем федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ. Данному министерству подведомственные следующие федеральные службы и агентства:
· Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
· Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития;
· Федеральная служба по труду и занятости;
· Федеральное медико-биологическое агентство.