Теория потребительского поведения – кардиналистский подход. Концепция полезности.

Полезность блага – это способность блага удовлетворять потребности человека.

Гипотеза о рациональном потреблении может быть сформулирована следующим образом: потребитель ведет себя так, чтобы максимизировать общую полезность при ограниченном доходе.

КАРДИНАЛИСТСКАЯ (КОЛИЧЕСТВЕННАЯ) ПОЛЕЗНОСТЬ - субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага.

Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах - ютилах.

Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.

Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.

Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU=F(QA,QB,...,QZ),

где TU - общая полезность данного набора благ; QA, QB, ..., Qz - объемы потребления благ А, В,..., Z в единицу времени.

Теория потребительского поведения – ординалистский подход.

Ординалистская (порядковая) теория полезности является альтернативой кардиналистской (количественной) теории полезности.

Согласно этой теории, невозможно измерить предельную полезность, так как потребитель измеряет не полезность отдельных благ, а полезность наборов благ. Измеримости поддается только порядок предпочтения наборов благ. Критерий ординалистской теории полезности предполагает упорядочение потребителем своих предпочтений относительно благ. Потребитель систематизирует выбор набора благ по уровню удовлетворения. Подобная систематизация дает представление о предпочтениях потребителей в отношении набора благ. Однако она не дает представления о различиях удовлетворения данными наборами благ. То есть с практической точки зрения потребитель может сказать, какой набор он предпочитает другому, но не может определить, насколько один набор предпочтительнее другого.

Равновесие потребителя.

Равновесие потребителя (consumer equilibrium) —ситуация, в которой потребитель максимизирует полезность от потребления при существующем бюджетном ограничении.

При каких условиях достигается равновесие потребителя? Если потребитель полагает, что предельная полезность продовольствия для него выше, чем одежды, он будет приобретать больше продовольствия и меньше одежды. Однако по закону сокращения предельной полезности по мере увеличения покупок продовольствия полезность каждой следующей купленной его единицы будет сокращаться. Одновременно предельная полезность одежды, от покупки которой приходится отказываться, будет расти. В какой-то момент потребитель поймет, что продовольствия ему уже достаточно и что больше сокращать покупки одежды он не может, даже при ограниченном бюджете надо и все-таки нормально питаться, и по мере надобности обновлять гардероб.

В этот момент потребитель не будет готов тратить ни на рубль больше на продовольствие, ни на рубль меньше на одежду. Он не захочет продолжать замещать один товар другим. Он поймет, что дальнейшее изменение структуры его потребления только ухудшит его благосостояние — возникнет либо избыток продовольствия, которое будет портиться, либо нехватка одежды, и пальто будет не на что купить. Для потребителя предельная полезность единицы продовольствия по отношению к его цене и единицы одежды по отношению к ее цене оказывается одинаковой. Уровень его потребления становится оптимальным. Такое положение и называют равновесием потребителя.

Основные законы рынка.

Закон предложения — выражение прямой зависимости величины предложения определенного товара (Qs) от уровня цены на него (р) — при прочих равных условиях; следовательно, /\Qs = f(/\р).

Эта зависимость графически выражается положительно наклоненной кривой предложения. Более высокая цена стимулирует производителя к увеличению объема предложения, но возрастание альтернативной стоимости устанавливает предел количеству, предлагаемому при любой цене. Изменение величины предложения вследствие роста или снижения цены на товар демонстрируется движением по самой линии устойчивого предложения. Изменения неценовых детерминант (см. Предложение), то есть любой из переменных, попадающих под опре-деление «при прочих равных условиях», приводят к сдвигу кривой предложения в целом. Такие ее смещения по графику вправо (увеличение) или влево (уменьшение) называются изменениями «самого» предложения.

Теория потребительского поведения – кардиналистский подход. Концепция полезности. - student2.ru

Закон спроса — выражение обратной зависимости величины спроса на определенный товар (Qd)от уровня цен на него (р) — при прочих равных условиях; следовательно,

Обратное соотношение между величиной спроса и ценой обусловлено действием принципа убывающей предельной полезности, а также эффектами дохода и замещения.

Закон спроса может быть выражен графически в виде «кривой спроса», имеющей отрицательный наклон. Изменения величины спроса на товар приводят к перемещению из одной точки в другую по линии устойчивого спроса вследствие роста или снижения цены на данный товар. Сдвиги кривой (т. е. изменения самого спроса) происходят под воздействием неценовых детерминант, рассматриваемых как «прочие равные условия»,то есть как постоянные величины.

Теория потребительского поведения – кардиналистский подход. Концепция полезности. - student2.ru

Наши рекомендации