Роль гуманитарных и общественных наук в формировании мировоззрения экономиста
Высшее образование — это сплав профессиональных знаний и убежденности, свойственных современному образу жизни.
Формирование современного экономиста предполагает творческое овладение каждым студентом фундаментальной экономической теорией. Учение о законах развития общества — это главный компас на пути к социальному и экономическому прогрессу. Невозможно переоценить значение глубокого и систематического усвоения фундаментальной экономической науки, сознательного, вдумчивого усвоения, а не механического заучивания отдельных истин и формул. Только тогда знание теории чего-нибудь стоит, когда оно превращается в убеждение, подкрепляется делом. Иначе говоря, каждый экономист должен быть активным и способным, на деле проводить экономическую политику, вести хозяйственный процесс с максимальной эффективностью.
В деле воспитания современного рыночного мировоззрения важная роль принадлежит общественным наукам. Выявлять во всем многообразии и учитывать в практической деятельности общие закономерности социально-экономического развития возможно лишь на основе глубокого знания современной экономической теории. Эти знания вооружают всех, кто стремится постичь законы общественного развития, новыми теоретическими положениями, выводами и фактическими данными, позволяющими лучше понять содержание всемирно-исторического процесса интеграции мировой экономики.
Изучать закономерности рыночного способа ведения хозяйства возможно лишь на основе творческого овладения инструментарием современной экономической теории. За последние годы интенсивно развивалось мировое содружество, международные союзы типа транснациональных корпораций (ТНК), Евросоюз (ЕС). Объединенные общностью экономических интересов и целей страны бывшего СССР — Содружества независимых государств (СНГ) развивают всестороннее сотрудничество на основе принципов интернационализма. Экономическая теория является важнейшим инструментом познания законов развития мирового содружества. В современных условиях изменения мирового политического климата в мире создаются более благоприятные предпосылки для широкого распространения идей интернационализации экономических знаний.
Возрастание роли общественных наук на современном этапе развития России определяется также тем, что рыночное хозяйство развивается на основе познанных законов, общественного развития.
От того, какие взгляды усвоит молодежь, какой образ экономического мышления и жизненную закалку она получит, будут зависеть успехи дальнейшего продвижения России по пути экономического развития. Это имеет исключительное значение в практической работе будущего экономиста. Современная экономическая теория носит творческий характер. Это универсальный метод познания и эволюционного преобразования действительности. Экономическая наука стала фундаментом развития современного общества рыночного типа хозяйствования.
Теория рыночных механизмов хозяйствования и современная концепция развития нашего общества, позволяют по-новому поставить многие вопросы экономического, социально-политического и духовного развития России. В высших учебных заведениях России преподавание общественных наук осуществляется специальными кафедрами.
В соответствии с ныне действующим образовательным стандартом второго поколения и учебным планом студенты последовательно изучают циклы учебных дисциплин, элементом которых являются знания в области общественных наук, Это блок гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Первой среди них изучается философия, затем культурология, история, социология, политология и др. Систематическое изучение экономической теории в высшей школе начинается с изучения истории.
В курсе философии изучаются наиболее общие закономерности развития природы, общества и человеческого мышления, раскрываются вопросы методологии изучения всех явлений природы и общества, обосновывается диалектика как философский метод теоретического мышления и как учение о всестороннем развитии природы, общества и человека.
Знание диалектики необходимо для правильного осмысления сущности и метода естественных наук. Без философского обоснования невозможны никакие экономические науки. Всякая общественная наука, в том числе и экономическая, не может ограничиваться простым накоплением фактов, а должна выявлять логические связи между разрозненными фактами, обобщать их и систематизировать. Эту важнейшую задачу общественные науки могут успешно выполнить, лишь руководствуясь диалектикой, надежнейшим инструментарием познания истины. Диалектика — основа экономической науки, она позволила преодолеть разобщенность между экономикой и философией.
Прогрессивные ученые на протяжении всей истории экономических учений не раз подчеркивали необходимость связи философии и экономики. Важной проблемой, с которой столкнутся не только студенты экономического, но и других факультетов, является изучение взаимосвязи человека и окружающей среды.
Молодым экономистам предстоит посильно участвовать в выработке и реализации научно обоснованных программ воспроизводства природных условий, необходимых для жизнедеятельности общества, охраны здоровья человека, а также — среды обитания.
Особое место в обществоведческом образовании экономиста занимают социологические и политологические проблемы. За курсом философии следует курс экономической теории.
От других дисциплин социальной науки экономическую теорию отличают два обстоятельства: наличие центрального ядра теоретических и эмпирических знаний и возможность применить эти знания к огромному множеству разнообразных тем. Структуру дисциплины «экономика» можно рассматривать в виде гигантского дерева. Корни — вводные курсы, которые знакомят студента с принципами экономического мышления и их применением к разнообразным ситуациям. Ствол — это совокупность принципов, фундаментальных понятий, аналитических и количественных методов, широко используемых экономистами-профессионалами. Ветви дерева — это огромное множество субдисциплинарных областей, таких как: монетаристская экономика, промышленная организация и другие.
Итак, место общественных наук в системе высшего образования экономистов определяется следующим:
во-первых, они имеют общее образовательное значение, давая студенту-экономисту систему знаний о законах развития современного мира, а это необходимо для широты его кругозора, высокой общей культуры;
во-вторых, они необходимы экономистам-специалистам для их полноценной экономической и хозяйственной деятельности;
в-третьих, они имеют огромное воспитательное значение.