Вмешательства в экономику
Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что рыночный механизм наилучшим образом обеспечивает удовлетворение спроса. Однако в экономической науке выделяю ситуации фиаско (провалы) рынка, в которых функционирование рынка не приводит к максимизации общественного благосостояния. Выделяют четыре основных типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка: 1) внешние эффекты; 2) общественные блага; 3) несовершенная (асимметричная) информация; 4) монополия.
Внешние эффекты (экстерналии) – издержки или выгоды, достающиеся «третьим лицам» (индивиду, группе, обществу в целом), не являющимся участниками рыночных сделок. Например, если производство товара связано с загрязнением окружающей среды, то часть издержек производства перекладывается на третьих лиц – людей, живущих рядом, а все доходы получает продавец товаров. В этом проявляется отрицательный внешний эффект. Существуют и положительные внешние эффекты. Так, обучаясь, человек преследует собственные интересы, но чем больше квалифицированных специалистов в стране, тем эффективнее работает экономика в целом, и выгоды получают все граждане. Следует иметь ввиду, что внешние эффекты не получают отражения в ценах. Рынок не в состоянии сам решить проблему внешних эффектов, поэтому отрасли с отрицательными экстерналиями производят благ больше оптимального для общества уровня, а в отраслях с положительными внешними эффектами наблюдается недопроизводство благ. Роль государства заключается в регулировании внешних эффектов: устранение (уменьшение) отрицательных (например, борьба с загрязнением окружающей среды) и стимулирование положительных (например, государственные расходы на образование) с целью приведение объемов выпуска благ в таких отраслях к оптимальному уровню.
Проблема производства общественных благ проявляется в том, что рынки не способны предложить товары, полезные для многих потребителей. Общественные блага приносят положительные внешние эффекты всем, как только становятся доступными для кого-то, что препятствует их реализации при помощи механизма цен. Они характеризуются признаками неизбирательности, неисключаемости и неконкурентности. Такими свойствами обладает, например, национальная оборона. Если общественное благо создано, затруднительно не позволить кому-то пользоваться им, даже если человек не желает платить (проблема безбилетника). Кроме того, потребление блага одним человеком не снижает возможности пользоваться этим благом другими лицами. Такие свойства общественных благ препятствуют их продаже на рынке. Поэтому государства играет роль организатора производства общественных благ, которые обычно финансируются за счет принудительных взиманий налогов и других обязательных платежей.
Несовершенство рынка проявляется в проблеме асимметричности рыночной информации. Одним из основных условий хорошей работы рынка является обладание всеми субъектами полной информацией о его функционировании. В действительности очень часто продавец и покупатель владеют различным объемом информации о товаре: иногда продавец знает больше, иногда – покупатель. Асимметрия информации – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая нет. Сделка, разные стороны которой неодинаково осведомлены, приносит большую выгоду наиболее информированному ее участнику за счет менее информированного. Роль государства состоит в распространении рыночной информации, принуждении более осведомленных субъектов делится информацией с менее осведомленными (стандартизация, сертификация, требование обязательного указывания на этикетках подробной информации о товаре и пр.)
Еще одним фиаско рынка является монополизм. В монополистической отрасли товары производятся в меньшем количестве, нежели при совершенной конкуренции, и реализуются по более высоким ценам. Кроме того, в некоторых отраслях действуют естественные монополисты, так как обеспечение рынка отдельными благами с помощью нескольких производителей бывает технически затруднено или признается неэффективным. В этом случае государство проводит антимонопольную политику, которая может осуществляться по двум направлениям: стимулирование конкуренции в отраслях, где она возможна, и регулирование экономических процессов в отраслях, где конкуренция в принципе затруднена.
Эффективность функционирования рынка зависит и от трансакционных издержек, т.е. издержек, которые несут рыночные агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок (сбор информации, ведение переговоров, защита прав собственности и др.). Усилия государства направлены на снижение этих издержек в экономике, что может дать значительные выгоды в масштабах страны.
Следует отметить, что кроме названных направлений государственного регулирования экономики существуют и другие. Прежде всего, государственная политика в области перераспределения доходов и регулирования структуры потребления населения, целью которой является достижение социальной эффективности (или социальной справедливости).