Номинальный и реальный валютный обменный курс
Состояние баланса товаров и услуг зависит, в первую очередь, от реального валютного курса. Последний, в отличие от номинального (т.е. цены валюты одной страны, выраженной в денежных единицах другого государства), представляет собой относительную цену товаров, производимых в различных странах. RE = HE * P / PF
где RE — реальный валютный курс; NE — номинальный валютный курс; Р — уровень цен в данной стране; РF — уровень цен в стране, по отношению к которой определяется валютный курс.
Если реальный валютный курс достаточно высок, это означает что товары, произведенные в этой экономике, относительно дороги, а иностранные товары и услуги, соответственно, дешевы. Поэтому, при прочих равных условиях, повышение реального валютного курса ведет к превышению импорта над экспортом, и наоборот.
58. Модель Манделла-Флеминга
Модель Манделла-Флеминга, или модель малой открытой экономики (МОЭ), была разработана Р. Маделлом и Дж. Флемингом, представляет собой развитие модели IS – LM применительно к экономике, которая является достаточно «малой» для того, чтобы оказывать какое-либо существенное влияние на мировой финансовый рынок (ставку процента), и «открытой» в том смысле, что капитал (в страну или из страны) движется достаточно свободно (приближая внутреннюю ставку процента к мировой). Поэтому норма процента в такой экономике равна мировой.
Существенных отличий от модели IS – LM несколько. Во-первых, ставка процента является неизменной и равна мировой (горизонтальная линия iw). Во-вторых, положение линии IS зависит от уровня валютного курса (который в модели IS – LM как параметр не фигурирует в явном виде), т.к. внутренняя норма процента равна мировой. Повышение (ревальвация) валютного курса (ВК) приводит к сдвигу линии IS влево (сокращается чистый экспорт), понижение (девальвация) — вправо. 60
60. Экономическая политика при плавающем и фиксированном валютном курсе.
Влияние денежно-кредитной политики на МОЭ с плавающим валютным курсом заключается в следующем. Если центральный банк увеличивает предложение денег (т.е. проводит мягкую денежно-кредитную политику).
Это приводит к снижению обменного курса (т.е. девальвации национальной валюты) и, соответственно, увеличению чистого экспорта и уровня дохода. Следствием же ужесточения денежно-кредитной политики является повышение валютного курса и сокращение чистого экспорта и уровня дохода. Таким образом, в условиях МОЭ при плавающем валютном курсе денежно-кредитная политика не приводит к изменению нормы процента (в отличие от закрытой экономики, которая описывается моделью 18—ЬМ), а влияет на обменный курс и, через него, на размер чистого экспорта и уровень дохода.Что касается денежно-кредитной политики, то она в условиях МОЭ с фиксированным обменным курсом строго говоря «невозможна», т.к. изменение денежного предложения приводит к изменению ВК, т.е. требует проведения либо девальвации, либо ревальвации. Но поскольку ВК по определению фиксирован, в случае незначительных отклонений его рыночных котировок от официального уровня начнется либо «скупка» валютных резервов (рыночный курс отклоняется вверх от официального), что приведет к сокращению количества национальной валюты в обращении и увеличению ин-ной, либо сценарий будет обратным. В любом случае равновесие восстановится. 61
59. Макроэкономическая политика в открытой экономике.
Открытая экономика испытывает значительное влияние внешнего мира. Поэтому кроме «внутреннего равновесия» в открытой макроэкономической системе выделяется еще и внешнее, характеризующееся сбалансированным состоянием текущего и капитального счета платежного баланса, равновесным значением валютного курса.
Эффективность денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в условиях открытой экономики существенно зависит от режима валютного курса. В условиях плавающего валютного курса бюджетно-налоговая полигика оказывает влияние на уровень обменного курса национальной валюты, но не влияет на совокупный выпуск. Величина последнего может регулироваться путем проведения соответствующей денежно-кредитной политики. В условиях фиксированного валютного курса более эффективна бюджетно-налоговая политика, т.к. проведение дискреционной денежно-кредитной политики невозможно.
Макроэкономическое регулирование открытой экономики представляет собой особенно сложную задачу. С одной стороны, для достижения ее равновесия очень важно обеспечить стабильный валютный курс. Но чем более он стабилен, тем меньше возможностей для изменения денежно-кредитной политики (если курс фиксирован, то она, как мы говорили, попросту невозможна). Бюджетно-налоговая политика — более инерционный инструмент. 62
59. Макроэкономическая политика в открытой экономике.
Следовательно, в условиях малой открытой экономики, государству необходимо очень тщательно подходить к выбору валюты, к которой планируется «привязать» национальную денежную единицу, а также к выбору уровня фиксации валютного курса. 4. Экономика Республики Беларусь близка к «малой открытой экономике с фиксированным валютным курсом», т.к. приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. Однако она не полностью соответствует ей. Курс белорусского рубля не является жестко фиксированным.
62. Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике.
Опыт решения отдельных проблем в капиталистических странах, которые пришлось решать и в переходной (трансформационной) экономике, а также опыт трансформации командной экономики в Германии после Второй мировой войны и Китая в последней четверти XX в. Вместе с появлением проблем, которые пришлось решать реформаторам, возникла и экономическая научная дисциплина — транзитология, изучающая закономерности развития переходных экономик. Она анализирует и обобщает опыт проведения реформ в различных странах и выявляет общие закономерности, учет которых необходим для успешного реформирования. В теории и практике проведения рыночных реформ сложились две противоположных концепции. Одна из них называется «градуализм» (от английского слова «gradual» — постепенный), а вторая — «шоковая терапия». Второй термин используется для обозначения радикальных рыночных реформ.63
62. Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике.
Градуализм — это концепция проведения медленных, последовательных реформ, которая отводит государству главную роль в формировании рынка. Сторонники данной концепции считают, что так можно избежать резкого снижения производства и смягчить негативные социальные последствия рыночных преобразований. В качестве удачного примера постепенных реформ градуалисты ссылаются на опыт Китая.
Сторонники градуализма в китайском опыте постепенных реформ отмечают следующие принципы градуалистской политики:
1)может существовать система параллельных цен, а ценовая реформа может быть неполной и постепенной;
2) приватизация не является необходимой предпосылкой для повышения эффективности производства на госпредприятиях;
3) переход к рыночной экономике может осуществляться без жесткой макроэкономической политики;
4) либерализация внешнеэкономической политики может осуществляться постепенно (через постепенное увеличение зон свободной торговли);
5) важен порядок реформ.
«Шоковая терапия» — это концепция, в основе которой лежит одномоментная либерализация цен, быстрое сокращение государственных расходов, устранение бюджетного дефицита и подавление инфляции. Она основана на идеях монетаризма, современного варианта либеральнои рыночной теории, основоположником которого является Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии, и его последователи. 64
62. Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике.
Монетаристы исходят из того, что рынок является саморегулирующейся системой, способной порождать рыночные институты без участия государства. С другой стороны, государство не есть некоторый абстрактный институт, оно возглавляется конкретными людьми, которые заинтересованы в сохранении своего социального статуса и противодействуют сужению их функции в управлении экономикой.
Опыт стран с переходной экономикой подтверждает тезис монетаристов о том, что субъекты рыночного хозяйства создают необходимые для функционирования рынка правила и институты без вмешательства государства.
Но есть и негативные моменты в самоорганизации рыночного хозяйства, тем более в условиях смешанной экономики переходного периода. Во-первых, саморазвитие рынка на основе либерализации требует длительного времени. Во-вторых, саморазвитие может порождать антисоциальные институты, пагубные для развития экономики.
Обобщая опыт первых реформ можно сделать вывод, что выбор концепции трансформации во многом зависит от уровня социально-экономического развития страны. Страны с более высоким уровнем индустриального развития встречаются с проблемой трансформационного спада. 65
62. Понятие трансформационной экономики: основные черты и особенности. Концепции перехода к рыночной экономике.
Во-первых, проведение реформ означает ослабление координации экономической деятельности государственными органами и, в то же время, запаздывание в развитии координирующей способности рынка.
Во-вторых, командно-административная экономика — это экономика неравновесия. Всегда существовал дефицит одних товаров и накопление складских запасов других товаров.
В случае реализации градуалистской концепции реформ, правительство пытается решить финансовые проблемы за счет мягкой кредитно-денежной политики, т.е. за счет инфляции. Это в конечном счете ведет к проеданию сбережений населения и понижению текущих доходов, проеданию оборотных фондов предприятий. Кроме того, происходит перенос решения текущих проблем на следующие поколения, поскольку из-за проедания амортизации накапливается износ основных фондов как в сфере производства, так и в социальной сфере. Продолжают функционировать предприятия с низкой эффективностью использования ресурсов, развивается скрытая безработица.
В случае «шоковой терапии» правительство стремиться быстро прекратить работу неэффективных предприятий и включить рыночные механизмы с целью более эффективного использования имеющихся в стране ресурсов, в том числе и за счет радикальной либерализации внешней торговли. В результате радикальных реформ эффективность производства быстро повышается и перекрывает потери трансформационного спада. Появляются ресурсы для поддержания более высокого уровня социальной защиты населения. 66
63. Осн. направления рыночных преобразований
Либерализация экономики означает снятие разнообразных административных ограничений на принятие решений субъектами хозяйствования. Она предполагает либерализацию цен, внутренней и внешней торговли и дерегулирование бизнеса, снятие ограничений на доходы и заработную плату, демонтаж институтов планово-распределительной системы. Главный элемент указанных процессов — либерализация цен. С него начинается запуск рыночной экономики, потому что именно свободные цен определяют поведение агентов рынка.
Либерализация создала условия для приватизации, поскольку она обеспечивала реальные права собственника по принятию экономических решений.
Приватизация собственности бюрократией и криминальными структурами, начиная с государственных финансов, началась спонтанно вместе с распадом системы социализма. Поэтому одна из целей ускорения формальной приватизации — стремление реформаторов остановить спонтанную приватизацию, которая была несправедливой и неэффективной. Приватизация — это фундаментальное изменение в отношениях собственности, которое преследует прежде всего экономические цели: формирование основ рыночной экономики в целом, перераспределение ресурсов от старых к новым видам деятельности, проведение реструктуризации предприятий и повышение их эффективности. 67
63. Осн. направления рыночных преобразований
Основными ограничениями на скорость и методы приватизации стали политические факторы. Реформаторы стремились предотвратить чрезмерное вмешательство государства в деятельность предприятий, что было одним из оснований развивающейся коррупции.
Малая приватизация прошла быстро почти во всех странах. Основным способом малой приватизации стала продажа предприятий их работникам (инсайдерам) и только в Чехии большинство предприятий было продано на аукционах. Продажа инсайдерам, как показал опыт, осуществлялась по ценам более низким, чем на аукционах.
Рассмотрим основные методы приватизации.
Первоначальное публичное предложение акций (ПППА) на биржах ~ это стандартный метод приватизации на биржах в странах Запада. Этот метод представляет наиболее открытую и транспарентную форму приватизации. Цена компании определяется рынком, и государство в этом случае получает максимальный доход. Приватизация в этом случае становится доступной инвесторам различных стран. ПППА требует значительных затрат времени и финансов. Кроме того, у основных претендентов на собственность не было стимулов содействовать проведению ПППА. Этот метод лишь иногда применялся в Польше, Эстонии и Венгрии.
Прямая продажа или инвестиционные тендеры давали возможность аутсайдерам приобретать значительные объемы госсобственности. 68
63. Осн. направления рыночных преобразований
Для крупных предприятий, которым требовался иностранный инвестор, это была единственная возможность выживания. Но эти методы приватизации были нетранспарентны, множество условий требовалось обсуждать с чиновниками. Заинтересованные инсайдеры не могли на равных участвовать в тендерах с иностранными инвесторами из-за недостатка средств и оказывали сопротивление приходу внешних инвесторов (аутсайдеров). Эксперты считают, что теоретически это был наихудший способ приватизации. Прямые продажи и тендеры имели успех в Венгрии, Чехии и Эстонии, т.е. в странах с наиболее сильной государственной властью.
Ваучерная приватизация. Ваучер — это сертификат, дающий каждому гражданину право на приобретение части государственной собственности. Они распределялись среди всего населения. Сама приватизация проходила быстро и пользовалась общественной поддержкой. Но ваучерная приватизации приводила к распылению собственности. Она стала важнейшей формой приватизации в Чехии, Литве, Латвии, Армении, в Казахстане, за ваучеры было куплено 20% акций в России. Инсайдерская приватизация, т.е. приватизация в пользу менеджеров или работников предприятий. В ряде стран претензии работников и менеджеров на собственность были так велики, что другая форма приватизации была невозможна. Это была наиболее легкая и быстрая форма приватизации, которая получила распространение в странах СНГ. 69
63. Осн. направления рыночных преобразований
В России Программа приватизации (1992) предусматривала 3 модели приватизации. Наиболее популярной оказалась вторая модель, по которой до 51% голосующих акций, т.е. контрольный пакет, могли получить работники пред-ий. Половина акций могла быть оплачена ваучерами. 3/4 пре-ий были приватизированы по этой модели. Банкротство и ликвидация стали наиболее эффективными формами перехода к рынку. Сама угроза банкротства стимулирует жесткие бюджетные ограничения, улучшает платежную дисциплину лучшими формами, приводит к увольнению слабых менеджеров. Процедура банкротства позволяет избавиться от старых собственников не справившихся со своей задачей. Это эф-ый способ реструктуризации предприятий. По выражению Й. Шумпетера, банкротство — это «созидательное разрушение», оно передает ресурсы неэф-но ра-ботающего пред-ия тем предпринимателям, которые используют эти ресурсы с большей пользой для общ-ва. Нов. собственники получают юридически чистую компанию, которая не имеет долгов, в т.ч. скрытых, не имеет доли гос-ва в своих активах. Наконец, банкротство открывает рынки, прежде захваченные дотационными пред-ми и улучает конкурентную среду.
63. Осн. направления рыночных преобразований
Процедуры банкротства, как и ликвидации без процедуры банкротства, получили распространение в странах ЦВЕ и Прибалтики. К примеру, в 10-миллионной Венгрии, в 1992 г. было зарегистрировано 14060 банкротств. В России, после принятия нового закона о банкротстве, в 1999 г. было зарегистрировано 10000 банкротств, что сразу улучшило платежную дисциплину, и доля бартера в расчетах сократилась с 54% в 1998 г. до 21% в 2000 г. 70
63. Осн. направления рыночных преобразований
С появлением на предприятии новых собственников и изменением правил игры в экономическом пространстве у предприятий появляются новые пели деятельности и способы их достижения. Процесс их адаптации к изменившимся условиям принято называть реструктуризацией предприятий.
В новых условиях работы фирмы осуществляют, прежде всего, организационную перестройку, т.е. создают новые функциональные подразделения (например, в области финансового менеджмента, маркетинга, управления человеческими ресурсами), осуществляют децентрализацию некоторых функций управления. Все больше функций по производству деталей и комплектующих, осуществлению конструкторских, ремонтных работ и др. выносится за пределы фирм (аутсосрсинг) и соответствующие подразделения фирм ликвидируется.
На предприятиях производят разделение активов, т.е. выделение в самостоятельные юридические лица или передача уже существующим организациям непрофильных подразделений.
Большинство предприятий вынуждены искать новых потребителей и изменять ассортимент выпускаемых товаров {реструктуризациярынков); высвобождать излишнюю рабочую силу и нанимать работников нужной квалификации (реструктуризация рабочей силы); обновлять оборудование (реструктуризация ресурсов), изменять методы управления (реструктуризация менеджмента) и т. д