Причины и целесообразность временного ввоза

Временный ввоз товаров на территорию какого-либо государства достаточно широко применяется в международной практике. Положения о нем как о таможенной процедуре нашли отражение во многих между народных правовых документах, в частности, в Конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур. Заключенная в Стамбуле Конвенция о временном ввозе целиком посвящена данной процедуре. Существует также достаточно много других международных соглашений, устанавливающих правила временного ввоза для конкретных категорий то варов, например, конвенции по контейнерам и по выставкам.

Каковы основные принципы применения таможенной процедуры временного ввоза?

Данная процедура предполагает, что товары временно находятся на территории той или иной страны и используются в течение установленного срока без кардинального изменения их состояния. Неизменность состояния оговаривается практически во всех международных документах и соответственно в Таможенном кодексе Таможенного союза. Но не следует это условие воспринимать буквально. Естественно, что ввезенные временно, скажем, автомобили, оборудование в процессе их эксплуатации изнашиваются. Это допускается, можно даже производить их ремонт, но не капитальный. Главное, чтобы при вывозе из России таможенные органы имели возможность их идентифицировать.

Хочу обратить внимание еще на два требования статьи 277 настоящего кодекса. Таможенная процедура временного ввоза выгодна тем, что помещенные под неё товары полностью или частично освобождаются от обложения ввозными пошлинами, налогами. Но под эту процедуру могут помещаться только иностранные по статусу товары. И еще один момент, о котором всегда надо помнить. К временно ввезенным товарам не применяются запреты и ограничения экономического характера, но все остальные запреты и ограничения, предусмотренные российским законодательством в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, применяются обязательно, в соответствии с актом законодательства, которым установлено конкретное ограничение или запрет.

Следующий вопрос, который мы должны задать, это в каких случаях товары, заявленные к таможенной процедуре временного ввоза, полностью освобождаются от обложения налогами и ввозными пошлинами?

Таких случаев достаточно много, перечислять их все не имеет смысла. Отметим лишь, что решение о полном освобождении временно ввезенных товаров от обложения ввозными пошлинами и налогами принимается правительством. Пока действует соответствующее положение, утвержденное постановлением правительства 599, в котором перечислены товары и случаи, а также условия, при которых предоставляется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезенных товаров.

Этим документом, например, определено, что выставочные товары и оборудование к ним под такое освобождение подпадают. Однако не всякая выставка, которая проводится на российской территории и на которую для экспонирования были ввезены иностранные товары, может претендовать на полное освобождение экспонатов от таможенных пошлин и налогов. Если выставочное мероприятие устраивается на производственном предприятии или в павильоне выставочного комплекса, на площадке которого осуществляется и коммерческая деятельность, то товары таких выставок не могут быть полностью освобождены от обложения ввозными пошлинами и налогами. То есть необходимо учитывать особенности применения процедуры временного ввоза в различных ситуациях.

Наиболее отчетливо это проявляется при временном ввозе транспортных средств: слишком много отличий от общих правил. Но сейчас хотелось бы акцентировать внимание на общих моментах и наиболее распространенных ошибках, которые допускаются при таможенном оформлении временно ввезенных товаров.

По закону временно ввезенным на территорию Таможенного союза, а, следовательно, и России товаром может пользоваться только то лицо, которое получило разрешение на применение таможенной процедуры временного ввоза в отношении ввезенных товаров. В прежнем таможенном кодексе такой нормы не было, и, видимо, поэтому данное требование иногда нарушается.

Если декларант собирается в дальнейшем передать временно ввезенный товар в пользование другому лицу, то он обязан информировать об этом таможню и получить ее согласие на такую передачу. При этом передача товара в пользование другому лицу должна быть юридически оформлена. Соответственно, все обязанности, которые возлагались на декларанта за временно ввезенные товары, переходят к реальному пользователю этих товаров. Данное требование Таможенного кодекса Таможенного Союза основывается на международных нормах. Смысл его заключается в том, что временно ввезенные товары считаются условно выпущенными, и, следовательно, таможня имеет право в любое время их контролировать.

Правила и в отношении сроков временного ввоза. Какие здесь возникают трудности при оформлении товаров?

По старому кодексу сроки временного ввоза можно было продлевать на длительное время свыше двух лет. Теперь они устанавливаются в пределах до двух лет в зависимости от того, как предполагается использовать товар. Свыше двух лет сроки временного ввоза можно продлевать только для тех товаров, которые классифицируются как основные производственные фонды (и остаются при этом в собственности иностранного лица). Например, для оборудования срок временного ввоза (с частичным условным освобождением от уплаты ввозных пошлин, налогов) чаще всего устанавливают в 34 месяца. По расчетам, именно такое время погашается сумма начисленных таможенных платежей, как если бы пришлось их выплачивать при выпуске товаров в свободное обращение сразу после ввоза товаров в Россию.

Не следует забывать, что сроки временного ввоза для отдельных товаров может устанавливать правительство. Так, для большегрузных автомобилей, используемых только в международных перевозках, сроки временного ввоза были установлены правительством на весь период их эксплуатации. И, соответственно, у таможенников при такой формулировке возникли трудности с определением этих сроков, потому что автомобили, в зависимости от качества дорог, уровня технического обслуживания и прочих условий, могут эксплуатироваться девять лет, а могут только три года.

Из сообщений перевозчиков известно, что большегрузные автомобили (с учетом наших дорог) приходят в непригодное для осуществления международных перевозок состояние, как правило, лет через шесть (фирмы-изготовители определяют сроки эксплуатации в 8-10 лет). Поэтому, можем прийти к такому выводу: для новых большегрузных автомобилей лучше изначально устанавливать срок временного ввоза в четыре года, с последующим продлением, в зависимости от их состояния.

Принципы применения этой таможенной процедуры достаточно глубоко проработаны и максимально приближены к нормам международного права в таможенном деле. Однако проблемы еще остаются. В частности, это касается 284-й статьи кодекса. В ней сказано, что при завершении таможенной процедуры временного ввоза выпуском товаров для свободного обращения декларант в праве указать в определенных случаях на уменьшение таможенной стоимости товаров и уменьшение их количества. Корректировка таможенной стоимости может быть произведена при представлении документально подтвержденной информации.

Вместе с тем таможенная стоимость и количество товаров определяются на день их помещения под процедуру временного ввоза, поэтому как должна применяться норма, указанная в статье 284 кодекса, ясности нет. Тем не менее, попытки внести поправки для устранения существующих неясностей в части определения таможенной стоимости в действующее таможенное законодательство предпринимаются.

При временном ввозе товары считаются условно выпущенными. А это значит, что если у должностных лиц таможенных органов возникают сомнения в том, что условия и требования таможенного законодательства будут соблюдены, то они могут потребовать обеспечения уплаты таможенных платежей. Это обстоятельство сегодня является основным препятствием к более широкому применению таможенной процедуры временного ввоза.

Закон говорит о том, что если у таможни есть сомнения, она вправе потребовать обеспечение уплаты таможенных платежей. Четких границ, когда надо и когда не надо применять обеспечение при временном ввозе, закон не устанавливает. А таможенники не всегда подходят разумно к решению этого вопроса. [2]

Наши рекомендации