Положительные аспекты присоединения к ВТО
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
Кафедра Экономики
Выполнила: | Студентка гр. ЭБО-01 Безрукова Ольга |
Проверил: | Фиров Н.В. |
Курсовая работа
По предмету: «Макроэкономика»
На тему: «Россия и ВТО»
Королёв,2012
Оглавление:
I. Введение:. 3
II. ВТО.. 4
Цели и принципы. 5
Условия присоединения. 14
III. Россия и ВТО.. 14
Положительные аспекты присоединения к ВТО. 14
Отрицательные аспекты присоединения к ВТО. 16
IV. Что сделает Россия дабы обезопасить себя.. 19
V. Последствия вступления России в ВТО.. 20
Потери. 24
VI. Заключение:. 25
VII.Список использованной литературы:. 27
I. Введение:
Последнее время многих пользователей интернета и не только их, мучает один, назревший вопрос: «Зачем Россия вступила в ВТО?». Ведь с первых фактов становиться понятно, что плюсов не так уж и много, как минусов. Возможно, просто СМИ не раскрывает нам всю правду о получении выгоды. Ведь не может глава нашего государства добиваться вступления в ВТО около 18 лет, а потом вступить и себе же в убыток!? Да так, что будет вероятность, вообще, развала его рыночной системы. Ведь совершенно очевидно, что с этим вступлением, скорее всего, очень сильно измениться наш внутренний рынок, а внешний потерпит не настолько сильные потрясения.
Моя работа разбивается примерно на 4 части:
Ø В Первой части я расскажу, в общем, что из себя представляет ВТО, его основные функции, принципы и условия присоединения.
Ø Во Второй части мы рассмотрим вступление России в Всемирную Торговую Организацию, её положительные и отрицательные аспекты присоединения.
Ø В Третей части мы посмотрим, что делает Россия, дабы обезопасить себя от полного раскрытия «своих дверей».
Ø В Четвертой, заключительной части, мы рассмотрим последствия вступления в ВТО и подведем итоги, сделаем выводы, а вообще нужно ли нам было вступать.
Моей задачей исследования, я считаю, состоит некий анализ непростой ситуации сложившейся в соответствии с вступлением нашей страны во Всемирную Торговую Организацию. Так как мы уже вступили в неё, то моя задача изучить, а затем проанализировать, «зачем это нужно России?». Ведь по первому взгляду мы от этого не выигрываем.
Тема моей курсовой работы имеет практическую важность, ведь наше вступление в ВТО скажется очень сильно на нашей рыночной системе и по прогнозам очень плохо должна отразиться на многих отраслях нашего рынка. Только единичные отрасли не пострадают от нашего вступления, хотя и они немного пошатнуться. Так вот моя работа актуальна и важна, значительна , потому что из-за вступления в ВТО могут и пострадают многие люди. Так как это коснётся практически каждого.
Объектом моего исследования является вступление России в Всемирно Торговую Организацию.
Предмет же: это изменения на нашем рынке после вступления России в ВТО и снижения пошлин на импорт разных иностранных товаров.
II. ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО; англ. World Trade Organization (WTO))— международная организация, созданная в 1995 году с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО является преемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
ВТО отвечает за разработку и внедрение новых торговых соглашений, а также следит за соблюдением всех соглашений, подписанных большинством стран мира и утвержденных их парламентами. Обсуждения проблем и принятие решений по глобальным проблемам расширения и перспективам дальнейшего развития мировой торговли проходят в рамках многосторонних торговых переговоров или иначе говоря раунды. К настоящему времени проведено 8 раундов таких переговоров, включая самый первый Уругвайский (1995), а в 2001 году стартовал девятый в Дохе, Катар.
Штаб-квартира ВТО расположена в Женеве, Швейцария. Генеральный директор ВТО — Паскаль Лами.
Правила ВТО предусматривают ряд льгот для развивающихся стран. В настоящее время развивающиеся страны — члены ВТО имеют (в среднем) более высокий относительный уровень таможенно-тарифной защиты своих рынков по сравнению с развитыми. Правила ВТО регулируют только торгово-экономические вопросы. Попытки США и ряда европейских стран начать дискуссию касательно условий труда. Что позволило бы считать недостаточную законодательную защиту работников в качестве «нелегитимного[1]» конкурентного преимущества. Были отвергнуты из-за протестов развивающихся стран, поскольку такие меры, в конечном счёте, ещё больше усугубят положение трудящихся в связи с сокращением рабочих мест, снижением доходов и уровня конкурентоспособности.
Цели и принципы.
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 г. Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Начала свою деятельность с 1 января 1995 г. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников Организации на основе пакета Соглашений Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.). Эти документы являются правовым базисом современной международной торговли.
Соглашение об учреждении ВТО предусматривает создание постоянно действующего форума стран-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, и контроля над реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом так же, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений (включая торговлю услугами и вопросы торговых аспектов прав интеллектуальной собственности) и имеет большие полномочия в связи с совершенствованием процедур принятия решений и их выполнения членами организации. Неотъемлемой частью ВТО является уникальный механизм разрешения торговых споров.
С 1947 г. обсуждение глобальных проблем либерализации и перспектив развития мировой торговли проходит в рамках многосторонних торговых переговоров (МТП) под эгидой ГАТТ. К настоящему времени проведено 8 раундов МТП, включая Уругвайский, и продолжается девятый. Главная цель ВТО состоит в дальнейшей либерализация мировой торговли и обеспечении справедливых условий конкуренции.
Важнейшими функциями ВТО являются:
- контроль над выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда;
- проведение многосторонних торговых переговоров между заинтересованными странами-членами;
- разрешение торговых споров;
- мониторинг[2] национальной торговой политики стран-членов;
- техническое содействие развивающимся государствам в рамках компетенции ВТО;
- сотрудничество с международными специализированными организациями.
Общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
получение более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО, включая транспарентность[3] их внешнеэкономической политики;
устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;
возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.
Все страны-члены ВТО принимают обязательства по выполнению основных соглашений и юридических документов, объединенных термином "Многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами.
Важнейшие принципы ВТО в области регулирования международной торговли и торговой политики следующие:
Принцип наибольшего благоприятствования или принцип недискриминации в торговле. Этот принцип требует, чтобы любое преимущество, привилегия, льгота или иммунитет, предоставленные любой страной-участницей любому продукту. Происходящему или предназначенному для любой другой страны, были распространены немедленно и, безусловно, на аналогичный продукт, происходящий или предназначенный для всех других стран-участниц (ст. I ГАТТ-1994). Режим наибольшего благоприятствования носит безусловный характер, и страны, вступившие в ВТО, обязаны применять данную статью в ее полном объеме. Это означает, что если в ходе двусторонних переговоров Договаривающаяся сторона предоставляет другой стороне тарифные льготы, то такие же льготы в принципе имеют право требовать все остальные Договаривающиеся стороны, т.е. ни одна страна не должна предоставлять особые торговые преимущества другой стране или применять в отношении нее дискриминационный подход.
Принцип национального режима товарам и услугам иностранного происхождения. Данный принцип устанавливает, что страны-участницы должны предоставлять товарам иностранного происхождения тот же режим, что и национальным товарам в области внутренних налогов и сборов, а также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих внутреннюю торговлю (ст. III).
Принцип зашиты национальной промышленности. Предполагается, что через импортные тарифы в интересах развития национальной промышленности страна может осуществлять защиту, основанную только на таможенных тарифах, а не на иных торгово-политических мерах, включая количественные ограничения (квоты), стандарты и др. (ст. ХI - ХVI ч. II).
«Ни одна из стран-участниц не должна устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы никаких запрещений или ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий и других мер, кроме таможенных пошлин, налогов или других сборов».
Принцип создания устойчивой основы торговли. Обеспечивается обязательностью соблюдения тарифных уровней, согласованных Договаривающимися сторонами. Это предполагает, что тарифы должны сокращаться посредством многосторонних переговоров и не могут повышаться впоследствии (ст. II ч. I).
Принцип содействия справедливой конкуренции. Речь идет о решении вопросов субсидий и демпинга[4]. В антидемпинговом кодексе ГАТТ содержатся правила, используемые правительствами с целью реагирования на демпинг, осуществляемый на их внутреннем рынке заграничными конкурентами. В ВТО может быть поставлен вопрос о наличии экспортных и внутренних субсидий и об использовании компенсационных пошлин с целью уменьшения негативных последствий субсидий. Необходимость многостороннего регулирования в данной сфере обусловлена, прежде всего, тем, что субсидирование производства и экспорта продукции обеспечивает экспортерам определенные преимущества в конкурентной борьбе на мировом рынке. Применение таких мер одной страной вызывает ответную реакцию со стороны других стран, которым, по их мнению, наносится ущерб. Это приводит к взаимным обвинениям в недобросовестной конкуренции, введению так называемых компенсационных мер. Отсюда стремление ВТО не допустить ведение «войны субсидий» и использование компенсационных мер в протекционистских целях (ст. XVI ч. 11).
Общее запрещение количественных ограничений импорта. Такие ограничения до сих пор оказывают влияние на торговлю сельскохозяйственными товарами, текстилем, сталью и некоторыми другими товарами. Исключение составляют случаи применения количественных ограничений в целях защиты платежного баланса (ст. ХII ч. 11) и предотвращения утечки запасов иностранной валюты, вызванной спросом на импортные товары в связи с развитием внутреннего производства (ст. ХVIII ч. II).
Принцип возможных действий в чрезвычайных обстоятельствах. В данном случае предусматриваются «изъятия» и применение «защитной оговорки». «Изъятия» (ст. ХХV ч. 111) означают возможность отмены конкретных обязательств в рамках ВТО, если это вызвано экономическими или торговыми обстоятельствами. «Защитная оговорка» (ст. ХIХ ч. 111) предполагает возможность установления ограничений на импорт или временную отмену тарифных уступок в отношении товаров, которые импортируются в увеличивающихся количествах и причиняют или могут причинить серьезный ущерб конкурирующим национальным производителям.
Принцип региональных торговых договоренностей. В рамках которых группа стран соглашается ликвидировать или снизить барьеры в отношении друг друга. Это допускается в качестве исключения из общего правила режима наибольшего благоприятствования при условии соблюдения определенных жестких критериев (ст. ХХIV ч. III). Предусматривается, что региональные торговые группировки могут выступать как таможенный союз или зона свободной торговли. В обоих случаях пошлины и другие барьеры практически во всей торговле между странами группировки должны быть ликвидированы. В зоне свободной торговли каждая страна-член проводит свою собственную внешнеторговую политику, включая установление тарифов в отношении третьих стран. В случае таможенного союза устанавливается единый таможенный тариф для третьих стран. Региональная интеграция призвана дополнять многостороннюю торговую систему.
Специальные условия для развивающихся стран предусматривают поощрение оказания помощи развивающимся странам и обеспечение им более благоприятных условий доступа их товаров на мировые рынки, а также освобождение этих стран от взаимности по обязательствам о сокращении или устранении тарифов и других торговых барьеров. По итогам Токийского раунда было принято положение о предоставлении развивающимся странам режима всеобщей системы преференций (ВСП), которая допускает специальный торговый режим для наименее развитых стран.
Исключение в отношении текстиля и одежды предполагает регулирование торговли этими товарами путем установления промышленно развитыми странами квот на импорт текстиля и одежды из более конкурентоспособных развивающихся стран.
Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, состоящая из представителей государств-членов, которая собирается раз в два года. Первая Конференция состоялась в Сингапуре в декабре 1996 г., вторая - в Женеве (Швейцария) в мае 1998 г. Заключительная декларация первой Конференции министров подтвердила курс ВТО на либерализацию торговли и осуществление контроля над торговой политикой, а также приоритет многосторонней торговой системы перед региональными торговыми соглашениями.
За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет, созываемый по мере необходимости — обычно 8-10 раз в год. Он также проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров и Комиссии по контролю над торговой политикой. Четыре соглашения ВТО, обязательные только для заинтересованных стран, привели к созданию особых органов управления, подотчетных Генеральному совету. Генеральный совет делегирует функции трем советам:
Ø Совету по торговле товарами;
Ø Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность;
Ø Совету по торговле услугами.
1. Совет по торговле товарами осуществляет контроль над действием многосторонних соглашений по торговле товарами, (содержащихся в Приложении 1А) Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем над соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ-1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами. Занимающихся вопросами доступа на товарные рынки, мерами по санитарии, проблемами, связанными с торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.
В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой.
2. Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль над соблюдением соответствующего соглашения, (содержащегося в Приложении 1С) к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избеганием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
3. Совет по торговле услугами осуществляет контроль над выполнением соответствующего соглашения, (содержащегося в Приложении 1В), а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.
Генеральному совету подотчетны 3 комитета:
· по торговле и развитию;
· по ограничениям, связанным с платежным балансом;
· по бюджету, финансам и административным вопросам.
Кроме того, в его ведении находятся 2 специальных органа:
Ø по проведению периодических обзоров торговой политики;
Ø по рассмотрению спорных вопросов.
Секретариат возглавляется Генеральным директором и четырьмя его заместителями. Он несет ответственность за обеспечение деятельности органов ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и предоставления технической помощи развивающимся странам. Входящий в Секретариат отдел технического сотрудничества и профессиональной подготовки кадров оказывает помощь развивающимся странам путем предоставления информации, справочной и технической документации; проведения семинаров; организации миссий и курсов подготовки кадров в области торговой политики для государственных служащих из развивающихся стран и стран Восточной и Центральной Европы.
ВТО имеет статус юридического лица и пользуется всеми привилегиями и иммунитетами, предоставленными специализированным учреждениям ООН. Бюджет ВТО и размер индивидуальных взносов стран-членов основываются на традиционной практике и правилах ГАТТ-1994, а именно, на основе долей стран-членов ВТО в общем объеме осуществляемой ими торговли.
Условия присоединения.
В декабре 2006 года была опубликована подробная информация об основных результатах переговоров, где приведены как сведения по важнейшим товарным позициям, так и консолидированные данные по остальным. Результаты на ноябрь 2011 года по всем тысячам позиций опубликованы на английском языке на сайте Миниэкономразвития. До этого переговоры велись в закрытом режиме, что является обычной практикой для переговоров по экономическим вопросам, включая ВТО.
В течение первого года после вступления ни одна внешнеторговая пошлина не будет снижена. По разным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет; в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1 % до 8,2 %. Таможенные пошлины на потребительские товары, массово производящиеся в России, практически не снизятся (за исключением автомобилей и обуви). В то же время, будут отменены пошлины на компьютеры и элементную базу, снижены пошлины на бытовую электронику и электротехнику, лекарства, технологическое и научное оборудование. Россия обязуется вдвое сократить субсидии сельскому хозяйству — с $9 млрд. в 2012 году до $4,4 млрд., при этом предприятия АПК не будут получать экспортных субсидий.
III. Россия и ВТО.
Положительные аспекты присоединения к ВТО.
Во-первых: принятый в цивилизованном мире инновационный путь экономического развития невозможен без присоединения к высоким технологиям. Их стандарты задает система ВТО, стимулируя не столько товарообмен, сколько технический прогресс. Находясь вне системы, Россия обрекает себя на самоизоляцию, техническую отсталость, усиление сырьевой ориентации, сохранение форм хозяйствования, непригодных в рыночных условиях.
Притом, что национальная безопасность все более зависит от безопасности технологической. Она же, в свою очередь, определяется состоянием экономики в целом, а не только военно-промышленного комплекса.
Во-вторых: со вступлением в ВТО повышается инвестиционная привлекательность страны за счет введения в национальное законодательство общепринятых норм внешнеэкономического регулирования.
В-третьих: ВТО выступает в роли верховного арбитра в многочисленных международных хозяйственных спорах. Членство в ВТО автоматически избавит Россию от американской поправки Джексона-Вэника, с 1974 года ограничивавшей импорт в нашу страну – из-за тогдашних проблем с еврейской эмиграцией.
В-четвертых: ВТО защищает права на интеллектуальную собственность, в частности, регулирует острую для России проблему “утечки мозгов”.
В-пятых: адаптация страны к нормам ВТО предполагает уступки ей со стороны международного сообщества – в виде удовлетворения ряда встречных требований по “чувствительным” позициям экспорта.
В-шестых: Россия получит доступ к механизму разрешения торговых конфликтов, ежегодный ущерб от которых достигает 3 млрд. долларов США. Сможет участвовать в выработке новых правил международной торговли исходя из своих интересов, при этом Россия должна иметь равные со странами ВТО возможности по защите своих торгово-экономических интересов в рамках многостороннего механизма разрешения торговых споров.
В-седьмых: Россия сможет начать переговоры о присоединении к Европейскому экономическому пространству и к ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития).