Тема 3 Системно-ситуационный подход в управлении
Качество управления – фактор необходимости использования в управлении системного и ситуационного подходов. Положения системного и ситуационного подхода, используемые в управлении. Структура системы управления. Функциональное строение системы управления.
1 Системный подход в экономике
Основные положения теории систем.
Системный подход предполагает рассмотрение организации руководителями как совокупности взаимозависимых элементов, ориентированных на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.
Теория систем в управлении впервые применили в к. 1950-ых годов. Системный подход в управлении следует рассматривать не как набор строгих предписаний, инструкций, а как особый способ мышления руководителей.
Вообще, система представляет собой совокупность связанных между собой объектов, которые являются сложным единством, целым составляющих частей, расположенных упорядоченно в соответствии с законом, схемой, планом.
Любая организация – есть система, которая функционирует в более сложной системе - некотором социально-экономическом пространстве (районе, городе, регионе, государстве и т.д.).
Далее организации стали рассматривать как социотехнические системы.
Позже организации стали рассматриваться как социально-экономические системы (СЭС).
Социально-экономическая система – это любое социально-экономическое образование, обладающее определенной свободой выбора форм деятельности и представляющее собой единую организационную структуру, элементы которой взаимосвязаны и совместно функционируют для достижения общих целей.
Это искусственные системы, созданные и управляемые людьми.
Из общей теории систем для нас наиболее важны следующие положения:
● Целое не является простой суммой составных частей, поскольку систему можно рассматривать как единство.
● Системы рассматриваются как закрытые, или как открытые в зависимости от возможности обмена и взаимодействия с внешней средой.
● Системы имеют границы (жесткие и нежесткие), благодаря которым систему и выделяют как единство и целостность.
● Закрытые системы подвержены энтропии (вырождению), открытые, как правило, не подвержены, поскольку имеются входы из внешней среды (вход = выход + внутреннее потребление).
● Система стремится к равновесию (покою). Устойчивое состояние (динамический гомеостаз) всегда предусматривает движение.
● Обязательное условие существования системы – наличие обратной связи, т.е. поступление информации о выходе и внутреннем состоянии системы. Обратная связь – инструмент управленческого контроля.
● Любая система является подсистемой более крупных систем и имеет свои подсистемы. Причем процесс иерархической структуризации бесконечен.
● Все открытые системы стремятся к нарастанию усложненности и дифференциации.
● Открытым системам присуще свойство эквифинальности. Эквифинальность означает возможность системы приходить в некоторое состояние, определяемое лишь ее структурой, независимо от начального состояния и изменения среды. Изменения внутри системы обеспечиваются изменением входов, соответствующих структуре системы.
Кроме того, с практической точки зрения важно знание и понимание следующих основных свойств СЭС:
1. Целостность. Целостность системы порождает при членении элементы системы. Целостность проявляется в результате взаимодействия отдельных элементов системы. Характеристикой целостной системы являются: относительная независимость от окружающей среды, т.е. способность сохранять качественную определенность и свойства; структура как совокупность элементов и связей, определяющих внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы. Причем структура образуется в результате декомпозиции системы, определяемой свойствами системы, а не волей исследователя.
2. Бесконечность – невозможность полного познания и всестороннего представления конечным числом качественных и количественных характеристик. СЭС может быть представлена бесконечным множеством структурных и функциональных инвариантов, отражающих политические, социальные, экономические, культурные, научно-технические, экологические, демографические, психологические и др. стороны жизни.
3. Непрерывность функционирования. Система существует до тех пор, пока функционирует.
4. Способность к саморазвитию (эволюция). Внутренним источником саморазвития являются противоречия. Развитие связано с усложнением системы, т.е. с увеличением ее внутреннего многообразия. Искусственное ограничение многообразия ведет к застою в развитии и в конечном итоге к деградации системы.
5. Целенаправленность. С помощью целенаправленного управления разрешаются возникающие противоречия и несоответствия во внутренней среде и в отношениях с внешней средой системы.
6. Устойчивость – способность сохранения качественной определенности при изменении структуры системы и функций ее элементов. Устойчивость обеспечивается применением двух форм механизма адаптации: дифференциации (стремление системы к структурному и функциональному разнообразию элементов, которое обеспечивает условия возникновения и разрешения противоречий и способность системы к адаптации, т.е. больше разнообразия – выше устойчивость) и лабильности (подвижности функций элементов при сохранении устойчивости структуры системы в целом).
7. Принципиальная неопределенность развития СЭС, заложенная в ее природе.
8. Неполная наблюдаемость процессов функционирования СЭС, т.к. многие явления неизмеримы количественно, а только косвенно и качественными категориями, а также имеет место запаздывание информации об интересующих процессах.
Управление также рассматривается как система, но система знаний, доктрин, методов и функций, теорий и т.д. взаимосвязанных между собой.
Впервые управление как систему стал рассматривать Честер И. Барнард: “Управление – это кооперированная система, включающая физические, биологические, социальные и психологические элементы”.
Управление имеет характер открытой системы, поскольку очевидно влияние важных элементов и сил других систем.
Системный подход означает, что нельзя подходить ни к одному элементу, явлению или проблеме без учета его последующих взаимодействий с другими элементами и явлениями.
1. Система управления производством
2. Система управления в общем случае состоит из 3 элементов:
3. Объект управления - предмет, процесс, явление, относительно которого осуществляется управление.
4. Субъект управления - человек, который оказывает управленческое воздействие на объект управления.
5. Обратная связь.
6. Производство – это система, которая включает подсистемы:
7. Техника - совокупность средств человеческой деятельности, направленная для обслуживания производственных и непроизводственных потребностей;
8. Технология – это учение о мастерстве – совокупность методов получения, изменения, изготовления сырья, материалов или полуфабрикатов в процессе производства;
9. Рабочая сила - способность человека к труду - совокупность физических и духовных сил, применяемых им в процессе производства.
Рис.2. Система производства как объект управления (управляемая подсистема).
Функции управления могут быть как общие (планирование, организация, мотивация, контроль и координация), так и частные, касающиеся деятельности в конкретных областях на предприятии (бухгалтерия, отдел кадров, производственный отдел), т.е. в соответствии со структурой объекта управления.
Таким образом, функциональное строение системы управления может быть представлено в виде параллелепипеда (по трудам к. э. н., профессора В.Г. Чуркина).
Внутренние параллелепипеды - есть частные функции управления.
Итак, управление - совокупность функций управления - система, состоящая из управляющих воздействий.
Основными преимуществами системного подхода являются:
1 Возможность интегрировать различные школы и направления в теории и практике управления на основе теории систем;
2 Возможность определения факторов и последствий взаимодействия элементов системы друг с другом.
Системный подход также имеет ряд недостатков, а именно он не дает возможности руководителю:
1. конкретно выявить основные элементы системы, влияющие на функции управления;
2. определить, что во внешней среде влияет на управление, и как внешняя среда влияет на результаты деятельности организации.
2 Ситуационный подход
Отмеченные проблемы применения системного подхода успешно разрешаются посредством использования ситуационного подхода, который концентрируется на ситуационных различиях между организациями и внутри самих организаций, и позволяет расширить применение теории систем, путем подбора наиболее подходящих методов управления в данной ситуации.
Ситуационный подход есть логическое продолжение системного подхода, и также представляет собой не набор предписаний и руководств, а особый способ мышления руководителей об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход следует отличать от метода ситуаций (case-метод).
В основе ситуационного подхода лежит понятие ситуации.
Ситуация – это конкретный набор обстоятельств, которые влияют на организацию в данное конкретное время.
Мери Паркер Фоллет сформулировала “Закон ситуации”: “Различные ситуации требуют различных типов знаний”, а Ральф Стогдилл в 1948 г., развивая методологию ситуационного подхода, писал: “ситуация по большей части определяет какие черты необходимы лидеру”.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Методология ситуационного подхода может быть представлена как четырехшаговый процесс:
1 Знание средств управления, которые доказали свою эффективность в прошлом. Это подразумевает понимание процесса управления, индивидуального и группового поведения, системного анализа, методов планирования и контроля, количественных методов принятия решения и т.д.
2 Предвидение вероятных последствий (как положительных, так и отрицательных) от применения какой-либо методики или концепции;
3 Правильная интерпретация ситуации. Т.е. определение наиболее важных в данной ситуации факторов и наиболее вероятного эффекта от изменения какого-либо фактора;
4 Достижение целей организации наиболее эффективным путем за счет увязывания конкретных приемов, которые вызывали бы наименьший отрицательный эффект и таили бы минимум недостатков, с конкретными ситуациями.
Таким образом, можно заключить, что "лучшего способа управления не существует".
Тема 4 Организация как социально-экономическая система
Определение понятия "организация". Классификация организаций.
1 Понятие организации
Современный мир нередко рассматривается как мир организаций, которые представляют собой совокупность людей и групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения той или иной задачи на основе определенных правил и процедур, разделения труда и обязанностей.
Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами со следующими общими чертами:
─ цели, отражающие их предназначение и те виды продукции и услуг, которые они производят для удовлетворения потребностей общества;
─ персонал или работники, обладающие квалификацией, знаниями и умениями, необходимыми для достижения поставленных целей;
─ разделение труда, осуществляемое в соответствии с профессионально-квалификационными характеристиками каждого работника и обеспечивающее рациональную структуризацию работ и задач;
─ коммуникации, т.е. различные виды связей, необходимых в процессе выполнения совместной работы;
─ формальные правила поведения, процедуры и контроль, устанавливаемые для того, чтобы организации функционировали как целостные образования;
─ уровне полномочий и ответственности, устанавливающие масштабы власти для разных должностей в организации.
Организации функционируют в форме предприятий, фирм, компаний и корпораций.
2 Классификация организаций
Критерии классификации
Сложность и разнообразие организаций как объектов управления вызывают необходимость их группировки, позволяющей выделить виды организаций, обладающих однородными свойствами. В теории и практике менеджмента используются следующие признаки (критерии), на основании которых производится классификация организаций: формализация, формы собственности, отношение к прибыли, организационно-правовые формы, размеры, секторы экономики.
2.2 Группировка организаций по критериям
На основании критерия формализации выделяются:
• формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы;
• неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского кодекса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.
По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
По отношению к прибыли организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие. Первые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, вторые не стремятся извлекать или распределять полученную прибыль между участниками, но могут осуществлять предпринимательскую деятельность , служащую достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.
Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность коммерческих и некоммерческих организаций (табл. 1.8). В соответствии с ним организационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданского кодекса). С учетом сложившихся в нашей стране традиций понятия «организация» и «предприятие» широко применяются (в том числе и в данном учебнике) как взаимозаменяемые.
Таблица 1 8
Организационно-правовые формы хозяйственных организаций Российской Федерации
По размерам организации группируются на крупные, средние и малые. В качестве классификационных при знаков такого деления чаще всего используют такие легко доступные для анализа критерии, как число занятых, объем продаж (оборот) и балансовая стоимость активов. Но в связи с тем, что ни один из них не дает достаточно веских оснований для отнесения организации к той или иной группе, на практике применяют комбинацию критериев.
Комбинированный подход нашел отражение в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». К субъектам малого предпринимательства отнесены коммерческие организации — юридические лица, в уставном капитале которых доля государственной собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает:
─ в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек;
─ в сельском хозяйстве и научно-технической сфере — 60 человек;
─ в оптовой торговле — 50 человек;
─ в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
─ в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Размеры средних предприятий по критерию численности занятых определяются в интервале от 100 до 300 (от 50 до 250 человек по методологии Европейского Союза), крупных — от 300 (а в некоторых отраслях — от 500) и выше.
По участию в различных секторах производства организации подразделяются на четыре типа, в каждый из которых входит несколько отраслей, однородных по своему месту в технологическом цикле:
─ отрасли первичного цикла, занимающиеся добычей сырья, — включают организации и предприятия сельского, лесного и рыбного хозяйств, угольной промышленности и т.д.;
─ отрасли вторичного цикла, в состав которых входят организации и предприятия обрабатывающей промышленности, например машиностроения, металлообработки, автомобилестроения и т.д.;
─ отрасли третичного цикла, предприятия и организации которых оказывают услуги, необходимые для нормальной жизнедеятельности отраслей первых двух секторов. Это банки, страховые компании, образовательные учреждения, туристические агентства, розничная торговля и др.;
─ к четвертому сектору относят все организации и институты, занимающиеся такой прогрессивной и быстро развивающейся сферой человеческой деятельности, как информационная технология. Этот сектор сформировался сравнительно недавно, но его значение и потенциал растут с такой скоростью, с которой во всем мире увеличивается роль информации в управлении.
Тема 5 Процесс планирования
Понятия «планирование». Принципы планирования. Процесс планирования. Сущность и назначение миссии организации и технология её разработки. Цели организации и их классификация. Методика построения дерева целей. Особенности стратегических, тактических и оперативных целей. Управление по целям. Методы планирования. Механизмы организации плановой деятельности в организации.
Понятие планирования. Классификация планирования
Аристотель об актуальности планирования говорил: “Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
правильного установления конечных целей и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели”.
Планирование – это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях, путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях. Это экономический метод управления, основанный на использовании экономических законов хозяйствования.
Планирование – это процесс разработки и составления плана, программы деятельности.
Существует несколько подходов в планировании:
1. Формальное планирование – когда круг вопросов сужается до уровня, при котором могут быть применены количественные методы оптимизации плана. Очевидные преимущества подхода состоят в том, что решаемая проблема ясна, получается конкретный количественный результат и возможно использование ЭВМ. Вместе с тем имеется ряд недостатков: возможен разрыв во мнениях специалистов-плановиков и аппарата управления; недостаточный учет процесса развития интеллекта, интуиции работников; возможно недопонимание масштаба проблемы; недостаточная гибкость метода.
2. Инкрементальное планирование. Основано на здравом смысле и качественных рассуждениях. На этой основе производится поиск варианта решения проблемы, устраивающего большинство. Это более гибкий метод, поскольку возможны уступки в настоящем ради выгод в будущем. Кроме того максимально возможным становится учет человеческого фактора. Недостаток подхода состоит в чрезмерной зависимости процесса планирования от отдельных личностей сотрудников. К тому не достаточно четко определены количественные критерии принятия решений.
3. Системное планирование. Представляет собой синтез формального и инкрементального подхода. Суть подхода заключается в поиске области сходимости между оптимальным и возможным на основе количественных и качественных методов.
Классификация планирования:
По содержанию планирования:
● стратегическое – нацелено на поиск новых возможностей развития во внешней среде организации;
● тактическое – нацелено на создание определенных предпосылок и условий использования ранее выявленных возможностей развития (как правило, затрагивают как внешнюю среду, так и внутреннюю среду организации);
● оперативное – нацелено на реализацию возможностей, т.е. на повышение эффективности использования имеющегося потенциала организации (ресурсов, условий деятельности и т.д.).
По предмету планирования:
● целевое – определение целей функционирования и развития;
● планирование средств – определение ресурсов;
● программное планирование – планирование каких-либо программ (например, производства, сбыта, рекламной деятельности и т.п.);
● планирование действий – разработка планов реализации действий (например, план специальных продаж).
По сферам функционирования:
● планирование производства;
● планирование сбыта;
● финансовое планирование;
● планирование персонала;
● расширенное общее планирование.
● По глубине планирования:
● глобальное;
● контурное;
● детальное.
По срокам планирования:
● краткосрочное – до одного года;
● среднесрочное – от одного года до пяти лет;
● долгосрочное – от пяти лет и более.
По степени охвата:
● общее планирование – относится ко всей СЭС организации;
● частное – относится к определенным подсистемам и элементам СЭС.
По возможности внесения изменений:
● жесткое – не предполагающее внесение изменений;
● гибкое – изменения можно вносить.
Независимо от того, с каким видом планирования мы имеем дело, критерии оценки эффективности планирования можно указать следующие:
1. полнота планирования;
2. точность планирования;
3. непрерывность планирования;
4. эластичность и гибкость планирования;
5. экономичность планирования;
6. возможность контроля за выполнением планов;
7. возможность оперативной корректировки планов.
Высокая эффективность планирования обеспечивается соблюдением принципов планирования.
Принципы планирования
В настоящее время система принципов планирования может быть представлена в следующем виде:
1. Преемственность стратегического, тактического и текущего планов.
2. Социальная ориентация плана.
3. Ранжирование объектов планирования по их важности (предопределяет рациональное распределение ресурсов).
4. Адекватность плановых показателей реальной действительности (обеспечивается повышением количества учтенных факторов при прогнозировании альтернативных плановых показателей и повышением точности прогнозов).
5. Согласованность плана с параметрами внешней среды системы менеджмента (обеспечивается анализом динамики факторов внешней среды и исследованием влияния их на плановые показатели).
6. Вариантность плана – наличие минимум 3 планов и выбор наиболее выгодного. (Заметим, что рассматриваются варианты плана достижения одной цели).
7. Сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям). Составление балансов: материальных, трудовых, финансовых, технических ресурсов.
8. Экономическая обоснованность плана.
9. Автоматизация системы планирования.
10. Обеспечение обратной связи системы планирования, т.е. потребитель может предлагать внесение изменений в планы.
Процесс планирования
Процесс планирования включает следующие этапы:
● Выработка миссии и глобальных целей организации;
● Выработка локальных целей организации;
● Анализ внешней и внутренней сред организации;
● Поиск альтернативных вариантов решения проблемы;
● Прогнозирование;
● Оценка альтернатив и выбор альтернативы;
● Принятие решения, постановка планового задания;
● Разработка плана;
● Выполнение плана;
● Контроль за выполнением плана.
3. Миссия организации
В практике управления сложилось два подхода в понимании миссии организации:
Миссия – это констатация философии и предназначения, смысл существования компании. На этой основе определяются последующие действия;
Миссия – сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существует организация.
При разработке миссии Ф. Котлер предлагает учитывать следующие факторы:
- история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия организации;
- стиль поведения и способ действия организации;
- состояние среды, в которой происходит развитие организации;
- наличные ресурсы организации (особенно уникальные, предоставляющие конкурентные преимущества);
- отличительные особенности организации.
При раскрытии миссии организации в большинстве случаев пытаются раскрыть содержание следующих характеристик организации:
- целевые ориентиры;
- философия организации;
- сферы деятельности организации;
- возможные способы функционирования организации;
- имидж организации.
3.2 Цели организации
Цель – это конкретное состояние отдельной характеристики организации, достижение которого является для нее желательным и на достижение которого направлена ее деятельность. Т.е. цель представляет собой желательный конечный результат.
Значимость целей состоит в том, что:
1 Цели являются исходными точками деятельности;
2 Цели являются основой построения организационных отношений;
3 Цели служат основой системы мотивирования;
4 Цели служат базой сравнения результатов;
5 Цели объединяют организацию.
Для системы управления наиболее важны цели роста организации, которые отражают соотношение темпов изменения объемов продаж и прибыли организации и отрасли в целом. К ним относятся цель быстрого роста, цель стабильного роста, цель сокращения. Заметим. Что эти цели в процессе развития организации могут сменять одна другую.
Поскольку процесс управления начинается с определения целей, то необходимо очень ответственно подходить к соблюдению определенных требований, предъявляемых к ним, а именно:
· достижимость целей;
· гибкость целей;
· измеримость целей;
· совместимость целей (по иерархии управления, по времени и т.д.);
· приемлемость и другие.
Классификация целей организации:
1. По объекту достижения – экономические, социальные, организационные, научные, технические, политические и т.д.;
2. По иерархии – цели организации, цели структурных подразделений, цели должностные;
3. По времени достижения – долгосрочные, краткосрочные, среднесрочные;
4. По повторяемости – постоянные (повторяющиеся), периодические, разовые, эпизодические;
5. По возможности измерения – количественные, качественные цели;
6. По приоритетности – особо приоритетные, приоритетные, важные, прочие;
7. По среде приложения – внешние, внутренние цели;
8. По содержанию – стратегические, тактические, оперативные.
Несмотря на все многообразие и разнообразие целей, можно указать на 4 основных направления установления целей организации:
● доходы организации (прибыльность, положение на рынке, производительность, финансовые ресурсы, мощности организации, разработка и производство продукции и т.п.;
● работа с клиентами (скорость обслуживание, технология обслуживания, количество жалоб и нареканий и т.д.);
● потребности и благосостояние сотрудников организации (изменения в управлении и в организации, человеческие ресурсы – продвижение по службе, повышение квалификации, текучесть кадров и т.д.);
● социальная ответственность (оказание помощи обществу – благотворительность, меценатство, спонсорство, сроки проведения мероприятий и т.д.).
● Цели организации разрабатываются в виде системы целей как результат декомпозиции глобальной цели (миссии) организации. Система целей организации может быть представлена в виде "дерева" целей. Существуют определенные правила построения дерева целей (декомпозиции целей):
● Общая цель должна быть в вершине и описывать конечный результат;
● Выполнение подцелей каждого последующего уровня – необходимое и достаточное условие достижения цели предыдущего уровня (реальная возможность достижения цели предыдущего уровня зависит от эффективности управления по достижению этой цели.);
● При формулировании целей разных уровней необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения;
● Подцели каждого уровня должны быть независимы друг от друга и невыводимыми друг из друга;
● Фундамент дерева целей – задачи, т.е. формулировки работ, которые должны быть выполнены определенным способом и в заранее установленные сроки.
● Дерево целей служит основой для формирования системы планов организации.
Способы установления целей. При установлении целей организации обычно применяют один из двух методов.
1 Ситуационный подход, выражением которого является последовательная техника планирования. Суть состоит в том, что установленные цели, зафиксированные в планах, являются законом для организации или структурных подразделений и работников. Изменения вносятся в исключительных случаях, когда того требуют обстоятельства. Для обеспечения непрерывности планирования цели на предстоящий плановый период разрабатываются незадолго до завершения текущего планового периода.
2 Упреждающий подход, выражением которого является техника скользящего планирования. Суть заключается в систематическом упреждающем изменении целей в следующей последовательности: долгосрочные цели, среднесрочные цели, краткосрочные цели. При достижении краткосрочных целей (вернее, незадолго до завершения текущего планового периода) подвергаются пересмотру долгосрочные цели, затем среднесрочные и детально прорабатываются цели краткосрочные. Другими словами, происходит постоянное составление и корректировка предстоящей части перспективного плана развития организации.