Роль государства в формировании программ корпоративной социальной ответственности. Сущность государственно-частного партнерства в России
Уровень жизни населения является ключевой характеристикой эффективного развития экономики. Следовательно, выявление проблем стимулирования развития корпоративной социальной политики со стороны государства позволит сформулировать направления совершенствования государственной политики в данном вопросе.
Государственное стимулирование включает прогнозирование, бюджетирование, финансирование, лицензирование, налогообложение, администрирование, кредитование, надзор, контроль и учет. Следовательно, государственное стимулирование социальных программ характеризуется следующими трудностями:
• пределы государственного стимулирования;
• необходимость государственного стимулирования социальных программ предприятий;
• состав государственного стимулирования;
• особенности государственного стимулирования в настоящий момент в России.
• воздействие государственного стимулирования на развитие программ.
Государственное стимулирование предполагает дополнительное изучение специалистами, которые расходятся во мнениях и формируют два основных направления.
Первое направление - стимулирование является необязательным, поскольку формирование на предприятиях социальных программ носит добровольный характер, а это значит, что государство не может обязывать или контролировать реализацию данных программ. Руководители предприятий характеризуются высокой степенью сознательности, что приводит к необязательности контроля.
Второе направление - руководители предприятий не характеризуются социальной ответственностью, что приводит к необходимости государственного вмешательства.
Следует отметить существование промежуточной позиции, которая направлена на формирование необходимых условий государством для реализации социальных программ (невмешательство государства в реализацию мер). В результате, государство формирует льготный налоговый режим и другие преференции предприятиям, занятым реализацией социальных программ, а реализация программ переходит в сферу регулирования внутренних договоренностей относительно вопросов этики. При этом на предприятиях создаются корпоративные кодексы – своды правил и принципов делового поведения, а также принципов корпоративной социальной ответственности.
Изучение социальной политики развитых стран позволяет сформулировать вывод, что государству следует оказывать стимулирующее воздействие на реализацию социальных программ по следующим причинам:
• программы являются социально значимыми;
• реализация программ оказывает влияние в пределах всего государства.
В России наблюдается формирование социальных программ на начальной стадии, а, следовательно, опыт зарубежных стран в данном вопросе является важным. Государственное регулирование социальных программ осуществляется косвенным способом, что предполагает решение большинства вопросов специальными общественными организациями.
Высокий уровень жизни населения развитых стран определяется не только экономическим развитием, но и эффективной государственной политикой и социальной деятельностью коммерческих компаний, которые приняла ответственность за общество с целью достижения устойчивого развития.
На российских предприятиях также делается упор на реализацию саморегулирования функционирования относительно разработки и дальнейшей реализации социальных программ.
Государство России не стимулирует развитие социальных программ прямыми методами. Была создана законодательная база, формирующая границы реализации программ. Регулирование социальных программ осуществляется в соответствии с федеральными законами, Бюджетным, Налоговым, Трудовым и Гражданским кодексами Российский Федерации.
Следовательно, государственное регулирование корпоративных социальных программ предполагает формирование необходимых условий развития социальных программ предприятий, которые смогут стимулировать их реализацию. Таким образом, возникает необходимость эффективного распределения нагрузки между работодателями и государством в отношении реализации социальных обязательств (в отношении сфер социального обеспечения, добровольного и обязательного социального страхования). Нагрузка обязательного социального страхования не должна являться сдерживающим фактором развития социальных программ и предприятия.
В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:
- сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;
- взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;
- взаимодействие сторон имеет равноправный характер;
- ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;
- в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;
- финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.
Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.
Государственно-частное партнерство представляет собой объединение материальных и нематериальных ресурсов общества (государства или местного самоуправления) и частного сектора (частных предприятий) на долговременной и взаимовыгодной основе для создания общественных благ (благоустройство и развитие территорий, развитие инженерной и социальной инфраструктур) или оказания общественных услуг (в области образования, здравоохранения, социальной защиты и т.д.).
Можно сказать, что ГЧП - это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей промышленности и инновационной сфере.
Государственно-частное партнерство позволяет избежать, с одной стороны, недостатков прямого регулирования государства, а с другой - "провалов рынка". Основной аргумент в поддержку ГЧП состоит в том, что и общественный (государственный), и частный секторы обладают своими собственными уникальными характеристиками и преимуществами, при объединении которых создается возможность более эффективно действовать и достигать лучших результатов именно в тех сферах, где особенно заметны "провалы рынка" или неэффективность государственного управления - как правило, это социальная сфера, проблемы экологии, создание инфраструктуры.
Государственно-частное партнерство выполняет следующие характерные функции:
1) удовлетворяет потребности общественного сектора, используя или заимствуя ресурсы частного сектора;
2) поддерживает государственные полномочия и функции, при этом предоставляя услуги совместно с частным сектором;
3) состоит из двух или более сторон, работающих ради достижения совместных целей. Участниками ГЧП могут быть местные и государственные органы власти, коммерческие предприятия и некоммерческие организации (например, местные сообщества, клубы услуг, организации социального обслуживания или объединения по интересам), которые:
разделяют полномочия и ответственность;
функционируют на равных;
совместно затрачивают время и ресурсы;
разделяют инвестиции, риски и выгоды;
поддерживают отношения в течение определенного срока, а не для осуществления одной трансакции;
имеют четкое соглашение, контракт или иной' правоустанавливающий документ.
В строгом смысле ГЧП институционально преобразует сферы деятельности, традиционно относящиеся к ведению государства.
Партнерские отношения государства и бизнеса требуют согласования интересов этих двух основных институтов современного общества и экономики. Государство заинтересовано в росте объемов и улучшении качества предоставляемых услуг населению и экономическим агентам инфраструктурными и социально ориентированными отраслями. Частный сектор стремится стабильно получать и увеличивать прибыль. Причем стратегически мыслящий бизнес выстраивает свои приоритеты в первую очередь не просто под размер прибылей, а в интересах устойчивости получения доходов от проектов. При этом обе стороны заинтересованы в успешном осуществлении проектов в целом.
Каждая из сторон партнерства вносит свой вклад в общий проект. Так, со стороны бизнеса таким вкладом являются: финансовые ресурсы, профессиональный опыт, эффективное управление, гибкость и оперативность в принятии решений, способность к новаторству и т.п. Участие предпринимательского сектора в совместных проектах обычно сопровождается внедрением более эффективных методов работы, совершенствованием техники и технологии, развитием новых форм организации производства, созданием новых предприятий, в том числе с иностранным капиталом, налаживанием эффективных кооперационных связей с поставщиками и подрядчиками. На рынке труда, как правило, повышается спрос на высококвалифицированные и хорошо оплачиваемые профессии.
На стороне государства в проектах ГЧП - правомочия собственника, возможность налоговых и иных льгот, гарантий, а также получение некоторых объемов финансовых ресурсов. Государство как главенствующий субъект и основной регулятор вправе перераспределять при необходимости ресурсы с чисто производственных программ на социальные цели (образование, здравоохранение, наука, культура), а это во многих случаях не только способствует общему улучшению социально-экономического климата, повышает инвестиционный рейтинг страны, но и прямо сказывается на партнерских проектах. Более того, в ГЧП государство получает более благоприятную возможность заняться исполнением своих основных функций - контролем, регулированием, соблюдением общественных интересов. Так, по мере развития ГЧП в сфере инфраструктуры государство может сместить акценты своей деятельности с конкретных проблем строительства и эксплуатации объектов на административно-контрольные функции. И немаловажно в связи с этим то, что неизбежные предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса. Общественная же значимость ГЧП заключается в том, что в конечном итоге выигрывает общество как глобальный потребитель более качественных услуг.
Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:
1. Контракты как административный договор, заключаемый между государством (органом местного самоуправления) и частной фирмой на осуществление определенных общественно необходимых и полезных видов деятельности. Наиболее распространенными в практике ГЧП считаются контракты на выполнение работ, на оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, на оказание технической помощи. В административных контрактных отношениях права собственности не передаются частному партнеру, расходы и риски полностью несет государство. Интерес частного партнера состоит в том, что по договору он получает право на оговариваемую долю в доходе, прибыли или собираемых платежах.
2. Аренда в ее традиционной форме (договоры аренды) и в форме лизинга. Особенность арендных отношений между властными структурами и частным бизнесом заключается в том, что происходит на определенных договором условиях передача частному партнеру государственного или муниципального имущества во временное пользование и за определенную плату. В случае договора лизинга лизингополучатель всегда имеет право выкупа государственного или муниципального имущества.
3. Концессия (концессионное соглашение) является специфической формой отношений между государством и частным партнером, получающей все большее распространение. Ее особенность заключается в том, что государство (муниципальное образование) в рамках партнерских отношений, оставаясь полноправным собственником имущества, составляющего предмет концессионного соглашения, уполномочивает частного партнера выполнять в течение определенного срока оговариваемые в соглашении функции и наделяет его с этой целью соответствующими правомочиями, необходимыми для обеспечения нормального функционирования объекта концессии. За пользование государственной или муниципальной собственностью концессионер вносит плату на условиях, оговоренных в концессионном соглашении.
Источником исключительности предоставляемых по концессионному соглашению прав является не статус государства как собственника, а его прерогативы как органа публичной власти. Исключительный (монопольный) характер прав, предоставляемых государством концессионеру (частному партнеру), заключается в том, что в рамках территории или вида деятельности, на которые он получает исключительное право, не допускается аналогичная деятельность любых третьих лиц, а также и самого государства.
Известно, что концессии как важнейшая форма партнерства государства и частного бизнеса получили наиболее широкое распространение в инфраструктурных отраслях, где особенно остро необходимы приток частных инвестиций и высококвалифицированное управление. Различаются, по меньшей мере, на три вида концессий: 1) концессия на уже существующие объекты инфраструктуры; 2) концессия на строительство или модернизацию инфраструктурных объектов; 3) передача объектов государственной собственности в управление частной управляющей компании.
4. Соглашения о разделе продукции. Эта форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом частично напоминает традиционную концессию, но все, же отлична от нее. Если в концессиях концессионеру на правах собственности принадлежит вся выпушенная по соглашению продукция, то в соглашениях о разделе продукции партнеру государства принадлежит только ее часть. Раздел продукции между государством и инвестором, его условия и порядок определяются в соглашении. В мировой практике соглашения о разделе продукции как форма партнерских отношений между государством и частным бизнесом активно используются в сфере нефтяного бизнеса.
5. Совместные предприятия являются распространенной формой партнерства государства и частного бизнеса. В зависимости от структуры и характера совместного капитала разновидностями этой формы могут быть либо акционерные общества, либо совместные предприятия на долевом участии сторон. Существенной особенностью совместных предприятий любого типа является то, что государство постоянно участвует в текущей производственной, административно-хозяйственной и инвестиционной деятельности. Самостоятельность и свобода в принятии решений частным партнером здесь гораздо уже, чем, например, в концессиях.
В последние годы, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерств и их модификации. Так, если концессионные соглашения первоначально стандартно применялись при сооружении автострад, автостоянок, обеспечении централизованным теплоснабжением, то в настоящее время они получили распространение в таких сферах, как национальная оборона, образование, кабельное телевидение, некоторые виды городского общественного транспорта и др. В ряде стран частный бизнес проектирует, строит, а затем управляет больницами, школами и другими общественными объектами.