Тема 5.История отечественного и зарубежного опыта в решении социально-трудовых проблем
МОТ в России. Первый опыт социального управления в Советской России. Рабочий контроль. Социалистическое соревнование. Коммунистическая трудовая этика. Формы стимулирования труда. Принципы предоставления социальных благ в СССР в 30-е гг. Источники финансирования программ социального развития. Способы удовлетворения социальных нужд. Великая Отечественная война. Основные направления решения социальных вопросов в 50-е гг. Методы социального управления и источники финансирования социальных программ в 60-80-е гг. Стимулы к труду, уровень жизни людей. Планы социального развития трудовых коллективов. Результаты социального управления в СССР в 60-80-е годы.
Новый этап (1992г.) в социально-экономическом развитии Российской Федерации. Перемены в социальной сфере, образ жизни населения. Социальная «цена» реформ.
Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студентов по теме, изучение дополнительной литературы выбираемой из предложенного списка и других источников.
Методические указания
В начале 90-х годов при участии многих ученых и специалистов была рекомендована профсоюзной делегацией в Конституционном Собрании формула: Россия — социальное государство. После длительных дискуссий это предложение было включено в проект Конституции, а после референдума стало нормой для государства. Эта форма государственного устройства призвана в наиболее полной мере обеспечивать права и жизненные интересы российских граждан, уже имевших опыт социального устройства своего труда и бытия. Вполне правомерно, что научная общественность проявляет озабоченность о реализации на практике этой конституционной нормы, которая должна обеспечивать социальную стабильность развития общества.
Россия после поисков своего пути сделала выбор: стать правовым, демократическим, социальным государством. Статья 7 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Научная общественность, внося такое предложение для рассмотрения в Конституционное собрание, учитывала отечественный и зарубежный исторический опыт государственного строительства. Было рассмотрено множество разнообразных теорий государственной власти, ее цели и задачи, пути развития государств.
В существующих теориях государства выделяются такие аспекты проблемы, как сущность государства, цели и задачи, средства и методы его деятельности, пути и перспективы его дальнейшего развития. Применительно к вопросу о сущности государства существует, в частности, теория элит, которая сформировалась в начале XX века и получила развитие в середине века. Ее смысл в том, что народные массы не способны управлять государством, и управление осуществляется верхушкой общества — его элитой.
В 20—х годах XX века возникла и получила значительное распространение в 60—70х гг. технократическая теория. По этой теории, управлять обществом должны специалисты — управленцы, менеджеры, способные определить действительные потребности общества, оптимальные пути его развития, необходимые средства. Теория плюралистической демократии появилась также в XX веке. Смысл ее в том, что в современном обществе классы, по сути, перестали существовать, власть, таким образом, утратила классовый характер. Общество представляет собой совокупность социальных объединений людей (страт), образующихся по различных признакам: возраст, профессия, крут интересов и пр. На их основе создаются различные политические и общественные организации, оказывающие давление на органы государства и направляющие тем самым государственную политику. Рассматривались и другие теории и модели государственного устройства.
И наконец, из теорий, рассматривающих вопрос о целях государства, все большее внимание привлекает теория социального государства. Она возникла после второй мировой войны и явилась антиподом ранее существовавшей концепции о том, что государство не должно вмешиваться в общественную жизнь, за исключением случаев, правонарушений (теория "государства — ночного сторожа"). Суть теории социального государства состоит в том, что государство стало надклассовым, выражает интересы всех слоев населения, обеспечивает ему достойную жизнь.
Согласно этой теории современное правовое социальное государство является совершенно новым этапом развития государственности. Правовое государство эпохи "классического либерализма" было основано на идеологии индивидуализма, невмешательства в экономику, и его единственной функцией являлась охрана правопорядка.
Постепенная социализация государства привела к тому, что утвердилась новая концепция, по которой программной целью социального государства стало обеспечение достойной жизни и свободного развития человека. Государство обязано создавать все возможности для саморазвития личности, исключая при этом факторы, питающие социальное иждивенчество. Не только государство должно отвечать перед гражданином за его уровень жизни, но и гражданин на основе гарантированной свободы и отношений собственности обязан отвечать за свое материальное обеспечение. При этом правовое социальное государство с помощью множества рычагов воздействует на экономику с целью выполнения своих собственных социальных функций путем проведения разумной политики в области налогообложения, кредитов, инвестиций, антимонопольного законодательства, финансирования социальных программ и др. s Формирование социального государства — довольно сложный и длительный процесс. Он объективно требует наличия определенного экономического потенциала[1]. В настоящее время это государственная философия многих европейских стран с социальным рыночным хозяйством. Международная организация труда (МОТ) также исходит из того, что всеобщий и прочный мир может быть установлен только на основе социальной справедливости.
После Второй мировой войны встал вопрос о государственном устройстве в европейских странах. С этой целью анализировались возможные варианты из опыта новейшей истории.
В частности, в 1946 г. в Германии вышла работа "Современный кризис человечества, его причины и устранение". В работе говорилось, что есть три пути, ведущие в будущее, между которыми надо сделать выбор: 1-й из них — это путь расовой ненависти, 2-й путь — это путь классовой ненависти и 3-й путь, по которому предлагалось идти — путь социальной справедливости, на основе права, взаимопонимания, согласия и партнерства.
Авторы этой идеологии ссылались на то, что вопросы справедливой цены и справедливой заработной платы обсуждались еще в середине прошлого века, но не были найдены пути удовлетворительного решения этой проблемы. Поэтому справедливости в сочетании интересов отдельного лица и всего общества через механизм рынка можно достичь лишь с помощью государственного устройства, при котором не должна ослабляться частная инициатива и индивидуальная свобода, но и не должна рыночная стихия главенствовать в социальной жизни общества. При этом государство должно создать реальные условия для участия граждан в управлении с тем, чтобы они могли определять свои социальные потребности, удовлетворяемые социальным рыночным хозяйством. В последующем были разработаны и теоретические основы организации социального рыночного хозяйства. В Конституцию ФРГ была включена статья 20 (1) о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством.
Постепенно формировалось представление о сущности социального государства, и этот термин получил признание в том смысле, что государство несет ответственность за существование общества. Его автономия не абсолютна: маятник не должен качнуться от тоталитарного господства государства над обществом к либеральному государству, исполняющему, по мнению авторов этой теории, лишь роль "ночного сторожа".
Своими путями к социальному государству пришли и другие европейские страны, где утвердилось такое социальное устройство общества, при котором производственная сфера, наука, образование, культура, здравоохранение, спорт, туризм, все правовое обеспечение и механизмы социально—экономического регулирования являются предметом постоянного внимания государства и направлены на обеспечение благосостояния всех граждан. При этом государство следит за разумным ходом саморегулирования экономики и распределением доходов между всеми категориями и слоями граждан, не допуская неоправданных разрывов в уровнях доходов и расслоения общества.
Создание социального рыночного хозяйства — одна из главных задач социального государства. Оно призвано видеть, находить на каждом этапе экономического и общественного развития баланс между саморегулированием рынка и государственным вмешательством, дозировать объемы хозяйственной свободы и государственных социальных гарантий, присущими государству правовыми методами создавать условия для стимулирования производства социально значимых товаров и услуг, обеспечивающих потребности всех категорий граждан и их занятость. Опыт многих европейских стран, являющихся по Конституции правовыми социальными государствами, показывает, что они строят свою социально — экономическую политику, опираясь на следующие важнейшие принципы:
во-первых,на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей и лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию на основе социального партнерства;
во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос, предложение, свободное ценообразование и конкуренция определяют положение на рынке);
в-третьих, на принцип ответственности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюдение правил игры, за создание соответствующих условий для упорядочения течения экономической и социальной жизни;
в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее или уже или еще не трудоспособным;
в-пятых, на принцип участия работников в управлении производством, общественной и государственной жизнью.
В конечном итоге социальное государство создает правовое поле, устанавливает правила поведения на нем и механизм осуществления
и контроля для:
1) развития и устойчивой работы отечественного социального рыночного хозяйства, обеспечивающего экономическую безопасность для страны;
2) реального участия граждан в управлении производством, сферой услуг, общественной и государственной жизнью;
3) осуществления тарифной политики в интересах работодателя и работника и ими самими;
4) социальной защиты и поддержки нуждающихся (работников социальной сферы, а также еще или уже не могущих работать граждан), развития социальной сферы;
5) проведения политики справедливого распределения доходов, социальной солидарности граждан;
6) утверждения активной социальной политики и социального партнерства, направленных на обеспечение достойной жизни и свободное развитие человека.
Осуществляя на практике принципы социального государства, многие европейские страны доказали жизненность этой теории и имеют высокоэффективную экономику и высокие стандарты качества жизни.
В какой мере Россия отвечает критериям, используемым мировым сообществом при характеристике социального государства?
Экономическое состояние и социальная жизнь показывают, что мы пока только ограничились декларацией о социальном государстве, не осознав происшедшего. Когда в декабре 1993 года новая Конституция провозгласила Россию социальным государством, немногие, кажется, поняли, что произошла подлинная революция в нашей государственности. Страна перескочила через этап раннего либерализма с его невмешательством (государства) в социальную и экономическую жизнь, на который в Западной Европе ушло больше столетия.
Однако наше государство, по Конституции став социальным, не нашло присущих ему способов и мер эффективного воздействия на оживление экономической и социальной жизни[2]. Продолжается спад производства и прежде всего социально значимого — АПК, легкой промышленности, товаров длительного пользования (см. таблицу). Банкротство для многих предприятий стало реальной угрозой. Не снижается безработица. К концу 1997 г. не имеют занятия, т.е. являются безработными 6,4 млн. человек, или 9% экономически активного населения. Приватизация не оживила производство. Остается высокой импортозависимость рынка. Анализ данных выборочного обследования, проведенных Госкомстатом России в IV квартале 1997 г., показывает, что из каждых ста обследованных организаций розничной торговли 86% предлагали только импортные видеомагнитофоны, 64% телевизоры цветного изображения, от 40% до 52% — обувь. Доля организаций, торгующих импортным мясом птицы и растительным маслом, составляет соответственно 49% и 32%.
Социальная политика еще не стала целью экономической реформы, а скорее остается ее средством. Во многом за счет социальной сферы осуществляется первичное накопление капитала и перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.
Работникам 66 тысяч предприятий и организаций не выплачены десятки млрд. деноминированных рублей заработной платы. Уровень жизни снижается. Число бедных растет. Реальные располагаемые денежные доходы в 1997 г. составили 103,5% к 1996 г., а индекс потребительских цен 111,0% к декабрю 1996 г. Более 30 млн. человек или 20,8% всего населения имеют денежные доходы ниже прожиточного минимума. (В 1997 г., по данным Госкомстата, он составлял 411,2 тыс. рублей на душу в месяц). Интегральным показателем уровня и качества жизни является здоровье граждан и продолжительность их жизни. В 1997 году продолжительность жизни мужчин составила 61 год (в 1987 г. — 64,9 лет), женщин — 73 (в 1987 г. — 74,6 лет), разрыв у нас 12 лет, в развитых странах эта разница не превышает 6—8 лет. Растет количество регионов с отрицательным балансом народонаселения (таких уже более 70). А как известно, состояние здоровья людей зависит на 10% от медицинского обслуживания, на 10% от наследственности и на 80% — от социально-экономических условий и окружающей среды. В минувшем году продолжи — лось сокращение населения страны. К началу 1998 года общая численность россиян составила 147,1 млн. человек, уменьшившись за год на 338, 3 тысяч.
Люди расплачиваются за реформы постоянно урезающимися, хотя и гарантированными Конституций правами, — на жизнь, на безопасные условия труда, на вознаграждение за труд, на защиту от безработицы, на защиту семьи, на отдых, на образование, на жилье, на охрану здоровья и на медицинскую помощь, социальное обеспечение, на благоприятную окружающую среду. Условия для социального мира и спокойствия граждан остаются неблагоприятными, а по ряду компонентов ухудшаются.
Не находит объяснения и оправдания у подавляющей части общества такая социально—экономическая политика, которая ведет к социальной несправедливости, разделению общества на сверхбогатых и бедных, когда в числе последних в основном остаются те, кто своим неоплаченным в свое время трудом создал материальные и духовные ценности, которые теперь перераспределились не в их пользу. Социальную напряженность порождает еще и то, что тяготы реформ и плата за них непомерны для одних, в то время как для других реформы оборачиваются кричащей роскошью и неоправданными благами. Разрыв в заработной плате у 10% высокооплачиваемых и 10% низкооплачиваемых работников по официальным данным достиг почти 20-кратного размера.
Социальный мир во многом зависит от реального участия граждан в выработке и принятии решений, касающихся их жизненных интересов. На практике же на многих приватизированных предприятиях члены трудовых коллективов, став мелкими акционерами, принимают лишь символическое участие в управлении. Социальному миру призвана служить система управления социально — экономическими процессами, основанная на процессе переговоров, соглашений между социальными партнерами — предпринимателями, профсоюзами и правительством (трипартизм). Но сегодня система социального партнерства во многих случаях остается декоративным атрибутом рыночной жизни и делает лишь свои первые шаги. Заключено коллективных договоров на менее чем 50% предприятий от числа, где функционируют профсоюзные организации, да и они во многом не выполняются. А без этого механизма рынок труда, как и весь рынок, работать не будет. Истинные регуляторы социально — экономической жизни находятся в руках тех органов и лиц, кто принимает экономические решения и бюджеты. Трипартизм еще не получил должного правового обеспечения, нет действенных механизмов и средств для регулирования социальных процессов, контроля за исполнением договоренностей, установления ответственности за их нарушения.
Несвоевременная выплата заработной платы, неуверенность в завтрашнем дне, несовершенство системы гласности и демократических процедур реального участия трудящихся в управлении, снижение уровня жизни, нарастание социального риска для граждан оборачивается коллективными трудовыми конфликтами, акциями коллективных действий. В 1997 году забастовки продолжительностью более одной смены (дня) прошли более чем на 17 тыс. предприятий и организаций Российской федерации, в них было вовлечено 887 тыс. человек, не отработано 6001 тыс. человеко-дней. Кроме того, 1739 предприятий и организаций бастовали менее одной смены, численность работников, участвовавших в этих забастовках, составила 239 тыс. человек. По сравнению с 1996 г. количество забастовок увеличилось в 2 раза, а число участников в 1,3 раза.
Прошли коллективные акции протеста, в которых по данным профсоюза приняли участие свыше 20 млн. человек. Такие крайние меры защиты своих социально — экономических интересов работниками в конечном итоге потрясают экономику и не ведут к социальному миру и стабильности в обществе.
Все это говорит о том, что наше социальное государство пока не отвечает принятому конституционному положению. Это требует серьезного научного и практического анализа причин и осуществления на деле принципов социального государства, реализации мер, которые обеспечат социальную направленность экономики, нормальное функционирование отечественного социального рыночного хозяйства и на этой основе увеличение доходов, повышение жизненного уровня, обеспечение занятости населения; социальную поддержку бедных и нуждающихся и их обслуживание; развитие отраслей социальной сферы (науки, образования, культуры, здравоохранения, информации и др.); решение демографических задач; охрану труда, здоровья и окружающей среды; развитие системы социального страхования и системы социального партнерства. Но первоочередной задачей государства является обеспечение выплаты зарплаты, пенсий и пособий.
Участники "круглого стола" "Российская Федерация — социальное государство", проведенного федерацией независимых профсоюзов России и Академией труда и социальных отношений в сентябре 1996 года, после обсуждения основных признаков и принципов, которым должно соответствовать социальное государство, пришли к выводу, что социальным можно считать лишь государство:
• опирающееся на господство права и обеспечивающее прежде всего гарантии соблюдения прав и свобод человека;
• создающее гражданам возможность свободно реализовать трудовой и интеллектуальный потенциал с тем, чтобы на этой основе они обеспечили себе и своей семье материальное благополучие;
• осуществляющее при любых системах и структурных преобразованиях в обществе сильную, последовательную социальную политику, ориентированную на максимально возможные инвестиции в человеке, на достижение высоких жизненных стандартов для большинства граждан, на адресную поддержку наиболее уязвимых слоев и групп населения;
• в котором любой хозяйствующий субъект, любой собственник средств производства имеет определенную социальную структуру;
• создающее благоприятные условия для реального участия основных производительных сил общества в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти;
• признающее и реализующее систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия, баланса интересов работника, работодателя, государства при регулировании социально-экономических и трудовых соглашений;
• ориентированное на укрепление семьи — основной естественной ячейки общества; на духовное, культурное, нравственное развитие граждан и прежде всего молодежи; на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытных национальных и исторических традиций.
Самостоятельная работа заключается в дополнительной теоретической подготовке студентов по теме, изучение первоисточника по данной теме- Афанасьев В.С. Социальный менеджмент.