Предпринимательство и его инновационная функция
Предпринимательствов узком смысле этого слова - это бизнес, в котором основным источником прибыли служит создание новых способов получения прибыли в производстве (новые факторы производства, новое сочетание факторов, новые сферы приложения капитала, новые товары), в сбыте продукции, доход, возникающий в результате несовершенства в законодательстве, системе социальных и психологических отношений и т.д. Американский профессор Н.Х. Лефф писал, что предпринимательство в узком смысле слова «представляет собой способность к нововведениям, инвестициям и расширению в отношении новых рынков, товаров и методов».
В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элеента:
- новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию
- действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции
Предпринимательство всегда связано с нововведениями. На эту сторону экономической деятельности обращали внимание многие выдающиеся экономисты, такие как Й.Шумпетер, А.Маршалл.
А.Маршалл определил действительную роль предпринимателей в обществе: своим новшеством они не только создают новый порядок, но и ускоряют процессы, уже конструктивно созревающие в обществе.
Й.Шумпетер показал тождественность предпринимательства и инноваций. Предприниматель призван решительно ломать прежние формы производства и организации жизни общества, он является революционером в экономике, постоянно осуществляющим «созидательное разрушение», являясь главной фигурой в экономическом развитии общества. Все это приводит к мысли о том, что предпринимательство и новаторство в современном обществе представляют собой взаимосвязанное целое. Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой понимается целесообразная деятельность, направленная на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Предпринимательство характеризуется обязательным наличием инновационного момента - будь то производство нового товара, смена профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий - это также инновационные моменты. Инновационная функция предпринимательства обусловлена самим характером предпринимательской деятельности, стремлением выиграть в конкурентной борьбе, расширить и укрепить свой сегмент рынка. В условиях жесткой конкурентной борьбы сделать это можно исключительно за счет внедрения в производство достижений научно-технического прогресса. Инновационная функция предпринимательства связана с такой важной составляющей деятельности предпринимателя, как новаторство. Предприниматель создает новшества, продукцию и услуги, не известные ранее путем нового сочетания и более высокого уровня использования традиционных экономических факторов – земли, труда и капитала. Постепенно новаторская функция становится основополагающей: предприниматель стремится своей деятельностью не только отвечать на все запросы времени, но и предвосхищать их. Это выражается в ускорении темпов научно-технического прогресса, быстрой смене моделей производимых товаров, готовности максимального удовлетворения перспективных потребностей покупателей, тесном контакте с потребителями для внедрения и распространения новшеств (товаров, услуг, технологий, организации производства и пр.). Таким образом, «задача предпринимателей – реформировать и революционализировать способ производства путем внедрения изобретений, а в более общем смысле - через использование новых технологий для производства новых товаров или прежних товаров, по новым методам, благодаря открытию нового источника сырья или нового рынка готовой продукции – вплоть до реорганизации прежней и создания новой отрасли промышленности
В современной литературе встречается достаточно много определений инноваций: Под инновацией подразумевается объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент.М. 2002, с
Инновация понимается как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент в АПК.М. МСХА. 2003, с.
Инновация – новая или улучшенная продукция (товар, работа, услуга), способ (технология) ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и (или) экономики производства, и (или) реализации продукции, обеспечивающие экономическую выгоду, создающие условия для такой выгоды или улучшающие потребительские свойства продукции (товара, работы, услуги). Кулагин А.С. Немного о термине «инновация»// Инновации. 2004, с.
Инновация представляет собой создаваемые новые или усовершенствованные технологии, виды продукции или услуги, а также решения производственного, административного, финансового, юридического, коммерческого или иного характера, имеющие результатом их внедрения и последующего практического применения положительный эффект для задействовавших их хозяйствующих субъектов. Степаненко Д.М. Классификация инноваций и ее стандартизация// Инновации. 2004, с. 77
Мы будем считать ,что Инновация – нововведениев области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности. Райзберг Б.А. Лозовский Л.Ш. Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь.М. ИНФРА-М. 1999, с. 136.
.
Анализ приведенных определений показывает, что в них присутствуют как бы два момента:
Во-первых, это новая идея, продукт, услуга,
Во-вторых, это внедрение нового в производственную систему, в результате чего меняется сама производственная система, она переходит в новое качественное состояние.
Основоположник теории инноваций Й. Шумпетер под инновациями понимал переход из одного уровня качества в другой, а под производством не простое комбинирование ресурсов, а создание нового.
Он выделяет пять типичных изменений:
1 Изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства.
2. Изменения вследствие внедрения продукции с новыми свойствами.
3. Изменения вследствие использования нового сырья.
4. Изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения.
5. Изменения вследствие появления новых рычагов сбыта.
Чем отличается предприниматель от обычного производственника? Прежде всего, тем, что ищет новое во всех сферах, гае он прикладывает свой труд и свою энергию. У него должен быть «инновационный тип мышления» (по определению П. Друкера).
Под инновационным предпринимательством понимается процесс создания и коммерческого использования новшеств, нововведений в различных сферах.