Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) | Возросло количество людей, не готовых платить за образование своих детей. |
2) | Существенно увеличилось количество тех, кто не определил свое отношение к поставленной проблеме. |
3) | Незначительно возросло число людей, желающих, несмотря ни на что, дать своим детям образование, даже если за него придется платить. |
4) | Подавляющее большинство опрошенных высказалось за оплату образования своим детям. |
А20 |
К чертам современного российского образования можно отнести
1) | расширение возможностей углубленного изучения отдельных предметов |
2) | отказ от использования новых информационных технологий в обучении |
3) | отмену преподавания по классам и предметам |
4) | сокращение объема учебной нагрузки и времени обучения в школе |
A21 |
Особенности познания человеком мира, предназначения человека на земле, сущность человеческого бытия – вопросы, входящие в круг исследования
1) | социологии |
2) | экономики |
3) | философии |
4) | политологии |
А22 |
В стране Н. начались масштабные реформы в сфере образования. Для того, чтобы определить отношение педагогов к реформе был проведен социологический опрос. Респондентам предложили ответить на вопрос: «Как вы оцениваете планируемые изменения в системе образования?» Были получены следующие результаты (в %):
Характер изменений | положительно | отрицательно | затрудняюсь ответить |
расширение сети профессионально-технических училищ | |||
сокращение количества бюджетных мест в высших учебных заведениях | |||
введение профильного обучения в старших классах средней школы |
Какой вывод можно сделать на основе данных таблицы?
1) | Более половины опрошенных ни по одному из направлений реформы не смогли определить свое отношение. |
2) | Подавляющее большинство опрошенных одобрили реформы в области среднего специального образования. |
3) | Большинство педагогов положительно оценили реформы в сфере высшего образования. |
4) | около трети педагогов не смогли определить свое отношение к проблеме введения профильного обучения. |
А23 |
В развитии современного образования проявляется тенденция гуманизации, ее суть -
1) | внимание к новым информационным технологиям обучения |
2) | возрастание роли учебных предметов, основу которых составляют знания об обществе и человеке |
3) | учет при выборе методик обучения индивидуальных способностей каждого ученика |
4) | возможность начать предпрофессиональную подготовку в рамках профильного обучения |
А24 |
На экраны многих стран мира вышел одновременно модный кинофильм. Зритель был потрясен увиденными компьютерными спецэффектами. Создатели фильма заявили, что рассчитывают получить от проката фильма рекордную прибыль. О продукте какой культуры идет речь?
1) | массовой |
2) | народной |
3) | элитаной |
4) | традиционной |
А25 |
К какой из религий относятся термины: «нирвана», «ступа», «бодхисаттва»?
1) | христианству |
2) | исламу |
3) | иудаизму |
4) | буддизму |
Часть В.
В1 |
Установите соответствие между типами культуры и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки | типы | ||
1) | неизвестное авторство большинства произведений | А) | массовая |
2) | ориентированность на коммерческий успех | Б) | народная |
3) | стремление к извлечению прибыли | ||
4) | передается из поколение в поколение |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В2 |
Установите соответствие между формами культуры и иллюстрирующими их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ | ||
1) | бестселлер (популярная книга) | А) | народная |
2) | компьютерная игра | Б) | массовая |
3) | саги и предания | В) | элитарная |
4) | концерт классической музыки | Г) | экранная |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В3 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд слов пропущен.
«Культурой называется система убеждений и____________(1), выраженных через соответствующий язык, песни, танцы, обычаи, традиции и манеры___________(2), с помощью которых упорядочивается жизненный___________(3), регулируется взаимодействие людей. Эти убеждения и ценности передаются из поколения в поколение и носят название культурных __________(4) - все то, что унаследовано от предшественников. Одни традиции реализуются в обыденной повседневной обстановке, а другие - в праздничной.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пробелы. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пробел.
А) поведение |
Б) ценности |
В) движение |
Г) опыт |
Д) традиции |
Е) наука |
Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В4 |
Выберите признаки, характеризующие науку. Обведите цифры правильных ответов и последовательно запишите их в строке ответа.
1) | отражает мир в образах |
2) | предполагает строгую систему доказательств |
3) | оказывает эмоциональное воздействие |
4) | выдвигаются гипотезы |
5) | анализируются и обобщаются отдельные факты |
Ответ:__________________________
В5 |
Прочитайте фрагмент текста итальянского гуманиста Пико дела Мирандола, в котором содержатся слова, вложенные автором в уста Бога:
«Я не назначил тебе, о Адам, ни лица, ни определенного места, ни особенного, одному тебе присущего дарования, дабы лицо свое, свое место и свои дарования ты возжелал сам, сам завоевал и сам распорядился ими. В границах, начертанных мною природе, обретается множество других тварей, но ты, кому не положены пределы, своей собственной властью, тебе врученной, ты сам творишь себя. Я поставил тебя в сосредоточие мира, дабы тебе виднее было все, чем богат этот мир. Я не создал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, дабы ты сам, подобно славному живописцу или искусному ваятелю, завершил свою собственную форму».
О каком Божьем творении идет речь?
Впишите ответ в строку ответа.
Ответ: _____________________
В6 |
Установите соответствие между уровнями научного познания и их методами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ЭЛЕМЕНТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ | УРОВЕНЬ ПОЗНАНИЯ | ||
1) | наблюдение | А) | эмпирическое познание |
2) | гипотеза | Б) | теоретическое познание |
3) | анализ | ||
4) | научная теория | ||
5) | описание | ||
6) | эксперимент |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В7 |
Заполните пропуск в схеме. Пропущенное слово впишите в строку ответа.
Ответ: ___________________________
В8 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «наука».
Эксперимент, гипотеза, догматы, логическое утверждение, наблюдение, исследование, прогноз.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В9 |
В перечне приведены три общие и три различные черты между продуктами народной и элитарной культурой.
1) | выступают в качестве произведений духовной культуры |
2) | удовлетворяют запросы определенного потребителя |
3) | требуют специальной подготовки для восприятия |
4) | являются отражением эстетических предпочтений творца |
5) | разрабатываются, как правило, неизвестными авторами |
6) | могут существовать в устной форме, передаваясь из поколения в поколение |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ | ||||
Часть С.
С1 |
Мудрецы прошлого говорили о человеческой мудрости:
«Меня считают самым мудрым среди эллинов, потому что я знаю, что ничего не стоит моя мудрость» (Сократ)
«Тот, кто достигает вершины мудрости, знает, что она никогда не охватит собою весь мир» (Конфуций).
«Многознание не научает быть мудрым» (Гераклит Эфесский).
Что объединяет все представленные высказывания? Сформулируйте собственное оценочное суждение по заявленной мудрецами проблеме.
С2 |
Прочитайте фрагмент из стихотворения латиноамериканского поэта Хуана Лопеса Портильо.
«О, господи! Я жив, я есть! - смог он пробормотать, -
Еще страдаю! Вижу звезды! Меня ты не оставил!
Я - боль, я свет!..
Всего три вещи составляют суть сокровенную людей.
Но только две всегда угодны богу:
любовь и боль.
Любовь - объединяет, боль и страдания - разъединяют.
В том состоит гармония Вселенной. Приобретенье -
и расплата. Вот так поддерживается равновесье,
зовущееся в мире правосудьем божьим.
Так понимаю я и говорю.
А третье свойство человека - знание.
Однако же оно питает высокомерие и тщеславие»
Как вы думаете, почему поэт называет знание неугодным богу свойством человека? Какие свойства личности формируют у человек многие и глубокие знания? Сформулируйте собственное оценочное суждение о роли знаний в формировании личности.
С3 |
После показа анимационного сериала в одной из стран у детей начались психические расстройства. Психологи подтвердили, что таково было влияние звуковидового ряда сериала. Какие нормы, на ваш взгляд, необходимо соблюдать создателям и продавцам продукции массовой культуры для детской аудитории? (Сформулируйте не менее трех положений).
Тема № 4.
Экономическая сфера общественной жизни
А1 |
Первоначальный смысл слова «экономика» -
1) | торговое место |
2) | домашнее хозяйство |
3) | хозяйство страны |
4) | международная торговля |
А2 |
Экономическая наука изучает вопросы -
1) | принятия политических решений |
2) | взаимоотношений между государствами |
3) | рациональной организации хозяйства |
4) | укрепления национальной обороны |
А3 |
Верны ли следующие суждения?
А. Под экономическими благами понимаются блага ограниченные.
Б.Ограниченность экономических благ заставляет людей хозяйствовать рационально и делать выбор.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А4 |
Среди приведенных общественных отношений экономическими являются отношения
1) | по поводу власти в государстве |
2) | в сфере распределения материальных благ |
3) | между государством и гражданином |
4) | внутри социальных групп |
А5 |
Верны ли следующие суждения?
В традиционной экономике
А.хозяйственные отношения регулируются обычаями.
Б. большинство тружеников занято в промышленности.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А6 |
Ученые-экономисты указывают в числе основных факторов производства
1) | капитал |
2) | прибыль |
3) | собственность |
4) | ценные бумаги |
А7 |
Какой из примеров иллюстрирует отношения обмена в обществе?
1) | лечение в санатории |
2) | отдых на популярном курорте |
3) | покупка билета на поезд |
4) | изготовление лекарственных препаратов |
А8 |
Отношения производства в обществе можно проиллюстрировать примером:
1) | проведения отпуска на популярном курорте |
2) | покупки холодильника в крупном магазине |
3) | выпечки печенья в частном кафе |
4) | продажи уникальной коллекции монет |
А9 |
Верны ли следующие суждения?
А.Для рыночной экономики важна конкуренция между товаропроизводителями.
Б.Образование крупных монополий оздоровляет рынок, усиливая свободную конкуренцию.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А10 |
В стране Н. существует товарное производство и денежное обращение. Большинство занятых трудится на промышленных предприятиях. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что экономика страны Н. носит плановый (командно-административный) характер?
1) | молодые работники имеют льготы на предприятиях |
2) | цены на товары и услуги устанавливаются специальными государственными органами |
3) | государство осуществляет денежную эмиссию |
4) | большинство работников трудится на промышленных предприятиях |
А11 |
Исторически наиболее ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак -
1) | преобладание свободного рыночного хозяйства |
2) | регулирование производства товаров при помощи обычаев |
3) | конкуренция на рынках товаров монополистов и свободных производителей |
4) | централизованное государственное управление хозяйством |
А12 |
Какой пример свидетельствует о присутствии в современной смешанной экономике элементов традиционной экономической системы?
1) | Использование промышленными предприятиями электроэнергии, произведенной ветряными электростанциями. |
2) | Изготовление фар для автомобилей небольшой фирмой-партнером крупного автогиганта. |
3) | Развитие ручного ремесленного промысла – изготовления глиняных игрушек и художественных изразцов. |
4) | Разработка текстильным предприятием новой коллекции тканей со старинным орнаментом. |
А13 |
Понятия «курс акций», «дивиденд», «голубые фишки» характерны для
1) | государственного регулирования экономики |
2) | функционирования фондового рынка |
3) | развития потребительского кредита |
4) | финансирования оборонной промышленности |
А14 |
Работники фирмы, занимающейся производством строительных материалов «Добрый дом» получают дивиденды от ценных бумаг этого предприятия. Это право сохраняется за ними даже в случае увольнения. Какую форму собственности представляет данная фирма?
1) | государственную |
2) | кооперативную |
3) | частную |
4) | акционерную |
А15 |
Верны ли следующие суждения?
А. Ценными бумагами являются векселя, акции, облигации.
Б.К числу ценных бумаг относят ренту и дивиденды.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А16 |
Прибыль фирмы создается в процессе
1) | распределения |
2) | производства |
3) | сбора налогов |
4) | обмена |
А17 |
Гражданин Ф. подарил своему сыну на шестнадцатилетие принадлежащий ему ноутбук. Этот пример, прежде всего, иллюстрирует право собственника
1) | владеть |
2) | распоряжаться |
3) | пользоваться |
4) | наследовать |
А18 |
Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к
1) | уравновешиванию спроса и предложения |
2) | снижению объемов производства |
3) | увеличению расходов на природоохранную деятельность |
4) | снижению косвенных налогов |
А19 |
Расходы государства в текущем году превысили размер собранных поступлений от налогов и пошлин. Это свидетельствует о(об)
1) | увеличении производительности труда |
2) | возникновении дефицита государственного бюджета |
3) | росте числа частных предприятий |
4) | снижении потребительских расходов |
А20 |
В результате аварии на химическом предприятии произошел выброс вредных отходов химического производства, что привело к временной остановке всех аналогичных производств в стране. Это вызвало падение курса акций предприятий химической отрасли. Данный пример иллюстрирует ситуацию на рынке
1) | ценных бумаг |
2) | банковских кредитов |
3) | товаров и услуг |
4) | недвижимости |
А21 |
Предприятия различных форм собственности (государственные, акционерные, индивидуальные частные) объединяет необходимость
1) | выпуска ценных бумаг |
2) | увеличения количества занятых |
3) | уплаты налогов в государственный бюджет |
4) | выхода на внешний рынок |
А22 |
Поведение потребителя на рынке непосредственно определяется
1) | наличием государственной поддержки предпринимательства |
2) | уровнем цен на товары и услуги |
3) | льготным налогообложением малого бизнеса |
4) | размерами внешнего долга государства |
А23 |
Предприниматель Р. для того, чтобы защитить свои накопления от инфляции, вложил их в недвижимость за рубежом. Каким иным способом граждане могут сохранить свои накопления от инфляционного обесценивания?
1) | Хранить сбережения в наличной форме в банковском сейфе. | |
2) | Хранить сбережения дома в наличной форме | |
3) | Дать сбережения в долг приятелю под беспроцентный заем. | |
4) | Приобрести на них высокодоходные акции крупных компаний. |
А24 |
Верны ли следующие суждения?
Назначением налоговой политики государства является
А. перераспределение доходов от богатых к бедным с целью стабилизации общественных отношений.
Б.обеспечение государственных расходов.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
А25 |
Одной из причин, вызывающих инфляцию, является
1) | рост дефицита государственного бюджета |
2) | исполнение государственного бюджета с профицитом |
3) | расширение рынка труда, появление новых рабочих мест |
4) | увеличение выпуска потребительских товаров |
Часть В.
В1 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «макроэкономика».
Мировой рынок, прибыль фирмы, структура экономики,, курс валют, безработица, издержки, инфляция.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В2 |
Установите соответствие между понятием и определением. К каждой позиции первого столбца подберите позицию второго столбца.
ПОНЯТИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ||
1) | закрытое акционерное общество | А) | ценная бумага, дающая ее владельцу право на получение части прибыли предприятия |
2) | дивиденд | Б) | внешнее, силовое воздействие государства на людей |
3) | акция | В) | доход, получаемый владельцем ценной бумаги |
4) | договор | Г) | предприятие, участники которого имеют именные паи, не являющиеся ценными бумагами |
Д) | соглашение сторон, имеющее определенные юридические последствия |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
1. | 2. | 3. | 4. |
В3 |
Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «рыночная экономика».
Конкуренция, частная собственность, свобода потребителя, предпринимательство, директивные цены, спрос.
Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________ .
В4 |
Установите соответствие между типами экономических систем и характеризующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ЭКОНОМИКИ | ||
1) | свободная конкуренция | А) | рыночная |
2) | цены определяет спрос и предложение | Б) | традиционная |
3) | государство директивно руководит экономикой | В) | плановая |
4) | преобладает натуральное хозяйство |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В5 |
В текущем году по прогнозам экспертов инфляция составит не менее 9%. Выберите финансовые инструменты, с помощью которых граждане смогут защитить свои накопления от инфляционных потерь в этом году. Обведите цифры правильных ответов и впишите их в строку в порядке возрастания.
1) | хранение сбережений дома в наличной форме |
2) | дача крупной суммы взаймы под 10% годовых |
3) | вложение в акции компании, приносящие доход в 9,5 % годовых |
4) | размещение средств на краткосрочном депозитном счете в банке под 10, 5 % |
5) | вложение денег в крупный зарубежный банк под 2% годовых |
6) | приобретение пая в паевом инвестиционном фонде (ПИФе), доходность которого составляет 6,5% годовых |
Ответ: __________________
В6 |
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Крупная иностранная компания вложила средства в строительство предприятия в России. |
2) | Подобное явление, полагаю, свидетельствует об инвестиционной привлекательности нашей страны. |
3) | Думается, что привлечение инвестиций из-за рубежа будет способствовать созданию новых рабочих мест. |
4) | Отечественный предприниматели также вкладывают больше средств в строительство предприятий, чем в предыдущие годы. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
В7 |
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения.
(1)Рыночная экономика может успешно развиваться только в условиях свободной конкуренции товаропроизводителей. (2) Возникновение крупных монополий способствует оживлению конкуренции, помогает небольшим и малым компаниям в их выходе на рынок. (3)Государство для поддержания свободного развития рынка должно способствовать росту монополий. (4) Спрос и предложение являются главными индикаторами состояния рынка. (5) Если потребительский спрос возрастает, имеет смысл наращивать предложение. (6)В условиях роста предложения товара на него обязательно должен вырасти и спрос.
Выберите из предлагаемого текста ошибочные суждения. Выпишите цифры, соответствующие им в таблицу ответа под соответствующими буквами. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответа.
А | Б | В |
В8 |
Установите соответствие между видами налогов и их примерами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры | Виды налогов | ||
1) | акцизный сбор | А. | прямые налоги |
2) | единый социальный налог | Б. | косвенные налоги |
3) | налог на имущество | ||
4) | налог с продаж |
Впишите полученный ответ в таблицу, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
В9 |
В перечне приведены три общие и три различные черты между рыночной и плановой экономическими системами.
1) | разрешение проблемы ограниченности ресурсов |
2) | отыскивание способов эффективного использования сырья и материалов |
3) | обеспечение свободной конкуренции товаропроизводителей |
4) | реализация принцип специализации отраслей хозяйства и предприятий |
5) | директивное планирование выпуска товаров |
6) | установление цен на товары посредством колебаний спроса и предложения |
Ответ оформите в виде таблицы. В первую часть таблицы впишите цифры, обозначающие общие черты, а во вторую часть таблицы – различия. Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ | РАЗЛИЧНЫЕ ЧЕРТЫ | ||||
Часть С.
С1 |
Гражданин Н. открыл депозитный счет в банке под 9% годовых сроком на один год и один месяц. Какую функцию денег иллюстрирует данный пример? Приведите любой аналогичный пример, иллюстрирующий данную функцию денег.
С2 |
Читая статью о состоянии экономики своей страны в текущем году, гражданин нашел информацию о том, что валовый внутренний продукт (ВВП) возрос на 5,6%. О чем свидетельствует данный показатель? Укажите любой показатель, который должен был бы встревожить гражданина, свидетельствовав о неблагоприятной ситуации состояния национальной экономики.