Особенности политики корпоративной социальной ответственности в России

Понятие корпоративной социальной ответственности

Ведущее объединение корпораций США, занимающееся развитием и продвижением концепции КСО определяет корпоративную социальную ответственность как «Достижение коммерческого успеха путями, которые основаны на этических нормах и уважении к людям, сообществам, окружающей среде »

Политика корпоративной социальной ответственности – это взаимосвязанный набор политик, практики и программ, которые интегрированы в процесс бизнеса, цепочки поставок, процедуры принятия решений на всех уровнях компании и включают ответственность за текущую и прошлую деятельность и будущее влияние деятельности компании на внешнюю среду. Концепция КСО в компаниях разного уровня, различных сфер бизнеса включает разные компоненты.

Но самая широкая трактовка КСО включает в это понятие:

1 корпоративную этику;

2 корпоративную социальную политику в отношении общества;

3 политику в сфере охраны окружающей среды;

4 принципы и подходы к корпоративному управлению;

5 вопросы соблюдения прав человека в отношениях с поставщиками, потребителями, персоналом;

6 политику в отношении персонала.

Особенности политики корпоративной социальной ответственности в России

Прежде всего, хотелось бы отметить, что пока всерьез о политике социальной ответственности и стратегии участия в жизни общества задумываются преимущественно крупные общенациональные компании и подразделения международных компаний.

Средний бизнес, за редким исключением, работает «по старинке», ведя бизнес, как придется и, занимаясь разовой благотворительностью. Однако мы надеемся, что в том числе и благодаря этой публикации принципы социальной ответственности будут восприняты и приняты в практику и средних, и небольших российских компаний.

Несмотря на активное продвижение принятых за рубежом принципов социальной ответственности в бизнес сообществе России, наша страна и содержание российского бизнеса накладывают свои особенности на развитие концепции КСО в России.

Эти особенности необходимо учитывать как при выработке индивидуальных подходов компаний, так и в разработке единых принципов КСО российского бизнеса. Я бы разделила эти особенности на три подгруппы: особенности связанные с историей и географией России; особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления; особенности, связанные с социальной и политической ситуацией в стране.

Исторические и географические особенности :

1 огромная территория;

2 удаленность населенных пунктов друг от друга, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке;

3 концентрация капитала в наиболее неосвоенных и климатически сложных регионах страны (Сибирь и Север – нефтяная промышленность, газовая, алюминий, никель);

4 преобладание моно городов, где вся инфраструктура и население привязаны к одному предприятию;

5 разваливающая социальная инфраструктура.

Особенности, связанные с менталитетом населения и традициями корпоративного управления :

1 высокие социальные ожидания при низкой социальной активности населения: жители регионов ожидают решения всех социальных проблем от компаний, местной и федеральной власти, но в массе своей не готовы предпринимать самостоятельные усилия для решения общественных проблем;

2 традиции трудовых взаимоотношений – жесткая привязка работника к предприятию наличием «своих» социальных учреждений (свой детский сад, своя больница, свой санаторий, свой магазин, свой клуб) при низкой оплате труда, кроме того, последствия многолетней оценки качества работника по его лояльности власти и идеологии, а не продуктивности работы;

3 неадекватное отношение прессы к усилиям компаний в поддержке общества: от полного игнорирования до патологических подозрений в корысти.

Особенности, связанные с социальной и политической ситуацией в стране :

1 высокий уровень бедности в регионах;

2 огромное количество и большой разброс социальных проблем на территориях – непонятно, «за что хвататься»;

3 отсутствие опыта и государственной инфраструктуры для решения «новых» проблем: наркомании, бездомности, проблемы СПИДа;

4 давление местных властей, вынуждающих компании выделять ресурсы не на те программы, которые связаны с нуждами и интересами компании, а на приоритеты (а иногда и причуды) местных властей.

Таким образом, российский бизнес, с одной стороны, стремится к выработке индивидуальных и общих подходов к социальной ответственности, внедрить в практику международные принципы прозрачности, экологической безопасности, трудовых отношений, поддержки общества.

С другой стороны, он вынужден содержать разваливающиеся социальные учреждения на территориях, сохранять большое количество «советских» льгот для персонала, отбиваться от «благотворительного рэкета» местных властей.

В этой ситуации выходом может являться разработка таких подходов к социальной ответственности компаний, которые были бы основаны на общепринятых международных принципах социальной ответственности, но с другой стороны, предлагали бы формы осуществления политики социальной ответственности с учетом особенностей России. Работа по выработке таких подходов уже идет.

Одним из серьезных препятствий на пути внедрения в России концепции социальной ответственности считается низкая капитализация большинства российских компаний, отсутствие ресурсов на осуществление масштабной социальных программ.

Согласно различным данным, более 40% общего объема средств на социальные программы, выделяемых ежегодно российскими компаниями (а это более полумиллиарда долларов) приходится на 20 крупнейших корпораций, в основном, добывающего сектора. Возможности компаний, производящих потребительские товары, предоставляющих услуги существенно ограничены.

Однако не стоит думать, что качественная политика социальной ответственности – это деньги, деньги и еще раз деньги.

Скорее наоборот, прямые финансовые расходы составляют менее 20% затрат компании на осуществление эффективной политики социальной ответственности.

Все остальное – добрая воля и время топ менеджмента и персонала, использование других материальных ресурсов компании.

Для успеха политики социальной ответственности компании важен не только и не столько объем средств, которые компания расходует на социальные программы. Важно, как она их расходует, какой получает результат на один затраченный рубль или доллар.

Держит ли компания слово, соответствует ли ее практика заявленным принципам и целям;

Имеют ли представление работники компании о ее усилиях и разделяют ли работники позицию и подходы компании (в особенности это важно для среднего звена менеджмента);

Есть ли взаимосвязь между тем, как компания ведет бизнес, и ее социальными программами;

Имеют ли представление потребители, партнеры, клиенты компании о ее политике и социальной программе, как они к этому относятся

Как относится общество в целом к усилиям компании, причем, как в регионах присутствия, так и (для крупных компаний) в целом в стране.

Сравнительная таблица КСО в России и Европе

КСО в России и Европе: основные отличия.    
Сравнимые индикаторы Великобритания и континентальная Европа Россия  
Основные стейкхолдеры по степени важности Персонал. Потребители. Сообщество. Акционеры. Государство. Собственники. Персонал. Потребители.  
Стимулирующие/ движущие силы развития КСО Сами корпорации. НКО и сообщество. Государство. Государство (верховная исполнительная власть). Сами корпорации. Местные власти.  
Роль неправительственных/ некоммерческих организаций Многочисленны и многообразны; Одни из основных драйверов, подстегивающих и/или сотрудничающих с бизнесом в (Гринпис, Бизнес в Сообществе, т.п.); Большое влияние на общественное мнение существенным влиянием и реальные механизмы давления на бизнес в целом (например, дело "Шелл" и вышки "Брент Спар"). Пока сравнительно немногочисленны; Скорее помощники, чем двигатели КСО; В вопросах КСО пока недостаточно КСО.  
Тенденции социальной отчетности (СО) СО инициируется самим бизнесом; СО находится на начальном этапе; Стандарты СО хорошо адаптированы и широко применяются; СО ориентировано на всех большинство стейкхолдеров. СО находится на начальном этапе; Зачастую недопонимается как целостная система и недооценивается ее полезность в долгосрочной перспективе; СО в основном ориентирована на государство и акционеров  

Совершенно очевидно, что корпоративная социальная ответственность в России находится пока в начальной стадии своего развития. Поэтому - за некоторыми исключениями - заметно недопонимание чисто практической ценности корпоративной социальной ответственности.

В этой связи существует опасность подменить положительно зарекомендовавшую себя на практике концепцию корпоративной социальной ответственности на конвейер по производству документации по кваз и положительной социальной отчетности. В целом, создается впечатление об отсутствии у большинства российских компаний осмысленной долгосрочной стратегии в корпоративной социальной ответственности.

Примеры внедрения социально отриентированных технологий КСО:

1. Показательным примером является социальная политика компании «Лукойл» и ее дочерних предприятий. В условиях изменения логового законодательства компания ООО «Лукойл-Пермь» освоила новые методы взаимодействия с территориями деятельности

- это социальное проектирование и социальные инвестиции.

Основным форматом социального проектирования является конкурс соц. И культурных проектов, проводимый компанией Лукойл.

Основными принципами поддержки общественных инициатив являются конкурсное распределение средств.

Результатом конкурса стало интенсивное вовлечение населения в проектную деятельность, что приводит к росту гражданской активности, формированию отношений социального партнёрства.

Проводя активную социальную политику на территории деятельности, компания не только способствует соц-экономическому и культурному возрождению, но и повышает собственный имидж, что в настоящее время не маловажно.

2. ОАО «Газпром» проводит программу по переводу корпоративного транспорта на использование газа в качестве топлива. Примером стала программа развития систем образования и стимулирования научных разработок. Достигаемый результат программы состоит в комплексной поддержке учебных заведений, развитии инноваций. Активно распространяются программы стипендиальной поддержки талантливых студентов и преподавателей ВУЗов.

3. ОАО «Татнефть» вкладывает значительные средства в обучение и развитие работников, обеспечение безопасных условий их труда, поддержание здорового образа жизни, в сооружения, обеспечивающие высшую степень защиты окр. среды от вредных воздействий производственных мощностей

4. ООО «Сибур-Химпром» Социальная ответственность для СИБУРа – это необходимая составляющая построения успешного и устойчивого бизнеса.

В рамках единой социальной политики «Сибур-Химпром» реализует комплекс программ, направленных на постоянное обучение, создание комфортных и безопасных условий труда, предоставление медицинского страхования.

В сфере экологии и промышленной безопасности внедряются современные технологии, позволяющие существенно повысить надежность оборудования и снизить нагрузку на окружающую среду. Помимо этого, «Сибур-Химпром» реализует программы социального спонсорства и благотворительности, которые направлены на поддержку молодежи, детей и ветеранов труда.

Наши рекомендации